2023‑й объявлен в России Годом педагога и наставника. Сформирован план мероприятий, которые на региональном и федеральном уровнях призваны подчеркнуть значимость профессии учителя, рассказать о выдающихся представителях педагогической профессии.
В современных школах помогают детям разобраться в себе, побороть страхи и пробудить мотивацию к учебе, а также выбрать будущую профессию их педагоги. Молодым специалистам с радостью помогают освоить тонкости практической деятельности их более опытные коллеги. Да и те, кто непосредственно не связан с учительством, нередко становятся сегодня наставниками, активно участвуя в жизни современного образования и создавая вместе с педагогами индивидуальные треки успешного будущего.
А что вкладывают в понятие «наставничество» те, чья деятельность связана с ним непосредственно?
Екатерина ХАБИБУЛЛИНА, учитель математики и окружающего мира школы №654 имени А.Д.Фридмана:
– Восемь лет назад я пришла сюда проходить педагогическую практику. Хорошо помню, как во всем мне помогали опытные учителя. Каждый мой урок проходил под чуткой направляющей рукой наставника: мы вместе обсуждали, как построить урок, чтобы он был интересным, как удержать внимание маленьких детей, как быть добрым и мягким педагогом и в то же время проявлять умеренную строгость, чтобы сохранять дисциплину. За эту помощь я до сих пор им признательна. Именно благодаря этой поддержке я поняла, что хочу посвятить себя профессии учителя и работать именно здесь. Наша школа не только формирует крепкие и дружные детские коллективы. Сам педагогический коллектив очень сплочен, работа слаженна. Молодые специалисты всегда могут обратиться к старшим наставникам. Я и сейчас нередко обращаюсь…
Ирина ЗИНКЕВИЧ, директор школы №1228 «Лефортово»:
– Хороший наставник – это еще и проводник ребенка во взрослую жизнь. Детям он помогает не только успешно окончить школу, поверить в себя, свои силы и выбрать профессию, но и дает возможность повзрослеть и более осознанно видеть себя, мир и людей вокруг. Он показывает юному человеку множество возможностей, которые перед ним открываются, и помогает выбрать свой путь в этом сложном, огромном и стремительно меняющемся мире. При этом высший пилотаж наставничества – это не повести ребенка за собой, а лишь подтолкнуть его к собственному выбору.
Светлана ПЕРЕПЕЛКИНА, директор специальной (коррекционной) школы-интерната №65:
– В каждой школе есть система наставничества. Любой руководитель готовит достойную и профессиональную смену педагогов. Молодые педагоги должны, с одной стороны, принимать традиции школы, а с другой – внедрять новые педагогические технологии. В этой ситуации незаменима система наставничества.
Каждый педагог обладает различными профессиональными и личностными данными, своими талантами. Увидеть, раскрыть, направить, научить, развить умения и навыки – одна из основных задач наставника, от выбора которого зачастую зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя.
Так какой же он, наставник?
Наставник-консультант. Предполагается, что он знает готовое решение или владеет способами деятельности, которые указывают пути решения проблемы.
Наставник-модератор. Раскрывает потенциальные возможности и способности молодого специалиста.
Наставник-психолог. Знает и учитывает в своей работе психологические особенности, умело владеет психологическими приемами.
Наставник-индивидуум. Занимается тем, что особенно интересно ему, направляя только по выбранному им пути.
Наставник-эмпат. Идет от потребностей молодого специалиста. Не с посылом «возьми то, что я знаю и умею», а учит находить решения во взаимодействии, умеет слушать, предлагая разные варианты.
Екатерина ШИБАЕВА, Динара ПРОКОПЬЕВА, ученицы 10‑го класса школы «Содружество»:
– Кто такой наставник для нас, детей? Это прежде всего друг, который может дать дельный совет, выслушать, чему-то научить, поддержать и направить на верный путь саморазвития.
Чего мы ждем от наставника?
- Обучения. Наставник должен иметь желание и способности передать информацию, навыки, приобретенные в жизни, нам, детям.
- Направления. Наставник должен помочь найти ученику путь, по которому он станет развивать свои сильные стороны. Он может составить индивидуальный план по достижению целей, а также попробовать найти вместе с подростком будущую профессию для него.
- Мотивации. Наставник должен уметь замотивировать ребенка на определенную деятельность, учебу, показать ему, что и как можно и нужно делать, найти оптимальные пути решения задач.
- Поощрения и поддержки. Наставник должен уметь поощрять. Это так важно для нас!
Идеальный наставник, кто это?
Хороший наставник – это образец для подражания, который оказывает влияние, выходящее за рамки профессионального успеха.
Наставник должен обладать такими качествами, как:
- Терпеливость. Каждый наставник сталкивается с периодами разочарований, которые обязательно нужно преодолеть, чтобы двигаться дальше, не опуская руки.
- Обучаемость. От наставника не требуется, чтобы он знал все. Важно, чтобы он мог найти источники информации, которые дополнят его знания.
- Ответственность и организованность. Любое дело нужно начинать с организации процессов и нести ответственность за результат, ведь это будет результат совместной работы, от него будет зависеть успех ребенка.
- Лидерство. Наставник должен взять за руку и повести за собой ребенка. Мы ждем от своих наставников понятных объяснений, увлекательных рассказов, мотивации на результат.
Наставничество – работа, требующая немалых усилий. Это занятие предполагает большую целеустремленность. Люди, обладающие данными качествами, могут хорошо справиться с этой миссией, вдохновить и увлечь своих подопечных.
Глеб ПРЯХИН, глава департамента IT ученической думы «Новое поколение»
школы №1409:
– Мы занимаемся внедрением передовых технологий в жизнь школы. Наш профильный класс дополнительно курирует «Лаборатория Касперского», специализирующаяся на разработке систем защиты от различных киберугроз. Соответственно, к нам постоянно приезжают авторитетные эксперты, такие как советник генерального директора компании по образовательным проектам Вениамин Гинодман. Подобные встречи вдохновляют.
Сейчас особо ценится практический опыт разработки. А в школе с помощью проектной деятельности мы нарабатываем портфолио.
Михаил ТЮРКИН, президент продюсерского центра «Динамо»:
– Наставничество – важнейший институт в системе образования. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – прекрасная русская поговорка. Наставник своим личным примером подталкивает ученика выбрать путь в жизни, ближе ознакомиться с профессией, задать интересующие его вопросы, «сверить часы». Без сомнения, институт наставничества надо использовать в воспитательном процессе. И качественно его развивать.
Арина ШАРАПОВА, телеведущая:
– Наставническая система – отличная. И она работает. Заинтересованность наставников в кураторстве школьников в смысле «поделиться накопленными знаниями» тоже очевидна. Незаинтересованные наставники в этой системе не появляются.
Евгений КАСПЕРСКИЙ, программист, глава АО «Лаборатория Касперского»:
– Надо еще в школе, где-то в средних классах, определиться с тем, что интересно, от чего действительно загораются глаза, чем хотелось бы заниматься во внеурочное время. Технологии, пчеловодство, лесничество – что угодно. Главное, чтобы это было ваше. Не знаю, как по-другому можно почувствовать себя счастливым. Вариант один: быть собой.
Кирилл БАБАЕВ, вице-президент Альфа-групп, и. о. директора Института развития Китая и современной Азии РАН, профессор:
– У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, даже если мы не называем их так, их роль в нашей жизни огромна. Большая удача, если встречи с такими людьми происходят уже в детстве, когда закладываются основы личности. Эти встречи помогают детям сформулировать свое видение мира и предназначение в нем. Кому-то запомнится яркий художник, кому-то – известный предприниматель, государственный деятель или путешественник. От встречи может запомниться одна фраза, остаться общее впечатление или просто искра интереса, но мы удивимся, как сильно они могут повлиять на сознание, определив судьбу человека на долгие годы вперед. Это и есть волшебство наставничества.
Кирилл ЩИТОВ, председатель Комиссии по безопасности, спорту и молодежной политике Московской городской Думы:
– Система наставничества в школах набирает популярность. И на мой взгляд, у каждого учащегося должен быть наставник, который поможет преодолеть трудности, связанные с учебным процессом, в некоторых случаях – социализацией в коллективе, взрослением и сменой мировоззрения, выбором будущей профессии. В широком смысле наставник – старший товарищ и более опытный человек, который направит, поможет верно определить цель, а также подскажет кратчайший путь в ее достижении.
Рубен МАРКАРЬЯН, адвокат, главный редактор ЭСМИ «Закония»:
– Мы ставим себе задачу повлиять на будущее, мы, общаясь с нашими «учениками», изменяем его. У наставника, передающего знания, опыт, мотивацию, настрой, есть уникальная возможность очутиться в машине времени и повлиять на среду, в которой будут жить наши собственные дети и внуки через годы и десятилетия. Не бывает ведь чужих детей, бывает окружение наших собственных.
Алексей КОМИССАРОВ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»:
– Совместная работа будущих ведущих управленцев России с сильными наставниками – важнейший этап формирования их лидерских качеств, которые будут востребованы во власти и бизнесе. Целью программы наставничества являются ускорение профессионального развития участников, подготовка к будущим задачам и карьерным переходам, поддержка в достижении целей.
Комментарии