search
main
0

Уже не обещают…

Какие перспективы у работников образования в части повышения заработной платы?

Подходит конец первой четверти, или середина первого семестра. Школы по-прежнему учатся по-разному, и каникулы, соответственно, проходят тоже неодномоментно, как и аттестация школьников. Отшумели радостные первосентябрьские линейки, подарены осенние цветы в День учителя… Изменилось ли хоть что-то для педагогов страны в квитках о заработной плате?

 

Несмотря на глобальную проблему, изменения носят стихийный и локальный характер. По сути, все по-прежнему зависит от региона, единых рекомендаций по всей стране нет. И это тоже очередной промах Минпросвещения. Единство на бумаге не означает равного подхода к заработным платам педагогов. На деле получается так, что, выполняя одну и ту же работу во Владивостоке и Петербурге, в Светлогорске и Москве, педагоги школ, детских садов и колледжей получают разную зарплату. И нормируется это не нагрузкой, а возможностями отдельно взятого региона.

Многие уверены, что сейчас не до того: специальная военная операция на Украине, частичная мобилизация. Но, несмотря на все эти события, наше издание продолжает вести тему учительских зарплат. Потому как образование – это тот вклад в будущее страны, который нельзя недооценить.

 

Что изменится от перемены мест слагаемых?

Достаточно странно в начале учебного года прозвучало заявление спикера Госдумы Вячеслава Володина, который ратует за перевод школ с муниципального уровня подчинения на региональный. «Поднимать выше» статус руководства он предлагает для того, чтобы решить проблему нехватки учителей и улучшить состояние школ. Так, например, некоторые эксперты рекомендуют это считать предложением о повышении финансирования. Однако другие опасаются, что настоящая цель переподчинения – усилить контроль за школами со стороны государства.

Инициативу спикера критикует председатель Профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина:

– Интересно, почему же Володин полагает, что это решит кадровый вопрос и с зарплатами педагогов поможет разобраться? Как поможет? Откуда в регионах кадры возьмутся? Неужели спикер Госдумы не знает, что заработная плата педагогов давно уже финансируется из средств региональных бюджетов, а проблемы как были, так и есть?

Справедливости ради стоит заметить, что в 2017 году с идеей переподчинения образовательных организаций выступала экс-министр просвещения Ольга Васильева. Тогда глава ведомства хотела, чтобы все бюджетные школы напрямую управлялись государством и работали по единому стандарту. Правда, не для какого-то улучшения финансирования, а для выстраивания государственного управления, той самой вертикали власти. Пять лет назад переподчинение не состоялось. Какую цель этой инициативой решит Володин, уравняет ли зарплаты учителей, которые начнут получать одинаково мало, или добьется реального улучшения финансирования? Вопрос кажется риторическим…

Узаконить высокий статус учителя?

Перед Днем учителя с предложением в Госдуму и к министру просвещения Сергею Кравцову обратилась уполномоченный по правам ребенка в Татарстане и основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Как утверждает автор, новый закон должен защитить педагога от скандалов, повысить зарплату и решить проблему дефицита кадров.

– Учителя и врачи у нас до сих пор не являются субъектом права, – заявила она. – А значит, не имеют права на профессиональную ошибку. Иногда родители жалуются на ровном месте, могут устроить скандал и даже обратиться в СМИ, которые часто с удовольствием смакуют подробности… Если мы говорим о повышении престижа педагога, то должны дать правовые гарантии, что его не уволят из-за малейшей инсинуации. Учитель тоже должен иметь право на справедливое отношение.

Законопроект, считает Волынец, сможет решить вопрос об оплате труда учителя. Основатель Национального родительского комитета подчеркивает: в некоторых регионах заработки у педагогов и руководителей отличаются в разы. Учитель берет несколько ставок, занимается репетиторством и домой приходит только ночевать.

– Недавно разговаривала с директором одной из престижных школ: она с ужасом ожидает ухода учителей старой гвардии, которые уже на пенсии, но все еще работают, – прокомментировала ситуацию Ирина Волынец. – Они понимают, что, если уйдут, учить детей будет просто некому. А новые на их место не приходят. Подобная ситуация, увы, во многих российских школах.

Несмотря на то что экспертная оценка ситуации в целом верна, о судьбе законопроекта до сих пор ничего не известно. Вероятнее всего, одобрен он не будет, как всегда, для решения проблемы понадобится слишком много средств, которых у страны нет.

