Дистанционное школьное образование сопряжено с рядом трудностей. Для ученика это связано с тем, что представленная информация требует от него самостоятельного осмысления материала. Для учителя – с тем, что возможности педагогической импровизации ограничены в связи с жестким временным режимом – нужно успевать укладываться в строго отведенные рамки «экранного времени». Решение этих проблем может значительно повысить эффективность дистанционного обучения.
Наш опыт преподавания литературы в режиме дистанционного обучения позволяет говорить о результативности использования в качестве долгосрочного домашнего задания создание буктрейлеров к изучаемым произведениям писателей-классиков.
Буктрейлер – так называют небольшой видеоролик, который рассказывает в произвольной форме об интересной книге. Отличие буктрейлера от трейлера в том, что трейлер – это короткий видеоролик к фильму, состоящий из самых ярких моментов фильма. А задача буктрейлера – рассказать о книге, заинтересовав этим рассказом читателя.
Можно сказать, что буктрейлер – это новый шаг навстречу передаче информации о художественном произведении. Совершенно очевидно, что предмет изображения в такого рода видеокомпиляциях будет особый, а именно литература, а не кинематограф. Буктрейлер – это еще и своего рода способ популяризировать любовь к книге и слову. На уроках в дистанционном режиме мы используем готовые буктрейлеры, которые есть в системах РЭШ и МЭШ. А вот идею предложить учащимся девятого класса самостоятельно создать небольшой видеоролик-презентацию мы использовали впервые в своей педагогической практике.
Работа над буктрейлером начинается с определения сюжета, который покажет самые яркие точки произведения. Само же произведение, по которому снимается ролик, должно интересовать режиссера, в роли которого выступает ученик, вдохновлять его, служить мощным подспорьем для идей. Чтобы разработать правильный сценарий буктрейлера, нужно обязательно погрузиться в текст произведения, хорошо знать историю его создания, понимать авторские замысел и позицию.
Наконец, техническая составляющая: актеры, декорации и аппаратура. Оборудование не обязательно должно быть первоклассным, а исполнители ролей – обладателями премии «Оскар». Можно использовать фрагменты художественных фильмов, снятых по произведению. Хороший ролик можно снять и на камеру мобильного телефона. Этому ребята научились при выполнении таких заданий, как выразительное чтение наизусть, которое снимали и отправляли учителю на проверку. Чтобы работа была качественной и в техническом плане, совместно с учителем информатики Анной Евгеньевной Гурской мы подготовили интегрированный урок, где я как учитель литературы ознакомила учащихся с особенностями буктрейлера, его структурой, этапами создания, а учитель информатики акцентировала внимание на работе с MS PowerPoint, так как каждый элемент буктрейлера создавался как полноценный слайд в этой программе.
Первый опыт работы под нашим руководством девятиклассники получили, создавая буктрейлеры к каждой части романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Причем по желанию они могли работать в парах, группах и индивидуально. Презентации-просмотры проходили на уроках в ходе изучения романа. Следует отметить, что при этом учащиеся давали глубокий анализ отдельных эпизодов произведения, останавливались на деталях, грамотно комментировали текст, раскрывали авторский замысел в создании портрета героя, который составлен «из пороков всего… поколения, в полном их развитии».
Создание буктрейлеров помогло организовать самостоятельную работу учащихся с текстом художественного произведения в условиях дистанционного обучения и увлечь ребят чтением классического романа.
Лилия ЗАБРОДИНА, учитель русского языка и литературы школы №7, кандидат педагогических наук
Комментарии