search
main
0

Утром – скотник, вечером – плотник. Портрет сельского учителя на фоне модернизации

Татьяна ПАЛЬЧИКОВА, научный сотрудник Института педагогики социальной работы Российской академии образования:

В последние годы в общественной жизни России проблемы сельского учителя – его социальный статус, финансовое положение, условия жизни, профессиональный уровень – становятся чрезвычайно острыми.

В 2003 году Институт педагогики социальной работы Российской академии образования провел исследование «Кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». В нем приняли участие педагоги общеобразовательных школ 20 районов из 5 республик, одного края и 14 областей, представляющих 7 федеральных округов Российской Федерации. Такое широкомасштабное и комплексное исследование по кадровым проблемам было предпринято впервые за много лет. Директора, учителя и другие специалисты, работающие в сельских школах, заполняли анкету, содержащую 91 вопрос и 878 позиций. На первом этапе работы к сотрудникам института присоединилась творческая группа Профсоюза работников народного образования и науки РФ, который стал нашим полноправным партнером в исследовании и финансовым спонсором. Сотрудничество с отраслевым профсоюзом позволило расширить круг вопросов, вошедших в анкету, и выявить не только профессиональные, но и личные проблемы сельского учителя.

Статфакт

В общеобразовательных школах России в 2002/2003 учебном году работало около полутора миллионов учителей, не считая совместителей, из которых 43,3% – педагоги в сельской местности.

Сельские учителя – это:

• в подавляющем большинстве женщины (86,6%), имеющие семью, детей, причем около половины – двоих. Каждая десятая учительская семья воспитывает трех, а в 47 опрошенных семьях растут четверо и более детей;

• в основном люди среднего возраста (от 35 до 50 лет). Только в 7% учебных заведений, охваченных исследованием, преобладают молодые педагоги (до 35 лет), и лишь 5% школ имеют сбалансированный состав учителей;

• в основном местные жители, проживающие на селе с рождения (62,4 %), последние 20 лет и более. Менее половины процента опрошенных педагогов живут в селе меньше года, а 0,9% – от двух до четырех лет. Таким образом, мы видим, что приток учителей в село практически иссякает. В сельскую школу ездят работать учителя из города (таких набралось 6,8 %), что не решает проблемы кадрового обеспечения.

Почти пятая часть работающих учителей получает трудовую пенсию по старости, назначенную досрочно (за выслугу лет), и еще 12% вынуждены работать в школе, находясь на пенсии по возрасту. Большая часть опрошенных педагогов проживает в значительно или относительно удаленных от областного центра районах, и лишь 25% – рядом с областным или районным центром. Почти половина учителей живут рядом со школой, но есть и такие, которые добираются на работу за 3 км (12,9%), тратят на дорогу больше часа 1,5%;

Почти половина сельских учителей работают в школе, которую сами закончили, каждый четвертый педагог продолжает семейную учительскую династию, а около 11% трудятся в школе всей семьей.

Сельский учитель сегодня – это работник не только педагогического, но и сельскохозяйственного труда. 86% учителей имеют земельный участок, возделывают его и получают урожай, более чем две трети содержат домашний скот и птицу, а один учитель ведет фермерское хозяйство.

На чьей земле находится личное подворье учителя? Когда шел процесс акционирования сельхозпредприятий, только 19,1% педагогов получили землю в собственность. Из них 39,3% отдали ее в аренду, 37,3% обрабатывают сами, а 16,5% никоим образом эту землю не используют.

«Не могу оформить землю», «налог плачу, но не пользуюсь землей» – так писали в своих анкетах сельские учителя.

В каких условиях

живут учителя на селе?

Каждый третий учитель живет в собственном доме, больше половины – в квартирах. Снимают жилье около 5%, в общежитии, квартире или комнате при школе обитают около 3%.

Большинство платит за жилье из своего кармана, треть опрошенных получают средства от предприятий и учреждений. Значительная доля (41%) учителей ответили, что пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. А в первую очередь получили жилье 5,3%.

Только каждый пятый живет в доме с водопроводом, а горячая вода – это роскошь для большинства учителей. В домах 18% педагогов установлен телефон, у стольких же – канализация. Топят печку около 13%, у каждого четвертого учителя в доме есть газовое или центральное отопление.

Каково материальное

положение сельского

Половина опрошенных относит себя к среднеобеспеченным и почти столько же – к малообеспеченным. Бедными и очень бедными считают себя 1,5% учителей, чей доход на одного члена семьи составляет 300 рублей в месяц.

Более трети педагогов указали, что имеют доход от тысячи до двух тысяч рублей на человека, и при этом больше половины семей живут на одну зарплату. Свыше 3000 рублей получают менее десятой части респондентов. Высоко обеспеченными считают себя полпроцента учителей.

Многие отметили, что продают излишки урожая, поделки, работают в других местах (не по специальности), если есть такая возможность.

Кто и как помогает

учителю?

Абсолютное большинство участников опроса (91,5%) заявили, что не получают никакой помощи ни от кого. Для тех же, кто ее все-таки получает, а это меньше 10%, помощь выражается во вспашке огорода, приобретении сельхозпродукции по льготным ценам, в заготовке сена, топливе и др. И лишь 0,2% ответили, что им помогают деньгами. Некоторым учителям оплачивают жилье водкой, дровами.

Удовлетворены ли

учителя условиями

своей жизни?

51,9 процента педагогов ответили «нет», частично удовлетворены 44,6 процента, довольны только 3,5 процента опрошенных.

Как обстоит дело

со здоровьем

сельского учителя?

Здоровыми ощущают себя только 16% учителей. При этом подавляющее большинство педагогов переносят болезни на ногах и берут больничный лист 1 раз в год, третья часть – 2 раза в год, 1,5% – один раз в месяц, а 0,5% – гораздо чаще. Больше половины учителей – «хроники», каждый третий связывает все свои заболевания с работой, а еще одна треть – часть этих заболеваний. Более 50% учителей получают медицинскую помощь на платной основе. При этом обращаться за ней приходится, как правило, в районный или областной центр. Так что о немедленном посещении врача речи идти не может. Санитарные требования Минздрава России устанавливают обязательное бесплатное медицинское освидетельствование учителей. Ежегодно такой осмотр проходит большинство педагогов, однако в каждой пятой школе он не проводится.

Исследование показало, что поправить свое здоровье по путевкам за счет собственных средств смогли около 5% опрошенных, за счет средств социального страхования или учреждения – каждый десятый, а вот материальная и спонсорская помощь была оказана только 1,5% учителей.

«32 года не получала путевок», – такие и аналогичные ответы мы нашли в анкетах. Более 95% опрошенных педагогов в течение последних 5 лет не выделялись путевки для отдыха и лечения.

Информация к сведению

34,6% сельских учителей вообще не питаются в течение рабочего дня, 33% посещают столовую, 16% ходят обедать домой, 12,4% приносят еду из дома.

Соблюдаются ли

права сельских учителей?

Вопросы, посвященные социально-экономическим правам, вызвали наиболее острую реакцию сельских учителей. Об этом можно судить по дополнительным записям в анкетах. Оказалось, что каждый третий учитель в 2002/2003 учебном году получал зарплату несвоевременно. В большинстве случаев ее задерживали на месяц, пятая часть педагогов дожидалась своих денег два месяца, а десятая часть – три месяца.

При этом абсолютное большинство учителей так и не получили денежную компенсацию за задержку. Несколько лучше обстояло дело с выплатами отпускных. Две трети учителей получили деньги вовремя.

Самой распространенной и реализуемой льготой для учителя является компенсация за книгоиздательскую продукцию в размере 100 рублей. Однако если учесть, что реальная стоимость одной книги иногда превышает указанную сумму, то эта компенсация может рассматриваться как льгота с большой натяжкой.

Оплата труда значительной части сельских учителей производится по повышенной на 25% ставке. Но на нерегулярный характер оплаты жилья, выплат пособия на ребенка, денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию указали многие учителя.

Как проводит свой досуг

сельский педагог?

Самая распространенная форма проведения досуга – «сидеть дома и смотреть телевизор». Об этом заявили 42,5 процента респондентов. Вместе с тем сельскому педагогу не чужды культурные интересы. 15,6 процентов учителей в свободное время занимаются творчеством, 9,8 процентов посещают клубы, 8,8% отправляются в походы, 8,1% ездят на экскурсии, 7,8% ходят в театр, 7,4% занимаются спортом.

Есть ли у педагога

своя политическая

позиция?

Некогда тихий и незаметный сельский учитель сегодня стал общественно активен и протестует против нарушения своих социально-экономических прав. Более трети учителей принимали участие в забастовках, столько же вынуждены были приостановить работу, каждый пятый педагог выходил на митинги и пикеты. 14,3 процента опрошенных имеют непосредственное отношение к деятельности какого-либо общественного движения, организации, партии. Однако подавляющее большинство сельских учителей (85,7%), кроме профсоюза, не входят ни в какие объединения и партии. Более трети педагогов вообще не одобряют их действия, а 16,2 процента ничего не знают об их деятельности.

Какое образование

имеют сельские учителя?

Большинство учителей (73,4%) имеют высшее образование, в том числе 50% – педагогическое, 5,6% – неоконченное высшее, 17,7% – среднее профессиональное. В школе работает 1% сотрудников со средним общим образованием, 9 сельских учителей из числа опрошенных учатся в аспирантуре, 36 получили второе высшее образование.

Данные исследования показывают, что в сельские школы усилился приток специалистов непедагогического профиля (сегодня их более трети). Анализ анкет продемонстрировал, что математику может вести экономист, а иностранный язык – агроном.

В каждой третьей школе (27,5%) не преподается как предмет информатика, в каждой седьмой (13%) – иностранный язык, в каждой тринадцатой (7,2%) – музыка, в 7,2% – ОБЖ, в 5,8% – обществознание и география, биология и физика, химия и черчение, в 4,3% – история, в 2,9% – трудовое обучение, в 1,4% – литература.

Каков стаж

и профессионализм

Около половины учителей работают в системе образования от 11 до 25 лет. Молодых специалистов в сельской школе явно не хватает. Они составляют 8,5% опрошенных, в то время как педагоги со стажем свыше 25 лет – 22,4%.

Профессиональный уровень сельского учителя достаточно высок. Около половины педагогов имеют вторую и высшую категорию (12-й, 14-й и 15-й разряды). Однако всегда ли достижения учителя соответствуют установленным разрядам? Не становится ли это попыткой администрации хоть как-то компенсировать низкий уровень зарплаты?

Молодые учителя приходят в сельские школы, если:

– родились в том селе, где работают (40,2%);

– в селе живут их родители (19,3%);

– профессия учителя кажется им престижной (10%).

Как оценивается

и поощряется

труд учителя?

Аттестация – одна из форм оценки профессионального мастерства учителя. Как относятся к ней сами педагоги? Более половины опрошенных считают форму проведения аттестации приемлемой, 17% полагают, что она стимулирует их труд, но четвертая часть учителей видит в ней излишний бюрократизм, а каждый десятый назвал аттестацию необъективной и неудовлетворительной.

За свой труд сельский учитель морально поощряется. Каждый четвертый педагог имеет награды, самая распространенная из которых – грамота органа управления образования субъекта РФ. Звание «Заслуженный учитель» носят 27 человек из 774 ответивших, два «Народных учителя», 8% удостоены государственных премий, орденов и медалей.

Из каких источников

учитель черпает

информацию?

По природе своей учитель – пытливый человек, стремящийся учиться всю жизнь для того, чтобы шагать в ногу с временем. Исследование показало, что сельские педагоги, несмотря на материальные затруднения, читают много профессиональных газет и журналов. Треть преподавателей самостоятельно приобретают методическую литературу, каждый четвертый пользуется библиотекой школы. Каждый пятый стал активным участником методических объединений учителей-предметников района, 40% продолжают черпать знания в институтах повышения квалификации.

Чему и как учат

учителя своих учеников?

Целый раздел исследования посвящен обеспечению качества образования сельских школьников. Иногда учителя совмещают преподавание основного предмета с преподаванием другого основного предмета, что нежелательно, так как при этом очень сложно обеспечить качество обучения, если не было такой подготовки в вузе.

Особую тревогу вызывает положение с учителями-совместителями. Это или педагоги пенсионного возраста, или специалисты других профессий, привлекаемые к работе в школе. Они не имеют полной учебной нагрузки, а ведут основные предметы.

Нехватка учителей-специалистов становится отличительной чертой современной сельской школы. Так, каждый шестой из преподающих изобразительное искусство, не имеет соответствующего образования, почти столько же неспециалистов ведут черчение, свыше 10% – географию, иностранный язык, 3,7% – историю, 3,4% – химию, по 2,8% – биологию, физику, обществознание. Какое качество образования могут обеспечить 1,2% неспециалистов-филологов и 0,9% математиков?

Большинству сельских учителей нравится творческий характер их труда, 29,1% любят учить и воспитывать детей, 21,9% преподают любимый предмет.

Что тревожит учителей?

Только одна треть учителей удовлетворены своей работой полностью, половина – частично, каждый 20-й учитель – не удовлетворен. Что не нравится педагогам? Прежде всего, оплата труда. Ею недовольна треть опрошенных. На втором месте – учебно-методическое обеспечение, на третьем – отсутствие у детей желания учиться, которое отметили очень многие. На стиль работы администрации жалуются 2,5%. Почти столько же – на взаимоотношения с родителями. Каждый 10-й учитель неудовлетворен условиями труда, а также отсутствием времени для самообразования. При этом чем больше стаж работы учителя, тем больше его не устраивает учебно-методическое обеспечение предмета и оплата труда. Чем меньше педагогический стаж, тем больше нареканий на отношения в коллективе и стиль работы администрации.

Реальностью стали случаи отъезда учительских семей из села, перехода педагогов на другую работу не по специальности. При этом выявлена определенная зависимость отъезда учителей от финансово-экономического состояния сельхозпредприятия, на территории которого расположена школа, а также отдаленности района от областного центра. Чем хуже работает предприятие, чем отдаленнее деревня, тем чаще уезжают учительские семьи. Каждый пятый из опрошенных педагогов думает о смене профессии, а каждый третий собирается переехать в город или другое село.

Что думают учителя

о модернизации

образования?

В рамках исследования было изучено отношение сельских педагогов к процессу модернизации российского образования.

На вопрос «Знаете ли вы о проводимом эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности?» утвердительно ответили 67,1% опрошенных, отрицательно – 32,9%.

Что касается ожидаемых результатов эксперимента, то:

– 28,8% учителей считают, что он не приведет к повышению качества образования,

– 30,2% думают, что доступ к образованию буден уменьшен,

– 36,6% полагают, что статус учителя и престиж профессии снизятся, а 41,8% уверены, что материальное положение педагога не станет лучше,

– 28,1% не рассчитывают на укрепление школы кадрами,

– 30,1% не надеются на приобретение современного оборудования и мебели, 31,1% – на улучшение финансового обеспечения школ, 20,6% – на повышение эффективности управления школой, 23,6% – на улучшение учебно-методического обеспечения того образовательного учреждения, где они трудятся.

Учителя ожидают от модернизации оттока кадров (12,2%), снижения финансового обеспечения (8,9%), ухудшения качества образования (5,5%).

Ключевая проблема реструктуризации – подвоз учеников к школе из отдаленных деревень. Он организован только в половине образовательных учреждений (48,4%), участвовавших в исследовании. Однако в 17,3% школ не обеспечена безопасность детей во время поездки. Две трети опрошенных учителей признали факт задержки транспорта. И еще 60,7% отметили, что не выделены специалисты для работы с детьми, которых подвозят к школе.

Исследование косвенно продемонстрировало замкнутость и разобщенность педагогических коллективов. Учителя одной и той же школы называли разное количество учащихся, а некоторые вовсе не ответили на этот вопрос. Порой педагоги не могли указать в анкете тип и вид своего образовательного учреждения. Многие не стали отвечать на вопрос о проблемах своей школы. Такое отношение проецируется на общие процессы, касающиеся перспектив развития образования в целом.

Что за этим стоит? Равнодушие, страх, апатия, неверие? Все возможно. «С нами никто и никогда не советовался, – говорят учителя, – московские чиновники реформируют сельскую школу, а не компетентные, знающие ее проблемы люди».

Вместо послесловия

Приказом Минобразования РФ от 18.04.2003 г. №1672 утвержден перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в 2003-2004 учебном году. В их числе республики Адыгея, Саха (Якутия), Чувашия; Краснодарский и Красноярский края; Белгородская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Ростовская, Смоленская, Самарская, Ярославская области.

Показательно, что участвовавшие в опросе учителя проявили разную информированность о проведении эксперимента в их регионе. К примеру, в Смоленской области только 79% сельских педагогов знают о том, что их регион участвует в эксперименте, в Нижегородской области – 56,4%, в Республике Саха (Якутия) – 60,5%. Комментарии, как говорится, излишни.

сельского имеют сельские труд

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте