Центр педагогического мастерства уже 10 лет занимается развитием олимпиадного движения в Москве: организует курсы для школьников и учителей, тренирует московские сборные на Всероссийской олимпиаде школьников, проводит интеллектуальные соревнования. О том, как за эти годы менялись олимпиадное движение и работа с талантами школьников в Москве, мы поговорили с директором ЦПМ Артемом ШИШОВЫМ.
Артем Алексеевич, чем знаменательно сегодня олимпиадное движение?
– В олимпиадах главное не достижение результатов и получение дипломов, а знания и развитие. Олимпиада – это творческое состязание, которое помогает школьникам посмотреть на изучаемый предмет с другой стороны. В такой необычной атмосфере ребята могут применить свои знания и понять, что предмет вообще-то очень интересный, а учиться даже весело.
Второй момент – бо́льшая доступность интеллектуальных соревнований для школьников. В олимпиадный мир теперь гораздо проще войти. У ребят есть различные курсы подготовки, возможность учиться онлайн. Получать знания становится все проще, в том числе благодаря цифровым технологиям.
Третье – олимпиадам стали уделять больше внимания, они стали более юридически оформленными, усилился контроль за их проведением. Все понимают, что олимпиады дают в том числе льготы при поступлении, и поэтому задания становятся сложнее, а процесс участия, наоборот, понятнее и доступнее.
И, конечно, нельзя забывать, что олимпиады не только проверяют знания, но и воспитывают современного гражданина. Например, в олимпиадах по истории, географии или искусству зачастую присутствует региональный компонент – задания, связанные непосредственно с регионом проведения олимпиады, – который побуждает участников ближе знакомиться с родными местами. Благодаря тому что заключительные этапы ВсОШ проходят по всей стране, а финалы перечневых олимпиад можно писать в разных городах, ребята имеют возможность увидеть свою страну, найти друзей с разных ее концов – это залог воспитания развитого и неравнодушного гражданина.
Насколько создание Центра педагогического мастерства повлияло на развитие олимпиадного движения?
– ЦПМ можно назвать неким законодателем моды в олимпиадном мире. Ведь с его появлением в Москве и стало развиваться олимпиадное движение. Конечно, в этом помогает вообще каждое образовательное учреждение: мы видим заинтересованность школ в олимпиадах, как они помогают ребятам участвовать и готовиться. Но ЦПМ является проводником в мир олимпиад и для ребят, и для школ. Поэтому нашей целью всегда было в первую очередь сделать подготовку и участие доступными для каждого ребенка.
Наша концепция образования и курсов сейчас доступна для каждого школьника в Москве. Школьный этап Всероссийской олимпиады тоже поменялся в сторону большей доступности: в нем может поучаствовать любой, что тоже для нас очень важно. Другое очень важное для нас направление – популяризация науки. Олимпиады в этом очень помогают: многие участники интересуются своим предметом с точки зрения не только профессиональной навигации, но и каких-то научных открытий.
– Вы работаете в ЦПМ с 2014 года – почти с самого основания организации. Какое развитие вы наблюдали за это время?
– В ЦПМ я пришел молодым наставником, так как сам тогда только завершил свой олимпиадный путь. В 2014 году ЦПМ только зарождался. И это время не сравнится с нынешним по количеству ребят, интересующихся олимпиадами. Если на занятия по истории, которые я тогда вел, приходили 100 человек, то сейчас уже больше 1000.
За девять лет работы в ЦПМ я заметил, что интерес школьников к получению знаний и участию в олимпиадах вырос в разы. Это в том числе благодаря тому, что мы с каждым годом готовы предложить все больше материалов и способов подготовки для ребят.
В ЦПМ за 10 лет удалось сформировать коллектив, который состоит и из молодежи, которая только закончила олимпиадный путь и поступила в вузы, и опытных преподавателей. Это формирует некий дух межпоколенческого сотрудничества. Каждый чувствует себя комфортно вне зависимости от своего возраста. Эта атмосфера в центре заряжает учеников, которые видят, что могут обратиться к абсолютно любому педагогу. И мы видим, как молодые преподаватели на основе своей работы и сотрудничества со старшими коллегами становятся профессионалами в педагогической деятельности.
– Каждый год курсы ЦПМ проходят множество ребят. Кто эти выпускники сейчас, чем они занимаются?
– 10 лет – это очень мало. Первым выпускникам ЦПМ сейчас всего по 28 лет. И ребята, по сути, находятся в начале своей профессиональной траектории, потому что 3‑4 года назад только окончили вуз. Это ребята, которые получили невероятно большой объем знаний, в том числе и в ЦПМ. Я надеюсь, сейчас они понимают, что находятся на правильном пути в своей профессиональной деятельности. И нам очень важно формировать сообщество выпускников ЦПМ, потому что они в дальнейшем будут развивать в том числе наши страну и город. Важно не терять с ними связь.
Как мы знаем, олимпиады – не только победы, но еще и разочарования. Это формирование стрессоустойчивости. Это умение проигрывать и побеждать. Школьник, который поучаствовал в олимпиадах, уже в подростковом возрасте получил сильную закалку к будущим победам и поражениям.
Наши ребята также приобрели очень важные навыки – учиться, получать знания самостоятельно, обрабатывать огромные объемы информации, применять цифровые технологии, свои мягкие навыки. Это очень важно для будущего профессионала своего дела. Выпускник ЦПМ, таким образом, в принципе готов к жизни уже сейчас. Самое важное – он готов к высшему образованию. Все-таки ЦПМ – это центр дополнительного образования, сочетающего в себе много школьного и вузовского.
– Какое достижение вы бы назвали главным за время работы центра?
– Ни в одном регионе нет такого количества школ, дающих призеров и победителей олимпиад, как в Москве. У нас это порядка 50% от всех школ города ежегодно. Это говорит о том, что абсолютно у каждого ребенка-москвича есть возможность готовиться к олимпиадам вне зависимости от школы, в которой он учится. В регионах побеждают, как правило, ребята из профильных школ. Такие специализированные школы всегда были и будут, это традиция нашей системы образования. Но, на мой взгляд, регионам имеет смысл заниматься развитием и общеобразовательных школ. Например, в 2010 году на заключительном этапе среди победителей были ученики 4% московских школ, сейчас – 44%. Это большая заслуга ЦПМ, так как он работает со всеми школами Москвы. Думаю, это самое важное достижение.
– Какие новые проекты в ЦПМ начинаются сейчас или планируются в будущем?
– Олимпиады не могут стоять на месте, они должны соответствовать реалиям современного мира. Так, у нас появились олимпиада и смена по искусственному интеллекту, а также форум по креативным технологиям. Мы организовали их, так как профессионалу сейчас очень важно как обладать знаниями в области современных цифровых технологий, так и быть человеком творческим.
ЦПМ старается уделять внимание не только фундаментальным, но и смежным предметам, которые сейчас очень важны. Поэтому мы будем развиваться в этом направлении, делать выездные смены и олимпиады, которые затрагивают не только школьную, но и околошкольную программу. В наше время гуманитарий должен обладать знаниями в области цифровых технологий, а в физико-математических областях важно обладать творческим мышлением, потому что оно помогает делать открытия. А нам они нужны.
– Какое напутствие на этот учебный год вы бы дали школьникам и преподавателям?
– Школьникам хочется донести мысль, что надо заниматься любимым делом. При этом главное понимать, что с течением жизни оно может меняться. А любые приходящие изменения должны на чем-то основываться. Эта основа – хорошие знания, воспитание, понимание себя и мира вокруг и выработанные навыки, которые помогают применять и наращивать имеющиеся у вас фундаментальные знания.
Единственное, что я хочу пожелать учителям, – это стараться быть на одной волне со своими учениками и быть для них всегда человечными. Понимать ребенка и давать ему как можно больше свободы в выборе того, чем он хочет заниматься, но не забывать, что в педагогике доля строгости тоже важна. В таком балансе, где вы находитесь на стороне ученика и при этом остаетесь учителем, можно добиться высочайших педагогических результатов.
Валерия МЕДВЕДИК
Комментарии