Воспитание человека как развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически, оно требует определенных усилий как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.
На мой взгляд, воспитание всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости, оно должно быть основано на народных традициях, осуществляться в интересах народа и общества. Если один из этих компонентов не учитывают, воспитание становится неизбежно ущербным. Корни педагогических ошибок надо искать главным образом в недостатках знаний возрастной психологии, особенностей развития ребенка, в педагогических заблуждениях и самоуверенности. Если педагог систематически допускает профессиональные промахи, это может вызвать трудновоспитуемость, а позже – девиантное поведение подростка. Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение. Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем никаких изменений в личности. Воспитание может способствовать созданию свободного и счастливого человека, и в этой связи я считаю, что важно развивать образ мышления, человечность, творчество, умение обновлять и расширять свои знания. Развитие познавательной потребности должно быть направлено не только на содержание учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Человек должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что он сам может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности. Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. В своей профессиональной деятельности я направляю все усилия на развитие познавательной и творческой активности личности. На мой взгляд, даже при средних способностях студент может весьма успешно учиться, если будет проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. Неизбежно возникает вопрос: как этого добиться?Мне кажется, что воспитание воли – один из основных аспектов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно: он должен научиться выполнять то, что ему не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять эти требования – таков путь развития воли у человека. Необходимо научить подростка жить в коллективе, другими словами – воспитывать умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других, а также убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и достигать их.Работая в профессиональном образовательном учреждении, я понимаю, что существеннейший элемент в воспитании – это формирование позитивного отношения к труду и своей профессии. Как говорил А.С.Макаренко, воспитание должно иметь трудовой характер. Самое главное здесь – общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства – уважение к людям труда и презрение к бездельникам. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Размышляя на тему воспитания, я прихожу к выводу, что педагог наделен уникальной миссией – помочь человеку пройти уникальный и самостоятельный путь морально-нравственного и социального развития.Ольга МЕДВЕДЕВА, классный руководитель, колледж городской инфраструктуры и строительства №1
Комментарии