Надеемся, что публикуемые материалы помогают вам в совершенствовании профессионального мастерства и дают хорошее представление о проблематике преподавания христианской нравственности и этики. Извещаем вас о том, что в конце года будет издано дополненное и усовершенствованное учебное пособие по курсу <>. Тех, кто захочет приобрести его за небольшую плату, просим направлять заявки по адресу: 117279, Москва, а/я 60, Международная школьная программа. Школьной библиотеке по заявке администрации школы один экземпляр учебника вышлем бесплатно.
Наставь юношу при начале пути его
Идеал и реальность
Разумеется, и в отношении учеников наши чрезмерные надежды не оправдываются. И тогда мы начинаем детей упрекать. Результат, как правило, обратный: утрата энтузиазма, упадок духа. Известно, что и 99 одобрительных замечаний может не хватить, чтобы компенсировать одно-единственное порицание. Критика снижает уверенность человека в собственных силах, больно бьет по самолюбию, калечит самооценку. И хотя мы тешим себя мыслью, что критика наша справедлива и конструктивна, зачастую это отнюдь не так. Для развития и совершенствования человеку больше всего нужны моральная поддержка и положительный пример.
Откуда берется тот эталон, с высоты которого мы считаем возможным судить других? Во многом он зависит от воспитания, складывается из ценностей, усвоенных в семье. Но ведь этот идеал может оказаться весьма сомнительным.
У многих родителей есть несколько любимых словечек-определений, которыми они награждают своих чад, когда нужно на них повлиять или просто выразить им свое неодобрение. Ребенок поздно встал – <>, допустил ошибку – <>, хочет что-то сделать по-своему – <>. Всякий раз, когда ребенок слышит это, в его памяти запечатлевается соответствующий образ. Настойчиво повторяясь, подобные образы глубоко проникают в еще не окрепшее детское сознание. <>, <> и прочие ярлыки, участвуя в формировании отношения ребенка к самому себе, тормозят развитие личности. Нередко они так прилипают к нашему <>, что продолжают обременять его даже тогда, когда для них уже нет никаких обьективных оснований.
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь:
Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ –
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ –
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ
ТЕПЛОМ –
Находят в мире любовь.
Есть ли в вашем классе ученик, у которого ваша требовательность вызывает негативную реакцию? Был ли у вас учитель, чьи чрезмерно высокие требования приводили вас в отчаяние из-за невозможности соответствовать идеалу?
Относясь к детям с уважением, любовью и доверием, родители и учителя закладывают фундамент для формирования полноценной, психологически самостоятельной личности. Похвала, искренняя симпатия,терпение и положительная установка играют огромную роль в формировании у ребенка реалистичного отношения к себе самому и к окружающим.
Алексей, описанный нами в первой статье цикла, являет собой пример юной личности с осмысленными идеалами и реалистичной самооценкой. Алексей свободно общается со взрослыми и сверстниками. Он не стремится подчинять себе других, но одноклассники видят в нем лидера. Алексей привык ободрять и поддерживать окружающих, и сам не боится разочаровываться. За друзей стоит горой, если их критикуют, и не требует слишком многого ни от них, ни от себя самого. Исток всего этого в том, что отец Алексея всегда поощрял в нем стремление к совершенству, но никогда не критиковал за неудачи.
Будучи снисходительны к детям, добрым отношением побуждая их к старательности, мы, учителя и родители, помогаем им приобрести здоровые идеалы. Если для ребенка высокие требования взрослых – стимул к развитию, а не причина чувствовать себя неполноценным, значит, он не упадет духом, добьется своего.
Сэлли Филдман,
Рекс Джонсон
Характер – это судьба
Признание недостатков наряду с достоинствами в себе и окружающих – здоровая альтернатива черно-белому восприятию мира. Терпимое отношение к человеческим слабостям нисколько не мешает устремленности к идеалу, который остается для нас возвышенной целью.
Учитель в состоянии помочь и своим ученикам примирить личностный идеал с реальным <> каждого из них. Для этого нужно воодушевить ребенка, выделить его сильные стороны. Как пишет Кэролин Лайз в своей работе под названием <>, самое главное, что может сделать учитель для ученика, это подчеркнуть его конкретные достижения. В одной школе дети ежедневно писали небольшие сочинения, учителя исправляли в них каждую ошибку. Вскоре было замечено: ученики пишут меньше, отдавая предпочтение нетрудным с точки зрения правописания словам и все неохотнее выражая на бумаге искренние мысли. Тогда учителя испробовали иной метод: в любом сочинении отмечать хотя бы один положительный момент. Желательные качества стали проявляться в ученических работах чаще.
На утверждение, что учитель должен быть предельно требовательным, ответим: как показывают исследования, устойчивое повышение успеваемости дает не что иное, как терпимое отношение к детям, поощрение их усилий. Педагог – профессия только для великодушных, милостивых людей. Библия определяет милость как ничем не заслуженное благоволение. Будучи милостив, Бог принимает всякого, кто приходит к Нему, даже самого порочного. Приняв нас и даровав прощение, Бог направляет нашу душу к тому, чтобы мы избавились от дурного. Вот образец для учителя!
Видя, что к нему относятся великодушно, ребенок перенимает это великодушие. Постепенно преображается его совесть: в ней начинает преобладать любовь, а не готовность осуждать себя и других. И тогда ребенку уже не нужно надевать своего рода маску, стараясь выглядеть безупречным, во что бы то ни стало произвести благоприятное впечатление и, значит, приучаясь жить во лжи.
Примиряясь с реальностью, прощая тех, кто причинил им страдание, дети сами получают душевное исцеление, обретают свободу, раскрывают в себе такие возможности духовного роста, о которых они и не подозревали. Но, чтобы все это состоялось, ребенку обязательно нужен пример. Получить его от родителей посчастливилось далеко не всем. Для многих главным, а то и единственным таким примером должен послужить учитель.
<>, – писал древнегреческий философ Гераклит. Провожая в прошлое бурный двадцатый век и вступая в новое тысячелетие, нам всем, и в первую очередь педагогам, следует взять на себя обязанность укоренить в характере каждого ребенка терпимость, великодушие как неотьемлемые качества полноценной личности.
Комментарии