search
main
0

Уважать и быть достойным

Этот выпуск нашей газеты выходит в канун майских праздников, главный из которых – День Победы. И сколько бы лет ни проходило, сколько бы ни подрастало поколений, именно в эти дни особенно обостряется чувство любви к своему дому, своей Родине, близким и дорогим людям. Перед глазами встают лица из семейных альбомов, пробегают кадры из незабываемых военных лент, наполняющие сердца гордостью и любовью, теплом и добротой, а порой обидой и горечью – за них, за нас, за наших детей, которых мы все хотим вырастить достойными людьми, любящими свою землю, готовыми ее защитить, украсить и стать настоящими патриотами своей великой страны. «Дрофа» поздравляет всех с праздниками весны! Здоровья вам, радости и чистого неба над головой!

Что подразумеваем мы под словами патриотическое воспитание? В официальных документах это трактуется довольно сухо и лаконично – передача молодежи общественно-исторического опыта, целенаправленное и планомерное формирование у ребят высокой гражданственности, социальной активности, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. По сути все верно. Вот только как сделать, чтобы эти «активность», «верность» и «готовность» не отчеканились у ребят пустыми фразами, а стали самыми важными слагаемыми их души и сердца.

Сегодня эта работа проводится на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В ней сказано, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и подростков. При этом образовательные учреждения должны выполнять функции интегрирующих центров воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. Интегрирующие – это значит вместе, сообща, поддерживая друг друга.

Любой учебный предмет, будь то литература, история, химия, другие науки, способен решать воспитательные задачи патриотического характера как в младших, средних, так и в старших классах. Это доказывает и содержание общего образования, и имеющийся педагогический опыт. В полной мере это относится и к основам безопасности жизнедеятельности. Ведь на занятиях именно по этому предмету проводится идейная, психологическая и практическая подготовка школьников к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, службе в Вооруженных Силах РФ. Эффективность же такой работы во многом зависит не только от профессионализма и квалификации педагогов, но и от качества учебной, методической и другой литературы.

Тематика патриотизма и патриотического воспитания широко представлена в учебниках, методических и наглядных пособиях издательства «Дрофа».

К примеру, в учебник для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов В.Н.Латчука, В.В.Маркова, С.К.Миронова, С.Н.Вангородского включены главы «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества», «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Символы воинской чести». В них предусматривается изучение на занятиях тем, непосредственно связанных с патриотическим воспитанием:

история создания Вооруженных Сил России;

организационная структура, функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России;

патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества;

дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности воинских частей и подразделений;

боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы;

ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе;

ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации;

дни воинской славы России.

Что касается самых старших школьников – одиннадцатиклассников, то для них содержание соответствующего учебника построено таким образом, чтобы подготовить к скорому выходу во взрослую жизнь, а педагогам дать еще более широкие возможности продолжать активное и целенаправленное патриотическое воспитание школьников. Содержание учебника позволяет успешно выполнять эту задачу, так как более 60% объема отведено вопросам воинской обязанности, военной службы и подготовки к этой службе. В нем подробно раскрыты темы «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества», «Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина», «Чувства личности и военная служба» и другие.

С 2004 года в издательстве выходит учебное пособие авторов А.Т.Смирнова и В.А.Васнева «Основы военной службы», разработанное с учетом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне» и других основополагающих документов в военной области.

Книга адресована учащимся старших классов и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Один из разделов пособия так и называется – «Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи». В нем предусмотрено изучение семи тем о боевых традициях Вооруженных Сил России и символах воинской чести.

Из отзыва на учебное пособие кандидата исторических наук, доцента Палтиевича Романа Лазаревича (г. Москва): «…Особое место в учебном пособии занимает второй раздел «Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи», где красной линией прослеживается исторический путь создания Российской Армии. Отмеченные на всем пути ее становления и развития дни воинской славы дают полную картину героическим событиям, наполненным доблестью, честью и отвагой Русского солдата. На исторических примерах прослеживаются воинские традиции, символика Вооруженных Сил и воинские ритуалы…».

Для образовательных учреждений среднего профессионального образования всех видов и типов издательство выпускает учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности». Пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и примерной программой «Безопасность жизнедеятельности» на базовом уровне.

Раздел «Основы военной службы» включает в себя главу «Военно-патриотическое воспитание молодежи». В этой главе представлен материал о боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских символах и ритуалах.

Из учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности»: «…Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации являются преданность Родине и постоянная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воинскому долгу, Боевому знамени части и Военно-морскому флагу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность и боевая готовность…»

Повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, как это указано в государственной программе на 2006-2010 годы, невозможно без подготовки необходимых для этой работы пособий для учителей.

В методических пособиях к учебникам 10 и 11 классов (авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков) эта тематика отражена достаточно широко и представлена в поурочных разработках, примерных контрольных работах и тестовых заданиях, исторических примерах мужества, героизма и патриотизма российских воинов.

Из методического пособия «Основы военной службы. 10 класс»:

Уроки 30, 31

Учебные вопросы.

1. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

2. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о боевых традициях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основное содержание уроков.

Урок по первому учебному вопросу. Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Важнейшие боевые традиции Российских Вооруженных Сил. Понятие о героизме и мужестве. Примеры из военной истории России, свидетельствующие о героизме и мужестве, которые проявлены российскими воинами на полях сражений. Понятие о воинской доблести и воинской чести. Примеры из военной истории о выполнении воинского долга российскими воинами.

Для педагогов образовательных учреждений общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в серии «Библиотека учителя» в издательстве выходит методическое пособие «Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся». Пособие разработано коллективом авторов (А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др.) в Научно-практическом центре Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем впервые представлены основные теоретические положения патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи с учетом требований нормативных правовых документов и реальной обстановки в стране.

Из методического пособия «Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся»: «Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, которое организуется и проводится по нескольким направлениям (см. схему)».

В интересах военно-патриотического воспитания педагоги могут использовать комплект стационарных наглядных пособий «Основы военной службы», выпускаемый издательством «Дрофа». Комплект состоит из 10 таблиц размером 70х100 см по следующим темам:

назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова (АКМС);

неполная разборка и сборка автомата Калашникова (АКМС);

назначение, боевые свойства и устройство 9 мм пистолета Макарова (ПМ);

неполная разборка и сборка 9 мм пистолета Макарова (ПМ);

ручные осколочные гранаты;

приемы метания ручных осколочных гранат;

противопехотные и противотанковые мины;

признаки установки мин и фугасов;

фортификационные сооружения;

инженерные заграждения.

Применение наглядных пособий при изложении и обсуждении учебного материала помогает формировать у обучаемых конкретные представления о военной службе, назначении и устройстве некоторых видов вооружения, мерах безопасности и правилах обращения со стрелковым оружием и ручными осколочными гранатами.

Одной из форм патриотического воспитания учащихся являются слеты-соревнования в рамках Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» и «Дни защиты детей». Подробные рекомендации по организации и проведению этих мероприятий приведены в методических пособиях (авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков, А.Г.Маслов) к учебникам для 9 и 7 классов.

Пособия и учебники по основам безопасности жизнедеятельности, выпускаемые издательством, в образовательных учреждениях работают уже на протяжении 10 лет и, по мнению преподавателей, дают хорошие результаты, помогая учителям в формировании и воспитании у учащихся патриотического сознания, понимания своего места и роли в обществе, при защите своей Родины, верности ей и готовности к выполнению конституционного долга гражданина свой страны.

Энциклопедия мужества

История любой страны – это не только быт и нравы, национальные традиции, любовь к своему краю, природе, красоте… Это и страницы тяжких лихолетий, борьбы за свободу, многолетних и страшных войн, сражений и битв за каждую пядь своей земли, за своих близких и родных, за свое Отечество.

И сколько бы лет ни прошло, потомки должны свято чтить подвиги своих предков, гордиться их мужеством и быть достойными своих дедов и отцов.

Среди энциклопедических изданий «Дрофы» есть поистине уникальные книги – это исторические атласы. Первым в издательстве вышел «Военно-исторический атлас России: IХ-ХХ века». По замыслу, подаче и подбору материала, по мнению историков, аналогов еще не было. Издание предназначено всем, кому интересна история. Это первый отечественный атлас, который раскрывает современный взгляд на военную историю от Древней Руси до наших дней, от походов князя Олега до событий в Чечне. В нем наряду с военно-историческими картами (а их более 5 – старинных и современных, известных и ранее засекреченных) содержится интереснейший текстовой материал, рассказывающий о событиях, людях, потерях и победах.

Столь же интересен и другой атлас – «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

За годы, минувшие после войны, немало было сделано в области исследования этого поистине исторического этапа двадцатого столетия. Многотомные труды ученых, мемуары военачальников и полководцев, литературные произведения и кинофильмы были посвящены героизму и бессмертной славе. Но книги, которая с такой точностью констатировала бы ход битв и человеческих потерь, судьбоносных решений, истинных цифр и фактов, еще не было. Это издание включает более 160 цветных карт стратегических и фронтовых операций советских войск, более 600 иллюстраций, среди которых редкие фотографии, фрагменты картин, схемы, таблицы, а также информационный и текстовой материал, разъясняющий самые сложные конфликты, события и решения. Он написан красивым языком, понятным как специалисту, так и простому читателю.

Эти книги, составителем которых стал И.И.Максимов, лауреат Государственной премии в области картографии, увлеченный историк, просто атласами назвать трудно. Это скорее альбомы-энциклопедии, охватившие огромные периоды истории России. И, разглядывая их, невольно вспоминаешь слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».

«Родная земля».

Автор М.Ю.Новицкая

Книга создана в издательстве «Дрофа» для детей младшего школьного возраста и адресована не только им, но и всей семье для уютного домашнего чтения.

Она рассказывает о том заветном, что есть у каждого народа России и мира. Это любовь к природе, семье и дому, к своему Отечеству. «Такая любовь каждого из нас, – говорится в предисловии, – делает достойным человеком. Она помогает мирно трудиться, ценить друг друга и беречь наш общий Дом – родную Землю».

Листая эту книгу, рассматривая картинки и читая, ребята смогут лучше узнать свой край, традиции и обычаи предков. Она расскажет о родной природе и ее особой красоте, о семейном укладе и народной истории, о праздниках и обрядах, о жизни и быте русского народа: строительстве дома, новоселье, рождении ребенка, детских играх, отдыхе, труде, свадебном веселье, традициях гостеприимства. В книге множество рассказов и притч о труде и подвигах наших соотечественников, о великих свершениях, героизме, беззаветной преданности своей Родине. Она познакомит с людьми, которые создавали великое культурное достояние нашей страны, бесстрашно защищали ее в пору тяжелых испытаний, беззаветно любили свой народ и свою землю.

Совместный творческий поиск ответов на вопросы и задания, предложенные в конце каждого раздела книги, даст возможность детям и родителям лучше узнать не только свою страну, но и друг друга, глубже понять близких и самого себя.

Издание состоит из трех частей, где под одной обложкой, дополняя друг друга, собраны три книги – «Книга круглого года», «Книга семейного лада» и «Книга народной истории».

Это прекрасное подарочное издание, которое наполнено пословицами и поговорками, скороговорками и народными шутками-прибаутками. В нем много красочных иллюстраций, картин, старинных гравюр, интересных и ярких фотографий.

«География. Листая страницы семейного альбома»

Автор Н.П.Карпова

Это интересное издание совершенно справедливо может стоять в одном ряду с книгами по патриотическому воспитанию. Это очень необычный элективный курс. Его создали в редакции географии издательства «Дрофа», но идея, которая в нем заложена, может быть реализована на любом другом уроке, а также во внеклассной работе и работе дома.

Элективный курс дополняет содержание курса «География России», расширяя знания школьников по демографическим проблемам, существующим как в России, так и в мире в целом.

Основной целью курса является развитие общей культуры школьников (в частности, в области активных наук, таких как экономика, история, география), формирование системы взглядов, принципов и норм поведения, познания индивидуальной и объективной действительности, формирование представления о пространственных аспектах мира человека, пробуждение интереса и уважения к прошлому и настоящему страны, к познанию себя в этом мире, дополнение и углубление знаний, используя опыт свой и своих близких, а также обучение интеграции полученных знаний, необходимых для успешной семейной жизни, эффективной трудовой деятельности, для получения представлений о своих возможностях. В процессе работы учащиеся оформляют альбом «Моя семья», представляющий семейные летописи, из которых в конечном счете складывается история нашей страны.

Н.П.Карпова. «Методическое пособие»

Пособие для учителя содержит программу курса, а также методические рекомендации и конспекты уроков.

Н.П.Карпова. Альбом «Листая страницы семейного альбома»

Это своеобразная летопись каждого ученика, которую он начнет с родословной своей семьи, узнав, кто положил начало его роду, был ли у семьи герб и какой, как переплелись события страны с историей семьи, о чем может рассказать его фамилия и откуда она пошла, почему детям дали такие имена, города, где жили родные. Создание столь замечательного альбома потребует немалого труда, интересного и захватывающего, творчества и огромного удовлетворения от проделанного. Такой альбом потом может стать настоящей семейной реликвией, которую будут передавать из поколения в поколение. Ведь в него будут вписаны самые дорогие и яркие страницы из истории, светлых и трудных периодов жизни семьи, каждый из которых был связан с историей и жизнью страны.

Н.П.Карпова. Рабочая тетрадь «Листая страницы семейного альбома»

Тетрадь содержит задания для самостоятельной работы по элективному курсу, которые учащиеся выполняют на занятиях или дома, а также дополнительные материалы, раскрывающие содержание курса.

Библиотека отечественной классики

Произведения лучших писателей и поэтов России объединены в 100-томник «Библиотеки отечественной классики. Первоначально она была выпущена специально для всех школьных библиотек и бесплатно поставлена в каждую из них. Тираж этого собрания сочинений составлял тогда почти 50 тысяч экземпляров! Сегодня такую библиотеку может приобрести каждый желающий как полностью, так и разрозненными томами. В Библиотеку вошли шедевры отечественной литературной классики, начиная с былин и сказаний и заканчивая литературными произведениями второй половины ХХ столетия. Это ли не лучшие книги для воспитания любви к своему Отечеству, красоте своего края, природе, родным и близким, к своей земле, за которую не жалели своей жизни самые благородные, самые достойные и отважные ее граждане.

С поэзией Александра Пушкина и Михаила Лермонтова дети должны знакомиться уже в раннем детстве. Взрослея же, открывать все новые и новые глубины мудрости и понимания русского национального характера. Вкус к слову и любовь к родному языку начинаются с чтения именно этих поэтов. Великие романисты Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой, тонкий стилист Николай Васильевич Гоголь – это те главные вехи культурного становления, без которого немыслим современный образованный человек. В творчестве этих писателей – ключ к пониманию отечественной истории и культуры. В «Библиотеку отечественной классики» входят также современные поэты и писатели – Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Александр Твардовский, Александр Солженицын и другие. Кроме того, в серию входит двухтомник «Гражданская война в лирике и прозе» со стихами Михаила Светлова, Владимира Луговского, а также романами Исаака Бабеля и Бориса Пильняка и др. Второй сборник – «Великая Отечественная война в лирике и прозе», включает таких знаменитых поэтов, как Николай Доризо, Ярослав Смеляков, Борис Слуцкий, Роберт Рождественский, Николай Рубцов, а также писателей Бориса Васильева, Григория Бакланова, Вячеслава Кондратьева и других.

Это практически все обязательные для изучения в школе, а также рекомендованные для дополнительного чтения литературные произведения. Все тексты снабжены сносками и комментариями, а дополнительные приложения дадут возможность читателю получить массу новой интересной информации об авторе и его произведениях, ознакомиться с публицистическими статьями и мемуарами. Каждая книга – это часть неиссякаемого источника нашего великого литературного наследия, которое не может оставлять равнодушным, вызывая чувство гордости, патриотизма, осознания огромного духовного богатства многогранной российской культуры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте