Алексей КУЛАГИН, учитель математики лицея №1535, выпускник математического факультета МПГУ 1994 года (диплом с отличием): – Стать преподавателем хотел, еще будучи школьником. Но сегодня, после 20 лет в этой профессии, я понимаю, что не знал, что на самом деле представляет собой работа учителя. В моем представлении она была связана с интересным общением с людьми, занятием математикой, математическим творчеством. Трудные, неприятные стороны профессии не были мне известны, например обилие проверок письменных работ. Эта сторона учительства самая тяжкая, отупляющая, изматывающая, чем с более старшим и продвинутым контингентом учащихся ты работаешь, тем проверки сложнее, масштабнее, а проверять работы приходится очень детально.
Проверка самостоятельной работы по геометрии или части С работы в формате ЕГЭ сопоставима с проверкой сочинений по русскому языку и литературе, вычитываешь все: ход решения, полноту и грамотность обоснований, делаешь поправки о нерациональных моментах решения, корректируешь тексты объяснений. Привить умение письменно излагать свои решения в большой степени и значит научить математике. Так что трудимся…Я поступил в институт в один из самых лихих периодов в стране – конец 80-х – начало 90-х годов. Мне повезло, что я еще застал и имел возможность общаться с прекрасными преподавателями. Л.Атанасян, Ю.Макаренков, В.Федорова, А.Жмулёва, Л.Киселева, Ю.Шахов, А.Пенкин, В.Мишин – это мои образцы для подражания! Подвижники! Спасибо им и низкий поклон! Все, что связано с математикой, было в институте интересно, глубоко и серьезно, а к таким дисциплинам, как педагогика, возрастная психология, я серьезно не относился и не отношусь сейчас. Я не верю, что учителя можно научить общаться с детьми, строить правильные межличностные отношения. Все решают предрасположенность к этой профессии и опыт. Нельзя же научить актера быть талантливым. Нужна врожденная способность. Все остальное приходит в процессе практики.В лицее №1535 я преподаю с 2007 года. Главное, что дает мне работа здесь, – чувство востребованности. Мои предпочтения в математике – прикладные аспекты математики, геометрия, я разработал спецкурсы по углубленному изучению планиметрии, по графическим методам решения задач с параметром. Я вижу, что мои уроки важны и интересны ученикам, большинство из них реально растут в процессе нашего сотрудничества, то есть становятся математически грамотнее, логичнее, увереннее в себе. Математика, как мало какой школьный предмет, воспитывает волю. Без нее нельзя решать большие, серьезные задачи, писать масштабные письменные работы. Мои ученики в этом плане меня радуют!Обычный мой урок – диалог. Даже когда урок по форме – это лекция, я стараюсь как можно больше не договаривать, оставлять смысловые и интонационные многоточия, чтобы высказывались ученики. Мы слушаем и слышим друг друга, я стараюсь культивировать в них навык задавать вопросы, докапываться до основ, не останавливаться до тех пор, пока не поймешь каждую мелочь. Самое часто повторяемое словосочетание на моих уроках: «Есть ли у вас вопросы?» Очень важно, чтобы ученики говорили сами, не стеснялись спрашивать.Вообще главное для меня – уважать тех, кого учишь. Мои ученики не перестают восхищать меня своим трудолюбием, позитивным отношением к жизни и учебе, остроумием, корректностью отношений со мной и внутри классов. Наши лицеисты, безусловно, одни из лучших людей своего поколения. Я им завидую: они лучше, ярче, разноплановее, чем был я в их возрасте. Завидую, что мне в свое время не довелось учиться в таком же окружении, в такой атмосфере. Так что уважение и восхищение – вот главное в моем отношении к ученикам, но строгости в работе это не мешает…
Комментарии