Читаю сочинения одиннадцатиклассников. И вдруг – строчки: “Кто-то улавливает смысл через музыку, кто-то лишь через цвет, а кому-то надо объяснять жестами. Если ты Учитель – ты и оратор, и поэт, и музыкант, и художник, и танцор. Если кто-то в тебе умер или еще не родился, не называй себя Учителем. Побудь еще учеником”.
Автору этих слов – 16. А Чехов в зрелом возрасте скажет: “Учитель должен быть артист, художник…” Писатель обобщит этими мыслями свой определенный опыт, а ребенок выразит только то, что почувствует интуитивно. И выразит не менее талантливо.
Как сохранить в растущем человеке его самобытность, чистоту, честность и искренность? Как не дать детской душе впоследствии погрязнуть в бытовизме, в бесконечном решении каких-то проблем, в суете взрослого мира? Как научить не приспосабливаться к ситуации любой ценой, теряя собственное лицо? Как научить моральной стойкости?
Можно, конечно, говорить о каком-то особенном сегодняшнем времени, перебирая трудности и проблемы современности. Но ситуации, в которых человек проявляет и проверяет себя, свою сущность полностью, всегда одинаковы. Речь идет о необходимости выбора между бескорыстием и корыстью, совестью и наглостью, между долгом и честью, прямотой и ханжеством, между тем, кому – “дьяволу служить или пророку”, как пишет Ю. Левитанский. И в этом отношении время сейчас такое же, каким было много лет назад. “Я мечтаю, – рассуждает 14-летний школьник, – подольше оставаться ребенком. Я боюсь взрослой жизни. Она жестока, там свои правила, и надо подстраиваться под них, даже если они нечестны. Почему надо? Чтобы выжить!”
Мою педагогическую философию определяет ученик. Сформировать тот стерженек, который поможет маленькому человеку сделаться большим, не солгав себе, – вот главный тезис этой философии. Но не заново сформировать – найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, “рассыпаны” во всей личности ребенка.
Как происходит такое формирование? В общении. “Человек – это узел связи… Единственная и настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Это сказал А. Экзюпери. Где происходит это формирование? На уроке. На уроке литературы. “Объясни”, “согласись” или “поспорь”, “порассуждай”, “спроси”, “опровергни” или “поддержи” – это наши деловые “тропинки”, то идущие рядом друг с другом (как мысли), то пересекающиеся, то разбегающиеся в разные стороны, то сливающиеся в одну большую “дорожку”. И так мы бродим от фразы к фразе, от характера к характеру, от героя к герою, от автора к автору, от человека к человеку.
Маленький Принц… Князь Мышкин… Иван Денисович… Онегин… Мастер…
“Безумству храбрых поем мы славу?”
Достоевский… Солженицын… Пушкин… Бунин…
Шаламов… Бродский… Окуджава…
“Закрыта последняя страница…”
Мы вместе осуществляем “процесс учения”, который состоит, по словам Н. Пирогова, “в приготовлении человека быть человеком”, быть “оратором, поэтом, музыкантом, художником, танцором” – быть Учителем.
Одиннадцатиклассник прямолинеен и категоричен: “Если в тебе кто-то умер или еще не родился – не называй себя Учителем”. Родиться – этого мало. Надо стать. И в этом – тоже моя педагогическая философия.
…Я читаю сочинения одиннадцатиклассников, а рядом – труды великих.
“Мне иногда страшно и обидно: всего-то человеку отпущено прожить в лучшем случае 100 лет, а разве можно за это время все узнать?”
“Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь”. (Л. Толстой).
“Некоторые говорят, что копаться в себе стыдно и позорно. Делать, что ли, больше тебе нечего?” – “А мне нравится спорить с собой”.
“Чаще заглядывай в самого себя”. (Цицерон).
Слева – сочинения, справа – труды… И между ними я – учитель. А вокруг нас – весь мир…
СМИРНОВА Ольга Ивановна, родилась в 1961 году в городе Арсеньев Приморского края. Закончила Ярославский государственный педагогический институт имени К.Д.Ушинского. Педагогический стаж – 16 лет. С 1983 года – учитель русского языка и литературы средней школы ? 5 города Ярославля, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
За время работы в школе Ольга Ивановна подготовила 12 медалистов. Семь выпускников школы поступили на филфак Ярославского госпединститута имени К.Д.Ушинского. В прошлом году провела областной семинар для учителей русского языка и литературы по комплексному анализу текста.
Учитель года-99 Ярославской области.
Комментарии