Ольга АЛИЕВА, учитель немецкого языка Волоконовской средней школы № 1 Белгородской области, – сторонник проблемного обучения. В основу системы ее работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции ребенка и безоценочная реакция на его высказывания. По убеждению педагога, на уроках нужно затрагивать проблемы, которые интересуют школьников.
Праздник, которыйвсегда с тобой.Э. Хемингуэй
Проблемы должны пересекаться. Это облегчит усвоение материала и будет способствовать развитию речи. Ольга Васильевна ценит в людях интеллигентность, независимость во взглядах. В наш прагматичный век она не чуждается лирики и любит читать стихи.
Заочно путешествуя по странам и континентам, проживая жизнь вместе с героями произведений художественной литературы, мы вдруг открываем для себя места, где, как нам кажется, мы жили в прошлой жизни, и куда хотели бы попасть опять.
Так родилась и моя мечта о Париже. Уже не помню, когда и что впервые узнала об этом городе. Но неуловимый, словно мираж, силуэт Эйфелевой башни, вздымающаяся громада Триумфальной арки, небесная готика собора Парижской богоматери так прочно вошли в мое сознание, что я решила: это нужно увидеть. А пока приходится дорисовывать в своем воображении этот город и людей, живущих в нем, по французским песням, фильмам, произведениям Гюго, Золя, Мопассана.
У каждого есть свой Париж – нечто необъяснимое и загадочное, но манящее и не отпускающее, сколько бы человек ни жил. Эта, может быть и несбыточная, мечта позволяет нам взлетать над суетой сует в минуты разочарования и одиночества.
Пусть не сбылась моя мечта в реальности. Но так хочется помочь ученикам «увидеть их Париж». Именно дети дали мне возможность вернуться в возраст таланта и потрясений. И кажется, что все талантливы от природы, но когда становятся взрослыми, почему-то забывают об этом. Дети не дают мне стареть, а я хочу убедить их остаться молодыми, найти свой Париж и не умереть.
На уроках иностранного языка мы говорим с ними о национальных и культурных особенностях стран, узнаем много интересного о себе самих, учимся понимать и уважать друг друга, мечтать о большом и малом. «Писать на чистой доске» гораздо благороднее, чем перевоспитывать взрослых, уже состоявшихся людей. Хочется, чтобы на моих уроках ребят окрыляла радостная и светлая энергетика самосозидания. Хочется видеть детей свободными, полными личного достоинства людьми, впитавшими в себя общечеловеческие ценности, хотя все труднее сохранить надежду на достижение своего идеала в мире зла, лжи и бесчеловечности.
Пусть они унаследуют от парижан не только элегантность и шик, стиль и вкус, но и способность оставаться собой, верность своим убеждениям. Пусть найдут смысл жизни в труде, приносящем радость. «Жить – значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется», – говорит Жоан Маду в «Триумфальной арке» Э. Ремарка. Мечта о внутренней красоте поможет им перебороть серую реальность.
Нет, моя мечта сбудется, если осуществятся детские мечты! «Озаренные открытием» глаза учеников уже помогают мне найти решение порой в совершенно безвыходных жизненных ситуациях.
Париж – это не столько мечта и стремление к совершенству, сколько самоутверждение в этом мире: стать свободным, жить в гармонии с собой, уметь творить себя и никогда не останавливаться на достигнутом.
Комментарии