Закончился учебный год, у школьников начались каникулы, а у работников образования – отпускной период. У многих учителей возникают вопросы, связанные с продолжительностью отпуска, его оплатой, очередностью предоставления.
Как известно, в соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его конкретная продолжительность, составляющая 42 или 56 календарных дней, зависит от наименования должности педагогического или руководящего работника, типа и вида образовательного учреждения, и регулируется постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года №726.
Оплачиваемый отпуск в соответствии со статьей 122 ТК РФ должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон он может быть предоставлен и ранее. Этой же статьей определены обязательные случаи, когда отпуск за первый год работы предоставляется до истечения шести месяцев.
При применении статьи 122 ТК РФ необходимо учесть, что если работодатель предоставляет работнику отпуск согласно графику за первый год работы через шесть месяцев или даже раньше, то он не вправе исчислять его пропорционально отработанному времени, поскольку право у работника возникает на отпуск, а не на его часть. Неполная продолжительность отпуска возможна лишь в тех случаях, когда по просьбе работника и с согласия работодателя отпуск разделяется на части.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ отпуска работникам могут предоставляться в любое время года за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также непосредственно указанной статьей ТК РФ, когда работник имеет право на отпуск в удобное для него время.
Следует отметить, что федеральными законами для педагогических работников не предусмотрено специального порядка использования отпусков только в летний период.
Основным принципом регулирования очередности предоставления отпусков является обеспечение нормальной работы учреждения с учетом специфики его деятельности. В образовательных учреждениях очередность предоставления отпусков работникам, в том числе педагогическим, и возможность использования их только летом зависит от типов и видов образовательных учреждений, режима их работы в летний период, реализуемой образовательной программы, необходимости организации на базе образовательных учреждений летних оздоровительных лагерей и других обстоятельств.
Много вопросов возникает у работников по оплате отпуска. В настоящее время это вызвано индексацией ставок и окладов в мае не менее чем на 15%, а также установлением педагогическим работникам вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.
Учителя и другие работники, уходящие в отпуск в мае-июле, интересуются, как им будут исчислять отпускные, имеют ли они право на оплату отпуска по новым ставкам. Кроме того, всех волнует вопрос о том, что будет с выплатой вознаграждения за классное руководства в период отпуска.
Прежде всего, следует отметить, что в период отпуска материальное обеспечение работников осуществляется путем сохранения за ними среднего заработка. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В соответствии с указанным Положением для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от их источников. В нашем случае к таким выплатам относится и вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, которое должно учитываться при исчислении среднего заработка на общих основаниях.
В этом году средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска по-прежнему исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).
Пунктом 15 этого же Положения установлено, что при повышении в организции тарифных ставок (должностных окладов) средний заработок работников повышается в следующем порядке:
– если повышение произошло в расчетный период, то выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода;
– если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
– если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, то его часть увеличивается с даты повышения тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) до окончания указанного периода.
В то же время, если повышение ставок (должностных окладов) работников образовательных учреждений в расчетном периоде либо в период отпуска связано с увеличением стажа педагогической работы, присвоением почетного звания, квалификационной категории, ученой степени, повышением уровня образования, увеличением надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и в других случаях, когда это касается непосредственно самого работника, выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчисленнии среднего заработка, либо средний заработок не пересчитываются.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии