Начальная школа – важный этап в развитии ребенка, когда он получает те навыки и компетенции, которые позволят ему успешно обучаться в старшей школе и получать высшее образование. На протяжении всего года ученики начальных классов школы №2009 учатся планировать свою деятельность, выбирать занятия по интересам и отвечать за их результат. Для этого педагоги создают условия, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельной и значимой личностью. Дети участвуют в днях открытых дверей, неделях мастеров, научных фестивалях и получают важный опыт руководства, самопрезентации, коммуникации.
Начальная школа начинается с дня открытых дверей – родители приходят с дошколятами присматриваться к школе. Каким мы привыкли видеть подобное мероприятие? Представляется родительское собрание, где завуч и педагоги начальных классов отвечают на вопросы об особенностях образовательной программы школы, о ее традициях и правилах. Такая система уже давно исчерпала себя и не удовлетворяет ни педагогов, ни родителей. Учителя вынуждены из года в год выступать перед аудиторией с давно известной информацией. Родители же попросту не получают целостной картины. Намного важнее и интереснее для них оказаться на дне открытых дверей, где помимо презентации возможностей можно увидеть и готовый результат. А что говорить о дошкольниках, которые приходят на мероприятие вместе со старшими? Как привлечь их внимание? Еще в 2015 году коллектив школы задался целью провести такой день открытых дверей, на котором не заскучает ни один гость. Многие родители хотят лично познакомиться с учителями начальной школы – и мы идем им навстречу. Кроме того, к организации дня открытых дверей привлекают учеников разного возраста и их родителей.Кто, как не выпускник начальной школы, сможет лучше ответить на вопросы родителей об учителях и программе обучения? Педагоги выделили темы, которые интересуют гостей, и распределили их по классам. Дети сами придумали, как они расскажут и покажут весь образовательный процесс в начальном отделении 2009-й школы. Учителя видят, как выросли их дети за четыре года. Четвероклассники осознают, что они – носители традиций и на них лежит большая ответственность. Родители получают честные ответы, а дошкольники вовлечены в образовательно-игровой процесс. В итоге день открытых дверей представляет собой квест, где каждая «станция» отвечает на один из пяти подготовленных и обширных вопросов: о школьной форме, об учебниках и уроках, о режиме дня, о кружках и секциях, а последняя, пятая, «станция» отведена внеурочной деятельности. И «рулят» квестом сами дети.Внеурочная деятельность – одно из основных направлений работы с дошкольниками и учениками начальных классов. Особый интерес для детей и родителей представляют недели мастеров – определенные дни в году, когда ученики демонстрируют свои способности. Первая неделя, неделя «Мастера Живописи, Скульптуры и Архитектуры», проходит в середине октября. На переменах, а также после уроков в коридорах и кабинетах разворачиваются мастерские живописи, скульптуры и архитектуры, открывая всем желающим возможность ознакомиться с творчеством юных мастеров.Неделя «Мастер на все руки» посвящается различным методикам и технологиям, а неделя «Мастера концертной, театральной сцены и цирковой арены» традиционно завершается большим концертом школьников. Подготовить свой номер может любой желающий, даже если он не занимался танцами или вокалом в профессиональных кружках. Свобода самовыражения на каждой такой неделе раскрепощает школьников: кто-то находит новых друзей, кто-то – новое увлечение, а кому-то из участников хватит смелости выступить еще раз, но перед другой публикой и с более серьезной работой. Например, с презентацией своей исследовательской деятельности на фестивале проектных работ «Узнайки и Умейки», который задумывался как альтернатива многочисленным конкурсам проектов и исследований. Причина поиска такой альтернативы связана с тем, что соревновательная атмосфера, которой сопровождается любой конкурс, отрицательно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и творчества воспитанников детских садов и учащихся начальных классов. Фестиваль, на который съезжаются дети из школ Юго-Западного, Северного и Северо-Западного округов Москвы, стал уже традиционным праздником познания, творчества и общения. Школьники, участники фестиваля, участвуют в круглых столах и говорят о своих замыслах, но так как аудитория в основном состоит из детей, надо не просто рассказать, а придумать такой способ изложения, чтобы заинтересовать слушателей. Вторая часть, мастерские, предполагает обучение новым умениям.Когда педагоги видят, как на их глазах дети не только физически растут, но и по-настоящему взрослеют – находят новые увлечения, рассказывают о них, выступают пусть с небольшими, но научными проектами – это вселяет надежду на то, что ребята в будущем смогут прочно встать на ноги, уверенно смотреть в будущее. Начало положено!Ольга КУРЦЕВА, заместитель директора по дошкольному образованию и начальному общему образованию школы №2009
Комментарии