search
main
0

Увлекательная экология

Будь природе другом

На протяжении 10 лет, работая в школе №354 имени Д.М.Карбышева, одной из площадок экологического воспитания школьников, я активно включаю в свою работу проектную деятельность.

Экологическое воспитание младших школьников посредством участия в проектной деятельности начинается с изучения курса «Окружа­ющий мир». Программа, созданная А.А.Плешаковым, включает в себя учебник, рабочие тетради и книги для дополнительного чтения в рамках программы «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас-определитель «От земли до неба». В учебных пособиях автора красной нитью проходит мысль о любви к природе, всему живому на Земле, о важности человека в жизни природы. Подобные идеи способствуют знакомству детей младшего школьного возраста с таким понятием, как «экология». В рамках программы автором определены темы для проектных работ: «Красная книга», «Кормушка для птиц», «Почему грязь в снежках?», «Загрязнение воды и ее очистка», «Мои домашние питомцы», «Защита воздуха от загрязнения», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Будь природе другом» и др.

Каждый учитель должен самостоятельно определить, какой вид проектной работы взять за основу для достижения положительного результата и в какой степени в ней будет задействован ученик. Проект может выполняться как индивидуально, так и в парах или группах. Педагог также должен ясно представлять себе, сколько времени потребуется для выполнения проектной работы. В зависимости от продолжительности исследования выделяют следующие виды проектов: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Краткосрочный проект, как правило, рассчитанный на один урок, даст возможность ученику получить готовый результат и увидеть продукт своей деятельности в конце урока или внеурочного занятия. Например, создание экологических знаков юных защитников природы занимает один урок, завершающийся проведением выставки детских работ.

Если мы говорим о среднесрочном проекте, то время выполнения проекта составляет от одной до нескольких недель, на протяжении которых дети индивидуально или в небольших группах готовят материалы для дальнейшей презентации на уроке. В какой форме будет проходить презентация, ученик решает либо самостоятельно, либо с помощью учителя, родителей.

Какие формы презентации среднесрочного проекта возможны?

Во-первых, это классический формат – доклад. Во-вторых, если дети работали в небольшой группе, они могут создать плакат, коллаж или продемонстрировать презентацию. Например, к проекту «Красная книга» одна часть ребят в качестве презентации решила подготовить доклад и презентацию, а другая – изготовить книжки-малышки для детей дошкольного возраста.

Учитель должен понимать, что для реализации среднесрочного проекта необходимы помощь и поддержка взрослых, поэтому в школе следует проводить разъяснительную работу с родителями о значимости проектной деятельности и экологического воспитания младших школьников.

Долгосрочный проект рассчитан на срок от нескольких месяцев до полугода, когда ученик вместе с учителем определяет тему исследования, занимается постановкой цели, задач для ее достижения, а также выдвигает гипотезу и проводит проверку своих предположений. Данный вид проекта можно назвать еще и семейным, так как без поддержки семьи ребенку начальной школы с этой работой не справиться. Например, мой ученик, изучая альтернативные способы получения электроэнергии, вместе с родителями оборудовал кукольный домик системой солнечных батарей. Повторюсь, огромную роль в реализации проектной деятельности в начальной школе играют родители.

Отдельно хотелось бы выделить выездные мероприятия, в рамках которых ребята выступают в качестве волонтеров – защитников природы. Что может включать в себя это мероприятие? Развешивание скворечников и кормушек, подкормку птиц и белок в зимнее время, разъяснительные беседы с посетителями парков о правильном кормлении водоплавающих птиц. Каким будет проект, зависит от фантазии и компетентности педагога, а также от его желания привить подрастающему поколению любовь и бережное отношение к природе.

Экологическое воспитание и метод проектов, сочетаясь вместе, дают возможность современному учителю воспитывать экологически культурное поколение школьников. Проектная деятельность также способствует развитию речевой культуры, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи и продвигать идеи экологической грамотности.

Алла КУЛАГИНА, учитель начальных классов школы №354 имени Д.М.Карбышева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте