Председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова считает, что качество работы столичных педагогов пока еще не отвечает высоким требованиям московского образования.А что думает по этому поводу директор Московского центра качества образования Алексей Рытов?
– Алексей Иванович, вам, конечно, хорошо известен уровень работы столичных педагогов, ведь Московский центр качества образования стал ведущей экспертной организацией, которая обеспечивает проведение независимых диагностик, мониторинг информационной открытости, оценку качества и уровня профессионализма педагогов, работающих в системе московского образования. Все это дает возможность объективно и качественно оценивать текущее и прогнозировать будущее состояние дел с оценкой качества. Качество работы учителей, наверное, все же объективно можно оценивать в ходе их аттестации. Что изменилось в процедуре аттестации, каких изменений ждать московским педагогам в новом учебном году? – Подходит к завершению очередной учебный год, и уже можно подвести предварительные итоги работы Московской городской аттестационной комиссии. Если говорить о статистических результатах, то число аттестованных за учебный год педагогов растет. Это ни плохо, ни хорошо – это статистика. В сентябре 2012 года в связи с передачей нам госзадания по сопровождению процедуры аттестации педагогических и руководящих работников мы приняли архив на 19460 педагогов, аттестованных в 2011-2012 учебном году, по итогам 2012-2013 учебного года были аттестованы 27769 работников образовательных организаций, занимающих педагогические должности, в нынешнем учебном году с сентября по май аттестованы 27776 человек. На повестку заседания комиссии в июне уже распределены около 1300 заявлений, но прием заявлений завершился только 1 июня, следовательно, эта цифра может увеличиться. – С чем, по вашему мнению, связано увеличение количества аттестованных педагогов? – Увеличение количества аттестованных педагогов очевидно и закономерно. Во-первых, это актуальная необходимость выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы согласно ФГОС. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу любого уровня образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников – также и квалификационной категории. Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также к занимаемым ими должностям действительно устанавливается при их аттестации. Во-вторых, в Москве, как нигде в РФ, упростился документооборот аттестационных материалов заявителей. Еще одна причина, которая, на мой взгляд, повлияла на увеличение количества аттестованных педагогов, – это делегирование Департаментом образования функции принятия экспертного решения по первой или высшей квалификационной категории образовательным организациям, входящим в Топ-400, которые обеспечивают своим педагогам максимально благоприятный и быстрый режим прохождения аттестации по результатам вклада, внесенного в общешкольную копилку достижений, ставшего основанием для включения школы в рейтинг наиболее эффективных образовательных учреждений города.- Если количество учителей, желающих пройти аттестацию, увеличилось, то увеличились и очереди для подачи документов? – Нет, введение электронного модуля по аттестации в Московском регистре качества образования обеспечило возможность круглосуточной подачи документов без ограничений и очередей. В течение года мы также сохраняли возможность личного представления документов на аттестацию в форме бумажного портфолио, но на сегодняшний день эта форма представления результатов потеряла свою актуальность и не выдержала конкуренции с электронным форматом. – И все же приходится слышать сетования учителей, что им надо готовить к аттестации множество бумажных документов.- Как правило, бумажное портфолио представляли те педагоги, которым было отказано в экспертном заключении в образовательной организации. В текущем учебном году на основе бумажного портфолио представляли свою результативность около 5% аттестованных педагогов. Низкая востребованность этой формы представления результатов педагогической деятельности обусловила полный переход на электронный формат как наиболее актуальную и простую форму подачи заявления и оценки результатов педагогической деятельности. – Алексей Иванович, но, как известно, увеличилось не только число аттестованных педагогов, увы, возросло количество и тех, кому решением ГАК было отказано в установлении квалификационных категорий. Это в самом деле так? – Да, количество отказов в установлении квалификационной категории возросло в разы, если быть точным – в 94 раза, по итогам 2012-2013 учебного года было неаттестовано 11 человек, в этом году с сентября 2013 г. по май 2014 г. неаттестованных 1038. Скорее всего, эта цифра увеличится, так как впереди еще одно заседание комиссии, назначенное на 24 июня, а по педагогам, выходящим на комиссию, отсутствует какая-либо информация, свидетельствующая о результатах их работы. – Каковы причины, по которым учителям могут отказать в аттестации?