В поселке Ладва Прионежского района 50‑летний учитель истории и обществознания дважды применил силу к школьникам. Оба инцидента произошли в феврале с разницей в две недели: сначала мужчина на уроке схватил за шею ученика четвертого класса, спустя 14 дней ударил головой о стол пятиклассницу. Девочка рассказала о случившемся семье, после чего учителем заинтересовались правоохранительные органы.
В карельском поселке обсуждение случившегося не утихает. Педагог применение силы отрицает, а мировой суд, прошедший 10 марта 2021 года, вину учителя признал. Каждому потерпевшему он должен выплатить по 10 тысяч рублей, то есть 20 тысяч штрафа. В СМИ, которые эту историю в масштабах республики освещали достаточно широко, развернулась полемика. Одни уверены, что педагог не виноват, другие, наоборот, поведение учителя считают непозволительным.
В ситуации разбиралась «Учительская газета». Несмотря на то что решение суда уже вынесено, а учитель из школы уволен, есть несколько моментов, которые требуют пояснений.
«Буду подавать апелляцию!»
С учителем истории и обществознания А.К. и его супругой мы встретились в кафе Петрозаводска. У педагога есть жилье в карельской столице, но уже больше десятка лет он не работает в образовательных организациях города. Сначала жил и работал в Петербурге, потом преподавал в сельской школе Карелии, уволился, устроился в другую…
– Учителей не хватает, – констатирует учитель А.К., который в Ладвинской школе вел историю, обществознание, английский язык и также работал на ставку социального педагога. Образование учитель получил в Петрозаводском госуниверситете, а диссертацию защищал в Петербурге, где прошел и курсы повышения квалификации.
«Могу благодаря полученному образованию вести и русский язык, и литературу. Подготовка позволяет быть универсальным учителем для сельской школы!» – говорит педагог и улыбается. Рассказывает о том, что в сельских образовательных организациях обучаются сложные дети, нередко с девиантным поведением, многим из которых необходимы специальные программы.
Школьники нередко плохо пишут и читают, не знают дат по истории и не всегда владеют даже английским алфавитом. «Я бы таких учеников в школу не брал. Нашел бы возможность, если бы был директором…» – говорит он.
А.К. о том, что произошло в школе, говорит обтекаемо, самих событий не касается. Подчеркивает лишь, что у законных представителей детей нет справок с зафиксированными побоями. «Нет подтверждения – нет дела. Так ведь? Как доказать-то произошедшее?» – спрашивает учитель, который виновным себя не признал и на судебном процессе.
После решения суда А.К. в личной переписке в соцсетях написал: «Буду подавать апелляцию, так как заседание проходило с явными нарушениями. Мою жену как свидетельницу даже не пригласили в зал суда, родители ученика не присутствовали на заседании. Такое впечатление сложилось, что решение уже было готово заранее».
Увольнение педагога подтверждаю
Наталья Владимировна Ефимова – директор Ладвинской средней школы, в которой учатся дети, в том числе и по коррекционным программам, в телефонном разговоре пояснила, что найти учителя для негородской школы не так-то просто. Другая задача – чтобы нового педагога приняли и во взрослом, и в детском коллективах.
– Переживаю, что школа оказалась в этой истории. Ругают детей, ругают школу, а мы всем коллективом работаем со школьниками: любим, заботимся, учим, результатов достигаем. Дистант никому не дался легко, особенно детям, которым заново пришлось привыкать к дисциплине, садиться за парты. Да, с учениками не всегда просто, но поднимать руку на ребенка нельзя! – уверена директор, которая сетует, что не позвонила в школу, из которой педагог уволился ранее.
«Возможно, всего этого можно было избежать, если бы я спросила у коллег, почему учитель уволился и переехал, не задержался в школе», – вздыхает она.
Основной задачей в случившемся конфликте для директора стало обеспечение безопасности детей и коллектива. «Когда узнали о произошедшем, я разговаривала с учителем, детьми, проходила не одна встреча по факту произошедшего. Учитель эмоционально реагировал на происходящее, вины не признал», – замечает Наталья Владимировна, которая рассказывает о том, что учитель А.К. – крупный, сильный мужчина…
Небезопасно для детей
В курсе конфликта оказался и детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. Уполномоченный по правам ребенка ситуацию держал на контроле. Учитель же пообещал подать в суд и на него, поскольку личной встречи у педагога и омбудсмена не случилось. Геннадий Сараев не выслушал педагога, его мнения о конфликте не узнал. «Мне достаточно того, что ко мне обратились законные представители детей, я их интересы защищаю», – прокомментировал ситуацию омбудсмен.
Он же написал в администрацию школы письмо, в котором отметил, что «считает небезопасным для жизни и здоровья детей продолжение педагогической деятельности А.К. на должностях, предполагающих непосредственное взаимодействие с обучающимися МОУ «Ладвинская СОШ №4». Омбудсмен попросил рассмотреть «возможность прекращения трудовых отношений с А.К. в качестве педагога». Документ, свидетельствующий о факте обращения, имеется в распоряжении редакции.
