search
main
0

Уверенные в себе

В почете и лирики, и физики

Когда-то у многих школ были шефы – производственники местных предприятий. Шефство было в основном материальное: ремонт, оснащение кабинетов. Конечно, это очень важная помощь. И теперь предприятия проявляют заботу, но она сегодня иная. Она, можно сказать, стала всесторонней и целенаправленной.

Ученики на предприятии не экскурсанты, а будущие специалисты. Фото с сайта fotki.yandex.ru

Обычная история, когда выпускникам школ приходится искать, ошибаться, когда неизвестно, в каком направлении идти по жизни после окончания учебы. Другое дело, когда в школе налажены партнерские отношения с предприятиями, вузами. У ребят появляются большие возможности выбрать дальнейший путь, повысить мотивацию в учебе. Для школ это очень важно, они хотят выпускать своих воспитанников не только с аттестатом, но и с багажом знаний и умений, которые им будут нужны в жизни. В наше время без партнерства не обойтись и самим производствам.

Современным шефам, которых называют теперь партнерами школ, до всего есть дело. Они участвуют в школьных делах, в образовательных программах, в воспитании детей, в профессиональной ориентации подростков, способствуют тому, чтобы еще во время учебы ребята смогли определить свое будущее, точнее, оценить свои способности, найти профессию.

Конечно, и прежде, во времена шефства, представители предприятий тоже бывали в школах, рассказывали о производстве, проводили редкие на предприятиях экскурсии. Тогда можно было просто посмотреть на работу станков и автоматов, при этом обычно предупреждали: близко не подходить, руками не трогать. На этом знакомство с производством заканчивалось. В таких ситуациях мало кто из ребят видел свое будущее в цехах и загорался желанием пойти сюда работать.

В наши дни у многих школ складываются партнерские отношения с соседними заводами и фабриками. Это взаимовыгодное сотрудничество, в котором партнеры с производства не только помогают педагогам в воспитании детей, но и заботятся о собственном будущем, в этом их прямая заинтересованность. По большому счету школа готовит для них кадры, причем во многих случаях, когда дело поставлено должным образом и связи между партнерами тесные, готовит кадры в прямом смысле.

Хорошим примером такого выгодного взаимодействия можно назвать самарскую школу №129, которую вот уже почти тридцать лет возглавляет почетный работник общего образования РФ Ирина Ивановна Кукса, наладившая партнерские отношения с Куйбышевским нефтеперерабатывающим заводом, принадлежащим Роснефти. По ее словам, такая школа пока единственная в городе. Была принята программа «Школа – вуз – предприятие». Этот триумвират работает в тесном единстве. Для старших школьников, идущих на финишную прямую, десятый и одиннадцатый классы становятся профильными. Их называют «Роснефть-классы». В такие классы берут лучших, предварительно с ними проводится собеседование. Современному высокотехнологичному химическому и неф­те­перерабатывающему производству нужны образованные и квалифицированные кадры, им придется работать на переднем крае науки и технологии.

В Роснефть-классах подростки получают дополнительные знания по таким основополагающим предметам, как физика, математика, химия. А уроки ведут не только хорошо подготовленные учителя, такие как учитель физики Маргарита Валентиновна Абрамова, учитель химии Елена Анатольевна Нуштайкина, но и специалисты предприятия, а также преподаватели Самарского технологического университета. Старшеклассники получают весьма солидную подготовку и очень мотивированы. Почти половина выпускников претендуют на медали. И потому все сто процентов выпускников таких классов поступают в высшие учебные заведения на бюджетные места. Выбирают в основном профильные направления, когда дальнейший профессиональный путь уже ясен – нефтепереработка, высокотехнологичная нефтехимия. Это Самарский государственный технологический университет и Московский университет имени И.М.Губкина.

Под руководством профессора Александра Трунина группа преподавателей отдельно занимается с особо одаренными учениками. Им помогают углубить знания по физике и химии. Кстати, по просьбе родителей теперь углубленно изучают физику, химию и математику начиная с пятого класса, и уже к восьмому дети начинают понимать, какая специальность их больше привлекает. В школе открылась своя лаборатория по физико-химическому анализу. Приборы предоставили партнеры из университета. Ребят привлекают к научно-исследовательской деятельности, свои исследовательские результаты они публикуют в научном сборнике. В частности, обнародовано исследование, связанное с экологией, по очистке и вторичному использованию отработанного моторного масла. Подростки участвуют в научно-технических конференциях, Ломоносовских и Менделеевских чтениях. Есть у них свое научное общество, оно объединяет тех, кто серьезно интересуется современными достижениями в науке, технике, культуре, искусстве.

Сегодня ученики из 129‑й самарской школы не простые экскурсанты на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, они здесь свои, глубоко заинтересованные молодые люди, в них руководители предприятия видят будущих специалистов, инженеров. Школа для этих ребят – второй родной дом, таким же они считают и завод. Представители завода так и говорят: «Для нас работа со школьниками – дело важное и ответственное. Они будущее нашего завода». От инженеров, других специалистов ребята получают дополнительные знания в области техники, проектирования, программирования. В результате такого общения они начинают понимать, как важны глубокие знания по техническим предметам, они уверены в правильности своего выбора.

Немало выпускников этой школы начинают трудовой путь сразу после окончания школы, по разным причинам не могут откладывать его на пять лет и выбирают для себя рабочие специальности, тем более что рабочих рук всегда не хватает. Если перефразировать слова известной песни о футболистах («Не только ноги нужны в футболе…»), то можно так сказать о современных рабочих профессиях: не только руки нужны в работе, нужна в работе, между прочим, голова. Выпускники 129‑й самарской обладают хорошими знаниями и умеют работать головой. Востребованы именно умные и умелые рабочие. Им и платят нередко больше, чем инженерам.

Эти ребята уверены в себе, они знают, кем будут, и считают, что будущая профессия им по плечу.

Установка на высшее образование в самарской школе не догма. Педагоги развивают партнерство также с Самарским политехническим колледжем, одним из лучших учебных заведений такого уровня в стране. Раньше колледж выпускал продавцов, слесарей, шоферов, но теперь переориентирован на выпуск специалистов, востребованных сегодня, – техник-технолог, техник-электрик, техник-механик, автотехник, бухгалтер, юрист. Здесь девятиклассники из 129‑й средней бывают по определенным дням. И чувствуют себя комфортно, знают многих преподавателей. С ними в мастерских колледжа проводят практические занятия, где они получают рабочие специальности для нефтяной промышленности, а после экзаменов им вручают свидетельство о полученной специальности.

Все это не означает, что школа готовит только инженеров и техников. Стране нужны всесторонне образованные люди разных профессий. В самарской школе №129 в почете и физики, и лирики, каждому найдется увлечение по вкусу на уроках, в кружках по интересам, в летнем школьном лагере – биологам, генетикам, историкам, лингвистам, гуманитариям…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте