Цель урока: обеспечение понимания учащимися причин зарождения в русском обществе первой половины XIX века недоверия к Русской православной церкви, причин формирования нового мировоззрения, в основе которого лежит неверие (будущий атеизм).
Задачи урока: 1. Показать, что дальнейшее ограничение влияния РПЦ в обществе приводит к отступлению от христианских основ жизни.2. Доказать, что в результате усиления влияния Запада развивается духовный и культурный раскол между православным русским народом и дворянской верхушкой, расширяется влияние иноверных религий, формируются нецерковный слой и антицерковная оппозиция, в сторону потребительства смещаются нравственные ориентиры общества.3. Развивать умения учащихся формулировать собственную точку зрения, сравнивать политику в отношении церкви Александр I и Николая I, работать с документами (цитатами из святоотеческой литературы).4. Воспитывать лучшие нравственные качества на примерах служения Святителя Филарета, митрополита Московского и Преподобного Серафима Саровского.Предварительное домашнее задание: по материалу учебника, раздаточному материалу сравнить политику в церковном вопросе Александра I и Николая I.Ход урокаВводный этап урока. Мотивационная беседа. Учитель предлагает вопросы: – Кто из учащихся класса православный? – Что является основой жизни для верующего человека? – При каких условиях верующий человек может потерять правильную дорогу? Демонстрация фрагмента фильма «Крестный путь» (кадры уничтожения храмов в СССР в 30-е гг. XX века). Ставится проблема: почему русский народ, глубоко верующий, православный, потерял свою дорогу к правде? Что случилось с русскими людьми в первой половине XIX века? Изменилась ли ситуация в современной России?Учащимся предлагается вспомнить, какие вопросы обсуждаются при изучении истории РПЦ: отношение церкви с государством, положение в обществе, ситуация в самой церкви. Этап 1. Отношения церкви и государства. Учащимся предлагается вспомнить, через какие этапы проходит развитие отношений государства и церкви: РПЦ поддерживает государство, противостояние «священства» и «царства», ограничение прав РПЦ. Перед учащимися ставится вопрос: какие отношения имеют место в первой половине XIX века? В ходе обсуждения домашнего задания формулируются следующие идеи: 1. РПЦ внесла значительный вклад в победу в Отечественной войне 1812 года.2. Императоры первой половины XIX века увеличили материальное обеспечение служителей РПЦ.3. Церковь продолжала оставаться частью государственной системы.На основе данных идей делается вывод: церковь, включенная в государственный механизм, несет ответственность за неправильные действия властей, теряя при этом свой авторитет. В обществе растет недоверие к РПЦ, православию вообще. Этап 2. Отношения общества и церкви. Эти отношения рассматриваются в ходе работы трех групп учащихся с раздаточным материалом. (Высказывания деятелей церкви для данной публикации даются в сокращении. – Прим. ред.)Задание группе 1 Технологическая карта:1. Прочитайте высказывания деятелей Церкви.2. Определите, какие ценности становятся главными в русском обществе. В чем причины этих изменений?3. Сформулируйте, чем опасна потеря нравственных ориентиров для общества.Святитель Феофан (1815-1894), затворник Вышенский: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические убеждения. Они пошатнули и христианские, и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет, человек ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно было всем топтать, у иных выходило: не замай! Не тронь! Дай свободу! И дали! Начались требования – инде (сначала) разумные, далее полоумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут, неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции».«Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеет. Ужели мы не образумимся?»Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860), старец Оптиной пустыни: «Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает».Епископ Иоанн (Соколов) (1818-1869), Смоленский:«Не кажется ли вам, что жизнь наша как будто сдвинулась с вековых религиозных и нравственных оснований и в разладе с народною верою и совестью, с отечественною любовию и правдою идет будто невесть куда? Но это было бы ужасно. Народ! Помни Бога!»Митрополит Московский Филарет (Дроздов) (1782-1868):«Из тайных скопищ… безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно с шумом и воплями как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира…»Задание группе 2 Технологическая карта:1. Прочитайте высказывания деятелей Церкви.2. Определите, какие новые идеи проникают в Россию в первой половине XIX века. В чем причина этих процессов?3. Сформулируйте, как меняется отношение общества к Русской православной церкви в первой половине XIX века.Святитель Феофан (1815-1894), затворник Вышенский: «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить спиритизм и бредни с Божественным Откровением».«Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли? Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу… вольнодумцы».Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860), старец Оптиной пустыни:«Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится».Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Ставропольский:«Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно было вечно, забвение вечного, как бы несуществующего, насмешки и ругательства над христианством, утонченное и любое гонение на Церковь, гонение на жизнь Её…»Задание группе 3 Технологическая карта:1. Прочитайте высказывания деятелей Церкви.2. Определите, в чем проявляется раскол между народом и дворянством в первой половине XIX века. В чем причина этого раскола?3. Сформулируйте, почему и дворянство, и народ проявляли недоверие к Православной церкви. Святитель Феофан (1815-1894), затворник Вышенский: «Знаете ли, какие у меня безотрадные есть мысли? Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу… вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда не годятся».Преподобный Серафим (1759-1833), Саровский чудотворец:«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет».К.Н.Леонтьев (1831-1891), русский философ:«Церковь должна быть независимее нынешнего. Иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее. Церковь должна смягчать государственность, а не наоборот». В ходе анализа формулируются выводы:1. В русском обществе усиливается влияние Запада.2. Усиливается стремление к потребительству.3. Растет духовный раскол между простым народом и дворянской верхушкой.4. Распространяются неправославные взгляды.Общий итог данного этапа урока – в результате действия этих факторов растет недоверие к Церкви со стороны и простого народа, и дворянской верхушки. Этап 3. Ситуация в РПЦ. Учитель: Одним из главных последствий перемен в обществе стало отчаяние, которое выразил в своем стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» А.С.Пушкин. Это стихотворение и последующие читают учащиеся. Ребятам предлагается оценить настроение данного произведения. Учитель: Пушкин получает ответ на свое отчаянное послание от митрополита Филарета: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана…»Учащимся предлагаются материал о роли митрополита Филарета в жизни РПЦ и ответ теперь уже Пушкина на послание митрополита («В часы забав иль праздной скуки…»). Дети делают вывод, что поэту помог найти дорогу к правде, к вере митрополит. Другие же люди находили ее под влиянием великих русских старцев. Одним из них был Преподобный Серафим Саровский. Учащимся предлагается фрагмент фильма «Без патриарха», на основе которого они делают вывод о роли дивеевского чудотворца в нравственном развитии русского общества. Но много ли было таких батюшек? Заключительный этап урока. Рефлексия. Внимание учащихся привлекается к проблеме урока. Они делают вывод: в первой половине XIX века в русском обществе растет недоверие к РПЦ, вызванное ограничением прав Церкви со стороны государства, усилением негативного влияния Запада, невысоким образовательным уровнем большинства священников. Это недоверие первой половины XIX века перерастет во второй половине века в маловерие, а в начале XX века – в безверие, которое и станет причиной гонений Церкви. Учитель предлагает задуматься: не похожа ли ситуация первой половины XIX века на то, что происходит с нами сейчас? Какие выводы должен сделать каждый из нас? Учащиеся формулируют свое мнение. Наталия ТАЛАЕВА, учитель истории Новобытовской средней школы с углубленным преподаванием отдельных предметов Московской области, лауреат конкурса «Учитель года России-2010»
Комментарии