Итогом этой конфликтной ситуации стало увольнение педагога по статье «за аморальное поведение».
Передача в эфир не вышла
«Теперь проблемно мне будет устроиться в образовании. Может, будут варианты дистанционного преподавания или что-то в этом роде», – прокомментировал ситуацию учитель.
Между тем в социальных сетях республики продолжается обсуждение поведения современных школьников, которые позволяют себе комментировать действия учителей, непристойно вести себя на уроках, пользоваться гаджетами и откровенно бездельничать.
Учитель А.К. сказал о том, что он не имел права выставить ученика за дверь: «Сегодня педагог должен унимать ребенка любыми способами, но вывести из класса права не имеет!»
Но у педагога нет права воспитывать ребенка не словом, а прикосновением или ударом, оскорблением или унижением. Как поступить, чтобы не быть уволенным по статье, учителя знают, но что можно предпринять в отношении хулигана, который оскорбляет или срывает уроки – нет.
Ответ в конкретной ситуации вместе с учителем искали журналисты в Москве. На ток-шоу пригласили потерпевших детей, педагога с супругой, провели съемку передачи. Учитель прошел проверку на полиграфе, который показал, что А.К. говорит правду. Но после решения мирового суда передача так и не вышла в эфир.
В Ладвинской школе решение суда приняли как справедливое. Здесь вновь требуются учитель истории и обществознания, а также социальный педагог. Еще одна задача школы – вернуть себе доброе имя, которое складывалось не годами, а десятилетиями.
«Продолжаем работать. Право ребенка на образование никто не отменял. Мы учим всех школьников нашего поселка и ребят – воспитанников интерната для детей, требующих особой заботы. Учительский труд требует терпения, сил, мужества и доверия детям. Верю, что справимся!» – сказала директор Ладвинской школы Наталья Ефимова.
Коллеги А.К. поездку учителя в Москву и поиски справедливости с помощью полиграфа не оценили.
Полиграф не доказательство
Ксения КУЗНЕЦОВА, практикующий юрист, Петрозаводск:
– В настоящее время проверку на детекторе лжи (полиграфе) может пройти фактически любой гражданин. Главное условие – это добровольное изъявление лица, проходившего исследование.
Разберемся, что такое полиграф. Детектор лжи (полиграф) – это техническое средство, которое используется при проведении психофизиологических исследований с целью получения оценки достоверности информации. Следует отметить, что полученная информация на техническом устройстве не может служить неопровержимым доказательством вины или невиновности лица, проходившего исследование. Кроме того, на законодательном уровне нет официального закрепления прохождения полиграфа, использования его в качестве достоверного источника доказательства фактов, поскольку данная процедура является вспомогательным материалом для установления истины.
В конкретном случае с бывшим учителем Ладвинской школы сам педагог по своей инициативе захотел пройти проверку на детекторе лжи. Как описывалось выше, проводить данное исследование ему никто не может запретить. Однако необходимо отметить, что при проверке лжи испытуемый может обмануть техническое устройство, вызвав фальшивые эмоции. Самый идеальный способ обмануть полиграф – это поверить в историю своей собственной лжи и уверенно отстаивать свою позицию.
Согласно Конституции РФ (основного закона государства РФ) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. И только суд наделен полномочиями принимать законные и обоснованные решения по делу и нести ответственность за принятые решения, тем самым устанавливать справедливость.
Таким образом, любое принятое судом решение должно быть мотивированным, справедливым и законным.
Резюмируя сказанное, полагаю, что только судебное решение является правильным источником по делу, поскольку все доказательства исследуются в ходе судебного разбирательства, принятый судебный акт имеет юридическую силу и должен быть исполнен с целью восстановления справедливости. Заключение исследования на детекторе лжи (полиграфе) не может являться ни доказательством, ни достоверной информацией по делу, поскольку его применение и механизм не закреплены на законодательном уровне, и может содержать ложный результат.
Адекватно ли ведет себя учитель?
Анна УРАДОВСКАЯ, врач-психиатр поликлиники ФГУП ЦАГИ, Жуковский, Московская область:
– В случае если у коллег или руководства школы появились основания сомневаться в адекватности психического состояния учителя, администрация школы имеет право направить работника на внеочередной профилактический осмотр, пояснив основания для него. Для психиатра понадобится характеристика с места работы, возможно назначение дополнительных обследований, например, электроэнцефалографии или дополнительного психологического тестирования. Кроме того, учителя относятся к категории работников, которые один раз в пять лет должны проходить обязательное психиатрическое обследование. И если конкретный работник его не проходил, то вместе с сопроводительными документами он может быть направлен на эту комиссию, учрежденную органом здравоохранения данной территориальной области. Для комиссии понадобится справка из психоневрологического диспансера (ПНД) по месту регистрации работника о том, обращался ли он за медицинской помощью, если обращался, то в связи с чем и состоит ли на диспансерном наблюдении.
Мария ГОЛУБЕВА, пос. Ладва, Прионежский район, Республика Карелия
Комментарии