Сколько уже написано и рассказано про школьные годы чудесные, а тема остается неисчерпаемой. Каждый из нас хранит свои воспоминания об этом отрезке многоцветной жизни. Порой они не совсем радужные, человеческой памяти в избирательности не откажешь, и у каждого из нас свое сито времени. Своих учителей я вспоминаю с неизменным чувством благодарности. Хотя оформилось оно во всей своей полноте не сразу.
Читать я выучилась рано. В начальной школе однажды я очень напугала милую, интеллигентную Марию Петровну, когда стала пересказывать ей «Фому Гордеева» Горького (книгу я выпросила у соседей, родители всячески пресекали мою страсть к безудержному чтению). Учительница тогда поступила мудро, после уроков у нас обычно следовало знакомство с какой-либо детской книжкой, не входящей в обязательный список. Прерывалось оно, как правило, на самом интересном месте. Так прививалась охота к чтению. Поскольку прививка мне не требовалась, то разрешали идти домой. Однако с того злополучного дня в мою обязанность вошло чтение вслух перед классом. Как я ненавидела эти минуты! Зато потом в школьных спектаклях мне непременно поручали роли с большими текстами, прочитанное запоминалось легко, а выступлений перед публикой я не боялась. Уже в средних классах, когда пристрастия вполне оформились и ни один литературный вечер не обходился без моего участия, неожиданная преграда возникла со стороны учительницы математики. Почему Александра Гавриловна решила приостановить мое активное участие в самодеятельности до тех пор, пока я не преуспею в знаниях по математике, для меня остается загадкой. Может, иначе до меня нельзя было достучаться? Ведь до ее прихода в класс я была убеждена, что четверки по математике у меня были вполне заслуженными. И вдруг я стремительно стала скатываться в троечники. «Посредственно» в устах Александры Гавриловны, которая казалась мне такой же тоскливой, как и математика, звучало приговором. Помню, как закипало внутри раздражение, когда на парте каждый урок неизменно появлялся листок с заданием. «Подумай-ка над этим интересным уравнением», – в голосе учительницы так и чудилась насмешка. Ну что может быть увлекательного в этих скучных равенствах и тождествах?! Непреложность истины о царице всех наук дошла до меня гораздо позднее. И хорошо, что я успела сказать слова благодарности за привитую дисциплину ума замечательной учительнице математики, директору школы Александре Гавриловне Мешковой. Учительский труд зачастую оценивают по результатам экзаменов, количеству медалистов, числу победителей и призеров различных олимпиад и другим видимым показателям. Однако есть и другие не менее значимые оценки труда наших наставников. Но они из другого ряда…
Комментарии