«Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института», – пела малышка голосом Аллы Пугачевой. Песенка всем нравилась, но была непедагогична. Дело в том, что именно в младшем школьном и дошкольном возрасте дети весьма любопытны и восприимчивы к новой информации, к знаниям.
Специалисты указывают, что именно в этом возрасте интеллект интенсивно развивается, формируются внимание, логика и мышление, развивается речь. Малыши учатся находить связь между предметами и явлениями, обобщать, делать выводы. Этот процесс постепенно проходит в течение всего периода взросления. Задача педагогов – организовать процесс обучения, подобрать игры и занятия, не допуская утомления детей. Именно интеллектуальный уровень ребенка определяет его готовность к школе, а ведь каждая мама мечтает, что ее малыш вырастет эрудированным и интеллектуально развитым и будет успешно учиться в школе. На эту общественную потребность отреагировала система дошкольного образования – все больше обычных детских садов преобразуется в центры развития ребенка.Такой развивающий центр «Радуга» работает в подмосковном Серпухове, и он давно стал знаменитым на всю округу. Первоначально это был обычный детский садик, но работа с детьми в нем всегда была на высоте, его достижения и традиции были известны не только в Серпухове, а его выпускники всегда были желанными в местных школах. Время предъявляет к дошкольному образованию новые требования, появились образовательные стандарты. В соответствии с ними развивался и детский сад «Радуга», ставший Центром развития ребенка.Руководитель центра Наталья Михайловна Дорохова, работающая здесь с 1989 года, вспоминает, что уже 20 лет назад коллектив педагогов поставил задачу – сделать садик вторым родным домом для детей, создать условия для развития каждого ребенка. Это, конечно, не только хорошо оформленные уютные комнаты, спальни, залы. Малышам должно быть не только уютно и комфортно, но и интересно, а захватывает их прежде всего игра. Условия для игр создают предметно-развивающие пространства, которые в «Радуге» организованы оригинально и неожиданно серьезно по «взрослым» темам, но это и привлекает детей, каждый может найти свою и позаниматься, то есть поиграть, в «транспорт», «русскую избу», «гончарное ремесло». Ребята постарше могут совершить путешествие в «издательский дом» и даже в «космос». Пространство каждой группы разделено на зоны, которые называются тематическими. Получились зоны тематического досуга, для каждой из них педагоги разработали специальные проекты. Каждый ребенок выбирает свою, которая ему больше нравится.У непосвященных любая их этих тем вызывает вопрос: не слишком ли они преждевременны для дошкольников, даже для самых старших из них? Нет, не слишком. И это проверено годами, потому что все эти знания постигаются в играх, доступных для любого ребенка в зависимости от группы.Игра – естественное занятие для ребенка. Программы построены так, что они могут заинтересовать каждого, а созданные для этого условия позволяют любому проявить свои способности.В осуществление проекта, программы вовлечены не только дети, но и их родители. Так получилось, что папы и мамы детей, посещающих «Радугу», в основном из высококвалифицированной среды. Они работают на предприятиях и в научных институтах. Это и филиал Военной академии имени Петра Великого, и Институт инженерной физики, и филиал Московского машиностроительного университета, и филиал МАИ. И родители на доступном уровне знакомят детей с темами, над которыми они трудятся, а ребята играют в эти взрослые профессии. Вот почему малыши из подготовительной группы, завтрашние первоклассники, увлеченно играют в космонавтов, «строят» космические ракеты. Пожалуй, больше всего малышам нравится исполнять роль космонавта. А еще питомцы «Радуги» уже знают, что такое роботы.Воспитанники старшей группы проходят «полный курс» издательского дела. Они пробуют себя в роли журналиста, дизайнера, оформителя. В средней группе знакомятся с русскими ремеслами, и прежде всего с гончарным. Играя, они узнают о культуре и быте, истории родного края. Об этом им рассказывает коллекция глиняной утвари, собранная детьми и их родителями. Малыши знают, что из обычной глины можно сделать горшок, свистульку, блюдо, и пытаются сами лепить игрушки.Вот и выходит, что в садике дети получают начальные знания по разным предметам, умение думать и работать руками, что исключительно важно для будущих школьников.Педагоги, воспитатели вместе с Натальей Дороховой постарались свой детский сад сделать вторым домом для малышей. И хотя слова «второй дом» давно обветшали, иначе не скажешь, суть, значение их остаются прежними во все времена для детей и их родителей. Важно, чтобы они при переходе из одного родного дома в другой не чувствовали себя некомфортно, не страдали эмоционально.Раннее развитие ребенка, о котором продолжают спорить ученые, педагоги, психологи, судя по опыту «Радуги», вполне себя оправдывает, отвечает духу времени. Малыши, время которых заполнено умными, осмысленными играми, развиваются интеллектуально, демонстрируют мышление, логику, интерес к познанию мира.В этом детском саду заботятся также и о детях с ослабленным здоровьем, для них разработаны специальные лечебные программы, индивидуальные для каждого ребенка. Сам садик находится внутри так называемого оздоровительного парка. Здание окружено хвойными деревьями. Участки туи и кустов можжевельника очень полезны для оздоровления легких, именно в этом месте с детьми проводят дыхательные упражнения. Есть хорошо оборудованная спортивная площадка с резиновым покрытием.По словам самих родителей, в «Радуге» растут здоровые дети, даже эпидемии гриппа обходят ее стороной – ни разу не было такого случая в течение многих лет, чтобы детсад закрывали на карантин.Главные цвета «Радуги» – мастерство педагогов, их любовь, забота и терпение. Работают они не для славы, но они на виду – недаром центр из года в год входит в рейтинг «100 лучших детских садов России». Сюда за опытом приезжают воспитатели, психологи из всего Подмосковья.
Комментарии