- Основания для отказа в установлении квалификационной категории у каждого неаттестованного свои, но их все можно объединить в две группы. Первая группа оснований для отказов в установлении комиссией квалификационных категорий – отсутствие результатов, соответствующих требованиям приказа Министерства образования и науки РФ от 24.04.2010 №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Это самая многочисленная группа отказов. В тех образовательных организациях, где не сложилась внутренняя система оценки качества образования, зачастую подменяют диагностику результата описанием процесса, что, в свою очередь, не дает комиссии возможности для оценки уровня профессиональной компетентности педагога, предусмотренные процедурой аттестации. Вторая группа оснований для отказов в установлении квалификационных категорий связана с процессуальными нарушениями, например, истечение срока ранее установленной высшей квалификационной категории не допускает аттестации вновь на высшую категорию без установления первой квалификационной категории. Есть очень тревожная проблема, с которой мы столкнулись в уходящем учебном году: это факты фальсификации документов, представляемых в аттестационную комиссию. Наши технические эксперты всегда сверяют аттестационные листы по ранее установленным категориям с датами и номерами приказов, находящихся в архиве, и, увы, обнаруживают изменение дат, которое позволяет продлить действие высшей квалификационной категории и иметь основания для установления ее вновь. В 99% случаев из ста подмену документов осуществляли сами педагоги путем, я бы сказал, хакерских приемов введения данных в уже подготовленные документы, при этом руководители школ не могли даже предполагать о проведенных манипуляциях. – Что такое 99% случаев, понятно, а что такое 1%?- Один процент случаев на совести директоров школ, например, директор школы №1295 СЗАО С.Карпова заверила копию поддельного аттестационного листа без сравнения его с подлинником, еще более удивительно, что этот лист был необходим для аттестации педагогического работника, не занимающего должности, по которой педагог хотела пройти аттестацию. Анализ открытых информационных источников выявил несколько несоответствий одновременно. Проведенное в школе служебное расследование выявило, что причиной, побудившей педагога пойти на фальсификацию документов, было повышение уровня тревожности за свое будущее. Выводы по случившимся фактам каждый сделает для себя сам, но я считаю, что мастерство педагога, его достижения и высокие результаты не зависят от установленной или утраченной квалификационной категории, но сама процедура установления категории напрямую зависит от высоких результатов, полученных педагогом-мастером.- Каковы перспективы совершенствования региональной процедуры аттестации в будущем учебном году? – Дальнейшее развитие региональной модели аттестации связано с сокращением нецелевой деятельности педагога по подготовке документов к аттестационной процедуре. По заявлению педагога оценке для установления квалификационной категории подвергаются только результаты, которые возможно оценить через информацию, представленную в открытом доступе. В Москве информация о результатах деятельности педагогов в достаточном объеме представлена в городских информационных базах и в открытых информационных источниках. Это в первую очередь информационно-аналитическая система Департамента образования «Московский регистр качества образования» и несколько других систем. Помимо электронных баз информация о результатах деятельности педагогов также представлена на сайтах образовательных организаций, которые в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивают информационную открытость для всех субъектов образовательного процесса. Интеграция информационных потоков электронных баз позволит снизить нагрузку не только на педагога, но и на администраторов, сопровождающих эту процедуру в образовательной организации. Для тех образовательных учреждений (организаций), которые находятся в стадии реорганизации, где идет постепенное объединение информации на сайтах или в городских информационных базах, всегда есть возможность разместить свои результаты в регистре качества образования. – Легко измеряемый результат по должности «учитель» очевиден, но есть должности педагогических работников, результаты деятельности которых сложно поддаются измерению. Например, трудно измерить результаты деятельности по должности «концертмейстер» или «старший вожатый». Что делать в этом случае, каким должен быть измеряемый результат?- Да, не все результаты очевидны, некоторые из них возможно будет измерить только через определенное время, но хочу сказать, что результат по каждой из должностей педагогических работников достаточно хорошо анализируется через призму требований профессионального стандарта педагога. На сегодняшний день мы вместе с Московским городским методическим центром завершили и готовы предложить стандартизированные формы анализа результатов по всем 28 должностям педагогических работников. Заместители руководителей образовательных организаций, обеспечивающие деятельность внутренней системы оценки качества образования, могут воспользоваться этими материалами для проектирования комплекса мероприятий по обновлению педагогических кадров, стимулирующих повышение качества их работы, направленной на достижение высоких образовательных результатов обучающихся.- Алексей Иванович, что пожелаете вы нашим читателям – учителям?- Боюсь, что мои слова будут выглядеть банально, но призываю вас, дорогие коллеги: уважайте себя! Уважающий себя человек никогда не позволит себе быть непрофессионалом!
Комментарии