Мне повезло родиться в России на рубеже серьезных социальных перемен, когда отечественная педагогика начала изменяться, искать новые приемы работы, наполняться индивидуальными, продуманными идеями, концепциями, программами. И главным для меня в этом сложном переломном процессе оказалось формирование личного профессионального облика и потребность сохранить самоценность и значимость самого понятия «воспитатель».
Перелистав известные тома,Мы научились говорить красивоСловами Пушкина, Макаренко, Дюма.Но ведь не только в этом наша сила…Профессия педагога привлекала меня с самого детства. Почему? В семье мне старались привить уважение к труду учителя, осознание того, что этот выбор – крайне ответственное решение, поэтому я всегда считала, что педагоги – особые люди, удивительные, обладающие совершенностью мыслей, необычным гибким умом, потрясающим трудолюбием. Да и сейчас, работая воспитателем в дошкольном учреждении, я думаю и чувствую точно так же, я сохранила уверенность в высокой миссии этой профессии, ее востребованности. Я люблю свой детский сад, люблю работать в творческом сплоченном коллективе педагогов-единомышленников. Детский сад дает мне неиссякаемую энергию, творческое вдохновение и желание делиться тем теплом, которое я получаю от детей. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего.Конечно же, моя педагогическая философия продолжает формироваться ежедневно и совершенствоваться. Так сложилось, что мои воспитанники, дети подготовительной группы, недавно пошли в первый класс, и на смену им ко мне пришли очаровательные трехлетние малыши. Каждый из них со своим характером, привычками, маленькими радостями и шалостями. Они переживают, задают вопросы, кто-то из них активен и любознателен, другой плачет и тревожится, не видя вокруг привычных лиц близких ему людей. Социализация и адаптация к условиям детского сада у каждого ребенка проходит индивидуально, поэтому очень важно в этот период оказать конкретную, адресную психолого-педагогическую помощь как ребенку, так и его родителям. Новая обстановка, незнакомые люди, общество сверстников, изменение режима дня, рациона питания – все это нередко вызывает у детей нарушение сна, аппетита, изменение настроения, понижение иммунитета.Моя задача заключается в том, чтобы в период поступления ребенка в детский сад организовать такую развивающую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно с учетом его возрастных особенностей. Образ воспитателя представляется мне как образ человека, к которому ребенок идет с желанием. Здесь важно все: тон, взгляд, улыбка, внешний вид, настроение, манеры, стиль общения…Я думаю, что систему отношений взаимного доверия можно построить на признании уникальности каждого ребенка и его родителей, их индивидуальности. Как же правильно выбрать ориентиры в работе? Чем руководствоваться, чтобы оправдать доверие родителей и надежду маленького ребенка? Уместно вспомнить слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький».Актуален ли философский подход в работе современного воспитателя? Думаю, что да. Я считаю, что, работая в сфере образования учителем или воспитателем дошкольного учреждения, человек должен стремиться к постоянному познанию нового. К.Д.Ушинский сказал: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Теория познания дает нам возможность определить законы педагогической деятельности и способы управления ею. В понятие «современный воспитатель» я вкладываю определенный смысл – это человек, не просто воспроизводящий и передающий свои знания и опыт, но и понимающий сущность, закономерности и логику развития образования, органическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, роль различных образовательных культур и ценностей. На мой взгляд, сегодня актуален и должен быть востребован воспитатель-исследователь, который стремится видеть причинно-следственные связи между явлениями, выявлять их корни, раскрывать связь целей, содержания и организации воспитания с уровнем и особенностями общества в целом. В наше время, насыщенное компьютерными технологиями, возникает проблема недостатка живого общения, взаимодействия человека как личности в социуме. Например, ребенок может испытывать недостаток внимания со стороны сверстников, родителей, педагогов. Поэтому своевременно и много надо говорить о гуманизме в воспитании, вспоминая еще одно философское течение, популярное в эпоху Возрождения. Ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей – все эти гуманистические критерии и поныне актуальны.Закономерным образом именно они лежат в основе федеральных государственных стандартов для дошкольного образования. По словам руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования», в основе которого принцип «Не навреди!».Признание дошкольной ступени приоритетной в сфере общего образования обязывает современного педагога проанализировать и пересмотреть привычные стереотипы. Вот почему вопросы повышения квалификации и самообразования встают для меня на первый план.В настоящее время я работаю воспитателем в московской гимназии №1409. Мне нравится моя работа. Наш коллектив, состоящий из взрослых и детей, живет своими радостями и успехами. Перед образовательным учреждением стоит множество непростых задач. Одна из них – переход на личностно ориентированную модель развития и воспитания, признающую ценность развития индивидуальности ребенка: не рядом, не «над», а вместе.По-моему, современный педагог – это не просто грамотный специалист, а успешный человек. Мое педагогическое кредо: «Успешный педагог – успешный в жизни ребенок! Открой мир ребенку и ребенка миру!» А для того, чтобы успешно жить и действовать в нашем мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою индивидуальность и неповторимость. Наши дети в достаточно юном возрасте владеют огромным спектром информации о различных событиях и фактах. Вот только удивляются малыши все меньше, меньше восхищаются, негодуют, радуются. Дети стали спокойны внутри однообразия их круга интересов: кукол Барби, сотовых телефонов, компьютеров… Да и взрослые не спешат погружать ребенка в творчество. Тезисы моей педагогической философии предельно просты. «Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать» – вот один из главных. Удивление – это великая движущая сила, это эмоции, интерес к предстоящему делу, мотив к действию. Надеюсь, что в моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, сложное и непонятное преобразовать в нечто удивительное и привлекательное.Я люблю заниматься с детьми изобразительной деятельностью, в частности, привлекаю внимание к нетрадиционной технике рисования по программе Т.А.Копцевой «Природа и художник», где помимо использования различных материалов, приемов рисования, художественных средств формируются представления о природе как о живом организме, решаются вопросы экологического и эстетического воспитания, приобщения детей к миру прекрасного. Я все чаще включаю в педагогический процесс проектную деятельность, которая приучает ребенка быть ответственным, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку. Создавая проекты, мы исследуем, творим, пробуем…Я считаю, что научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания, заложить фундамент активной жизненной позиции – это педагогическая цель современного образования, а приоритетной задачей педагога является установка на развитие творческой деятельности ребенка, стремление создать что-то новое, принимать самостоятельное решение. Я верю, что основные слагаемые успеха – трудолюбие, коммуникабельность, креативность, инициативность и любовь к своей работе. Уверена, что эффективность познавательно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую в своей работе: любить детей, принимать ребенка таким, каков он есть; быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении; уметь замечать победу, пусть и самую маленькую, даже просто старание ребенка; быть примером для детей, сопереживать их успехам и неудачам; нести за них ответственность.Работа в детском саду помогает мне осознать значимость профессии воспитателя. Видишь распахнутые глаза малышей, готовые вместить в себя весь мир, жадно ловящие каждый твой взгляд, твой жест, и понимаешь: «Это моя Жизнь, моя Судьба, и в этом моя Сила».Москва
Комментарии