Предложение о корректировке

С более реалистичной инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она считает, что в госбюджете на ближайшие три года нужно скорректировать подходы к определению размеров заработной платы педагогов и медицинских работников. Это заявление прозвучало на парламентских слушаниях о параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Валентина Ивановна назвала вопрос заработной платы учителей и врачей наболевшим. «Они продолжают работать, получая, скажем прямо, не очень высокую зарплату», – считает спикер. Ситуацию, уверена Матвиенко, надо менять. Для этого в новом бюджете России «необходимо не только помочь регионам, увеличив финансовую поддержку, но и скорректировать подходы к определению размеров заработной платы педагогов и медицинских работников».

О том, услышали ли председателя Совета Федерации, можно будет судить не ранее 2023 года…

 

Опросы свидетельствуют

В октябре Первый национальный психолого-педагогический институт «Педсовет» и онлайн-школа Skysmart провели опрос более 2000 респондентов из России, Беларуси и Казахстана на предмет того, что же представляет собой коллективный портрет российского учителя. Согласно ему среднестатистический педагог в нашей стране – это женщина в возрасте около 50 лет, она любит детей, но недовольна своей зарплатой и обилием бумажной работы. При этом подавляющее большинство (66%) респондентов считают, что в первую очередь нужно снизить бюрократическую нагрузку в школе. 63% высказали мнение о необходимости повышать престиж профессии. 56% уверены, что самое важное – увеличение учительских зарплат.

Между тем согласно результатам опроса HeadHunter 69% наших граждан высказались за то, чтобы школьные учителя зарабатывали более 100 тысяч рублей в месяц. Пятая часть респондентов (19%) уверены, что достойная оплата труда таких специалистов находится в вилке от 61 до 100 тысяч рублей. Еще 5% назвали нормальной цифру в 30-60 тысяч рублей. И лишь 1% опрошенных заявили, что труд учителей можно оценить в 30 тысяч рублей и меньше. Больше всего тех, кто назвал достойной зарплатой для школьных учителей минимум в 100 тысяч рублей, живут в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и Краснодарском крае. Меньше всего сторонников этой суммы дохода педагогов в Пермском крае.

 

Обидная статистика

Планы и пожелания об одном, а статистика все же о другом. Как утверждают в Счетной палате, изменение принципа расчета страховых платежей, который заложен в проекте бюджета 2023-2025 гг., приведет к нарушению пенсионных прав граждан. Аудиторы установили, что люди, чья зарплата будет равна или меньше среднемесячной по РФ, получат меньше пенсионных баллов, чем они заработали бы, если бы правительство не прибегало к нововведениям. Поэтому их будущие пенсии согласно расчетам уменьшатся на 11,3%. В числе пострадавших окажутся все россияне, кто в 2023 году будет получать меньше (или равно) 69,4 тысячи рублей в месяц. Многие ли учителя получают такие деньги на руки? Вполне возможно, в числе пострадавших вновь окажется все педагогическое сообщество… По сути, миллионы россиян, которые будут получать меньше этой суммы, лишатся части причитающихся им пенсионных баллов.

 

На границе со здравым смыслом

Хотелось бы завершить материал чем-то обнадеживающим. Например, по итогам II квартала 2022 года уровень бедности в РФ снизился, сообщает Росстат. По оценке ведомства, в апреле – июне этого года в стране насчитывалось 17,6 млн человек с доходами ниже границы бедности, на 3,3 млн человек меньше, чем в I квартале 2022 года, и на 600 тыс. человек, чем во II квартале 2021‑го.

Бедные во II квартале составляли 12,1% жителей страны, это на 2,2 и 0,4 процентного пункта ниже, чем в I квартале 2022 года и во II 2021‑го соответственно.

Для расчета числа и доли бедных Росстат использовал параметр «граница бедности», утвержденный правительством в конце 2021 года. Он соответствует стоимости потребительской корзины за IV квартал 2020 года с учетом накопленной инфляции: по итогам II квартала 2022 го­да это 13,8 тыс. рублей.

Рассуждая здраво, так и хочется спросить у чиновников: как же это так получается, живем хуже и не становимся бедными?..

 

Эпилога не будет. Сухомлинский напоминает!

О том, почему педагогу важно не только работать, но и отдыхать, высказывался еще Василий Сухомлинский. Он был уверен: важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего его свободное время: «Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время – еще и еще раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».

Сможет ли работать современный учитель, зависит от того, какие финансовые обязательства возьмет на себя государство. Возьмет ли?

Александра СЕВЕРНАЯ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте