В ночь на 31 октября после продолжительной болезни ушла из жизни Майя Борисовна Пильдес. Уникальный педагог и управленец, яркий человек, реализовавший идею школы счастливых людей.
Фундаментом ее подхода к профессии была идея педагогики успеха.
«Как все гениальное, она проста и понятна, – писала Майя Борисовна. – Все участники образовательного процесса настроены на позитив, на успех, готовы к успеху личному и общему, умеют радоваться успеху личному и успеху общему. Мы одинаково понимаем, что гиблое дело – бороться с недостатками. Надо развивать достоинства».
Коллектив редакции «Учительской газеты» выражает искренние соболезнования родным и близким Майи Борисовны, коллективу академической гимназии №56. Скорбим вместе с вами!
Прощание состоится 2 ноября 2022 г. в 12.30 в Центральном зале крематория по адресу: г. Санкт-Петербург, Шафировский проспект, д. 12.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, исполнительный директор БФ Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты»:
Первые сто строк
«Учительская газета» от 10.02.2015
Мне очень жаль, что Майя Борисовна Пильдес никогда не вела дневник. Ни в детстве, ни в юности, ни в зрелые годы. Дневник, который рассказывал бы о двадцати пяти годах, прожитых в гимназии №56, с гимназией №56.
Я знаю, что она в самых мельчайших деталях помнит день 9 февраля 1990 года, ее первый день в школе на Пудожской. В этот день для нее было важно все: кто ее привел, в чем она пришла, как вошла в учительскую, что она увидела, кого увидели в ней. После четвертого или пятого урока к ней пришел Саша Васильев, симпатичный учитель истории, о котором еще до прихода на Пудожскую она слышала много хорошего и как об учителе, и как о классном руководителе, и как о прекрасном организаторе детей в летнем трудовом лагере. Васильев пришел смело, решительно, даже как-то отчаянно. Он задал ей прямой и строгий вопрос: «Расскажите мне о своей программе, о том, что вы собираетесь делать, потому что я должен принять для себя важное решение – уходить из школы или оставаться». Только пришла, еще ничего не успела сотворить, не успела устроить никакой революции, а лучшие уже решают для себя жизненный вопрос – быть или не быть. Никакой особой программы действий тогда у нее не было, но она нашла слова, чтобы убедить или успокоить своего трепетного коллегу. Прошли годы после той первой встречи, и она уже не ждала, когда придет к ней Саша Васильев узнать о ее планах и программах, а сама шла к нему посоветоваться, прежде чем предпринимать какие-то революционные преобразования, потому что знала: если Васильев согласится с ней, значит, все правильно, можно начинать. И так продолжалось двадцать два года, пока его не стало.
Я задал когда-то ей вопрос: «Хотела бы учитель русского языка Майя Пильдес работать с таким директором, как Майя Пильдес?» – «Хотела бы. Потому что я хотела бы работать с директором, для которого самое главное – забота о комфорте учителя. Когда я была завучем, ко мне приходили проверяющие и спрашивали: «Вы под кого составляете расписание – под детей или под учителя?» Видимо, они ждали, что я отвечу: «Под детей!» Расписание нужно составлять под учителя. Хочет он к третьему уроку прийти – пусть приходит. Хочет на четвертом уроке пообедать – пожалуйста. Очень важно, чтобы у педагогов было хорошее настроение, чтобы учитель пришел в чистый класс, где удобное оборудование. Поэтому я всегда удовлетворяла все просьбы учителей, чтобы они хорошо работали. Я слежу за тем, как одеты мои учителя, в какой театр они ходят, как они питаются».
Шалва Амонашвили, побывав в пятьдесят шестой гимназии, сказал: «Я понял, у вас все не благодаря, а вопреки!» Каждая успешная школа становится успешной именно не благодаря, а вопреки. Вопреки установившимся законам, вопреки неправильным решениям.
Лето 1990 года было горячим. Ей хотелось быстро привести школу в порядок, заменить мебель, изменить интерьеры, сделать ремонт. Учителей она принципиально не хотела привлекать ни к каким ремонтно-строительным работам. Подошел срок – и все в отпуск. Остались они втроем: доброволец и мастер на все руки Миша Шелагин, уборщица Зина и Майя Борисовна. И за рабочими посмотреть, и мебель разгрузить, и в учколлектор съездить. В августе к ним присоединились, вернувшись из «Орленка», Сергей Данилов и компания, да еще Надежда Александровна Шапиро. Вот и весь «ударный батальон».
27 августа 1990 года они сдавали школу. Сдавали комиссии роно, предъявляли, что смогли сделать за два месяца, какое сотворить чудо. В этот же день из отпуска выходили учителя. Вот кому они по-настоящему сдавали школу. Майя Борисовна стояла у теперь уже всем привычного зеркала, что в вестибюле на Пудожской, встречала учителей. Зеркало появилось только-только. Раньше на этом месте нарисованные пионеры приветствовали входящих. Учителя реагировали по-разному, но в основном восторженно. Но вот в школу вошла самая пожилая учительница. Она заканчивала свою педагогическую деятельность, наступал последний год ее работы в школе, она должна была выпустить третий класс в 1991 году и окончательно выйти на пенсию. Татьяна Федоровна медленно, даже как-то осторожно вошла в вестибюль. Шум встречающихся после отпуска коллег, суета перед приходом комиссии, объятия, поцелуи. Майя Борисовна вежливо поздоровалась с ней, тут же отвлеклась на кого-то другого. Но вот опять ее внимание привлекла Татьяна Федоровна. Она стояла у зеркала, гладила его рукой и плакала. Майя Борисовна подошла к ней, обняла ее, эту маленькую, сухонькую, очень тихую женщину. «Деточка, милая моя, спасибо вам большое. Я проработала в школе в общей сложности почти 50 лет и никогда не видела такой красоты. Неужели такое бывает? Мне осталось совсем немного, а здесь такое намечается. Будьте только здоровы. Пусть все у вас получится».
У нее все получилось. Каждое утро во всех подразделениях гимназии звучит песня Сергея Данилова «Лучшая из школ». И это в самом деле правда. Как и то, что другой такой школы нет. И невозможно подобную ей создать. Для этого надо быть Майей Борисовной.
Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения Российской Федерации:
– Яркий, талантливый педагог, человек огромной созидательной энергии, Майя Борисовна Пильдес посвятила долгие годы своей жизни заботе о подрастающем поколении. Майю Борисовну знали и ценили как настоящего профессионала. Она уделяла особое внимание общественной деятельности, внесла значимый личный вклад в развитие российского образования, укрепление традиций отечественной педагогики. И всегда была полна новых масштабных планов и идей. Светлая память о Майе Борисовне Пильдес навсегда сохранится в сердцах ее близких, коллег и многочисленных учеников.
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:
– Майя Борисовна Пильдес – филолог, педагог от Бога, звездный директор, управленец, человек – легенда в образовании – останется в моей памяти еще и как великая и красивая женщина, душевный и отзывчивый Человек с большой буквы, тонко чувствующий боль других, всегда готовый прийти на помощь! Она не только создала уникальную в Санкт-Петербурге известную всем 56‑ю гимназию, но и сотворила особый мир вокруг себя, мир, в котором были свет, радость, любовь и добро! Она несла все это, потому что сама была огромной планетой, масштабной личностью! Бесконечно радовалась каждой встрече с ней, а начались и продолжались они до последнего… Более тридцати лет на конкурсах «Учитель года», где Майя Борисовна была членом жюри все эти годы, на других профессиональных состязаниях – «Лидеры в образовании», «Лучшие школы» в конце 90‑х – начале нулевых, в «Успешной школе» три года назад, где она и ее команда всегда оказывались в числе первых! Спасибо вам, дорогая, незабвенная, удивительная и неповторимая Майя Борисовна, за вашу душу, сердечность, интеллект, талант – педагогический и человеческий! Скорблю, плачу, буду помнить вас всегда!
Людмила МАРДЕР, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, народный учитель России:
– Ушла коллега, ушла Майя Борисовна Пильдес. Человек, для которого школа была жизнью, всей жизнью, без остатка и компромиссов. И в этом ее призвании главными всегда были дети – ее ученики. Их судьбами, победами, мечтами, бедами и свершениями были наполнены каждый ее час, день и год. Без каникул…
Ушел Учитель. Но память тех, кого Майя Борисовна выпустила в жизнь, будь то ученики или учителя, благодарно и светло сохранит ее имя навсегда. Именно потому, что школа была, есть и будет жизнью Учителя.
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета:
– Майя Борисовна Пильдес была олицетворением целой эпохи в российском образовании, харизматичной личностью со своей четкой и осознанной позицией. Меня всегда подкупали ее искренность и простота в общении. Она не делила людей на высокопоставленных и обычных, скорее важным для нее было – интересный и глубокий педагог или нет. Светлая память замечательному учителю!
Наталья АЛЕКСЮТИНА, собственный корреспондент «Учительской газеты» в Санкт-Петербурге:
– Не думалось, что писать о Майе Борисовне придется вот так – с глубокой печалью на сердце. Ушла. Безвозвратно.
Она никогда не ассоциировалась с меланхолией. Юношеский, вожатский задор ощущался в Майе Борисовне всегда. Уже не вспомнить, когда и где произошла первая встреча с ней, но в памяти неизменно одно: это человек-оркестр, мотор, фейерверк. С редким талантом объединять, сплачивать, вдохновлять. Считается, что много друзей не бывает, но как раз в случае с Майей Борисовной это исключение из правил. Природа наделила ее потрясающим даром делать своими друзьями всех, даже врагов. Потому что сопротивляться ее непобедимой убежденности в силу добра, красоты, культуры было невозможно и бессмысленно. Все ее проекты, как и главный проект – академическая гимназия №56, нацелены на воспитание вкуса, ума, души.
Майя Борисовна обладала еще одним удивительным качеством. На нее можно было опереться. Она была надежной. Держала свое слово, выполняла свои обещания. Не лукавила и не юлила. Если не хотела давать интервью, всегда объясняла, по какой причине, и эта причина была веской. Потому что так Майя Борисовна видела мир: справедливым и бескомпромиссным. Она романтизировала его. Да, при всем своем долгом и непростом управленческом опыте, опыте преодоления и сопротивления, верила, что любовь спасет мир. И в этом тоже ее уникальность – в безоглядном отрицании зла как явления.
С Майей Борисовной формула «незаменимых людей нет» не имеет силы. Такие люди, как она, – точечная божья работа. Повторения не дано. Да и не нужно.
Марина ШМУЛЕВИЧ, директор школы №606 Пушкинского района, Санкт-Петербург:
– Ушла Майя Борисовна, народный учитель, народный директор. Мы все скорбим, эта потеря невосполнима, потому что ушла легенда петербургского да, наверное, и российского образования. Это был руководитель, у которой мы учились. Идеи, философию Майи Борисовны мы воплощаем в своих управленческих командах. Она всегда говорила, у каждой школы есть ее номер – это личность директора, и правоту этих слов понимаешь с опытом управления.
Мне посчастливилось учиться у Майи Борисовны системе управления, быть с ней рядом и наблюдать, а иногда участвовать в проектах, которые проходили в ее школе. И могу с гордостью сказать, что некоторые проекты у нас взаимодействовали, и это было настоящим счастьем знать, что наша школа могла сотрудничать с гимназией №56 в реализации общих идей. Философия Майи Борисовны – это философия сотрудничества, педагогика сотрудничества. Она говорила, что школа – это территория счастья, и здесь должны быть счастливы педагоги, ученики и родители.
Говорят, что свято место пусто не бывает, но школа – это не место, это целая жизнь, и Майя Борисовна – тоже целая жизнь, которая продолжается во всех нас, руководителях, верных ее идеям.
Она излучала такую энергетику, силу которой можно сравнить только с силой цунами. Шла вперед всегда, несмотря ни на что, вопреки всему, потому что все делала во имя школы, своего дела. Сплотила вокруг себя одаренных педагогов, и это не каждому дано, этому нужно учиться. Только она знала, чего ей стоит держать спину прямо, когда тяжело, не опускать руки, когда опускаются. Жизни не хватит сделать то, что она сделала, пропагандируя петербургский стиль образования! Как есть гении в медицине, так есть они в педагогике. Майя Борисовна – один из таких гениев.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации:
– Майя Борисовна – это настоящий «пионерский директор». Так в советское время уважительно называли директоров, которые пришли на эту миссию с позиции старшего пионерского вожатого. Пионервожатый – тот, кто наиболее близок к детям. Эту детоцентричность Майя Борисовна пронесла через всю свою жизнь. Обращенностью к ребенку была пронизана вся ее педагогическая философия. Не назывной, не декларируемой, а подлинной любовью и заботой о детях определялся директорский почерк Майи Борисовны.
Конечно, главным событием в ее жизни стало назначение в 1990 году на пост директора тогда самой обычной школы Петроградского района. 32 года Майя Борисовна подвижнически проработала в этом учебном заведении. В 1991 году школа получила статус гимназии, что обозначило новый этап ее развития. Она привела в гимназию своих бывших пионерских штабистов, которые дальше вместе пошли единой управленческой командой. Сейчас гимназию №56 возглавляет то руководство, которое Майя Борисовна взращивала все 40 лет!
На протяжении последних десятилетий 56‑я гимназия – выдающаяся образовательная организация России, прекрасный и внешне, и внутренне образовательный комплекс, который объединяет и дошкольное отделение, и школу, и центр дополнительного образования, и психолого-педагогический медико-социальный центр.
Майя Борисовна, как никто, умела общаться и с представителями власти. Дети и внуки всех руководителей Санкт-Петербурга за последние 25 лет учились только в ее гимназии. Майя Борисовна умела убеждать таких родителей оказать поддержку образовательной организации. Но хочу подчеркнуть другое! Когда отцы-руководители теряли свои посты в силу разных причин, это никак не сказывалось на их детях. Майя Борисовна продолжала благодарно дружить с родителями и, может, даже особо поддерживала таких детей.
В моей памяти она навсегда – харизматичная, энергичная, вдохновляющая, человек-праздник. Как мастерски Майя Борисовна организовывала такие праздники и пафосные события в жизни детей еще в пионерском штабе, так продолжила и в гимназии. Помимо поддержки ребенка Майя Борисовна создавала в гимназии особую атмосферу, позволяющую ученикам жить ярко и творчески. Действенно участвовать во всем том, что было включено во внеурочную деятельность – в театр, в потрясающие инсценировки и праздники, стоявшие в плане гимназии каждый месяц. Это очень стимулировало и учащихся, и педагогов на подвижническую деятельность, на вовлеченность в жизнь детско-взрослого сообщества.
А вдохновлять Майя Борисовна умела как никто! В ее школе существовала «педагогическая валюта» – аплодисменты. Майя Борисовна считала, что каждый педагог заслужил признание – определенное количество аплодисментов. В октябре, в День учителя, когда коллектив школы собирался для подведения итогов в главном зале Санкт-Петербурга «Октябрьском», масштаб праздника был грандиозным. Каждый учитель там награждался за свои труды определенным количеством аплодисментов.
Майя Борисовна, к счастью, не была обделена государственными наградами и общественным признанием. Ее заслуги по достоинству были оценены. В 2005 году она была удостоена высшего звания «Народный учитель Российской Федерации», которое присваивается за выдающийся вклад в отечественное образование. И хочу подчеркнуть, что это очень точное определение. Майя Борисовна внесла выдающийся вклад в гуманное движение отечественного образования в направлении к ребенку, к признанию выдающейся миссии российского учителя.
Виталий СУРВИЛЛО, председатель Общественного совета при Министерстве просвещения РФ:
– Уход Майи Борисовны для меня – это не просто уход из жизни замечательного человека, это некий знак ухода поколения учителей, сформировавшихся до перестройки. Здесь не важна идеологическая определяющая, здесь важны жизненные ориентиры, когда все в твоей жизни отдается профессии учителя. Не борьбе за политические реформы, не экономической выгоде, не карьерным соображениям, а интересам ребенка, интересам школы. И все из внешкольного должно подчиняться задачам образования. Которые, по сути, не меняются – качество педагогики и радость детей от учебы.
Придут иные люди, будут развиваться новые технологии, появится масса новых концепций, инноваций в методиках, изменятся жизненные ориентиры, Майя Борисовна остается сама собой и со своими единомышленниками создает и охраняет в школе самое главное – энтузиазм и профессионализм педагогов, радость и глубину знаний учащихся.
Пронзительно жалко, что это поколение учителей уходит, остается надежда на то, что кто-то из их воспитанников сохранит заложенные в них идеалы отечественной педагогики – любовь к своей профессии, бескорыстие, самоотдачу, глубину знаний и благородство души.
Екатерина ТЕНЮТИНА, заместитель директора, руководитель службы научного сопровождения академической гимназии №56:
– О Майе Борисовне я, работающая в 56‑й уже 33 года, могу, конечно, сказать и рассказать много. Но сейчас хочу сказать не о феноменальных профессиональных качествах, не об уроках, которые преподала она мне… Майя Борисовна (так случилось) была со мной в самые счастливые и даже горькие моменты. Была на моей свадьбе, искренне радуясь, что два ее учителя создают семью. Была рядом, когда в нашей семье появился сын. С любовью выбирала для него детскую одежду и игрушки. Была рядом, когда болела и уходила моя мама… Конечно, все мы позже осмыслим вклад, который она внесла в образование. Но сегодня я с теплотой вспоминаю, какую заботу, человеческую, дружескую и материнскую, проявляла она в отношении многих из нас… Простую. Человеческую.
Полина Илиа, директор русской школы L.I.T.C., г. Лимасол, Република Кипр:
– Благодарю Майю Борисовну за возможность сотрудничества с 56-й академической гимназией, с теплотой вспоминаю наши встречи на Кипре и в России.
Я всегда восхищалась ее интеллигентностью, мудростью, жизненной энергией, преданностью своему делу.
Майя Борисовна – идеал женщины, матери и руководителя.
Андрей БОГДАНЦЕВ, и. о. ректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО):
– Ушла эпоха в системе отечественного образования… Наверное, это тот заголовок, который сопровождает печальную новость об уходе из жизни народного учителя России Майи Борисовны Пильдес. Но для меня Майя Борисовна была и останется навсегда наставником в моей профессиональной деятельности. Будучи молодым учителем петербургской школы, я даже не мог мечтать о том, что когда-нибудь за чашкой чая Майя Борисовна будет слушать меня, давать советы, как стоит поступить в той или иной ситуации. Спустя годы все это стало явью, и я уже мог набрать ее номер и услышать знакомый голос…
Работая над проектами регионального отделения Российского движения школьников или президентской платформы «Россия – страна возможностей», всегда знал, к кому можно и нужно обратиться за конструктивной критикой, ведь каждый ее совет всегда позволял найти правильное решение.
Когда я приступил к исполнению обязанностей ректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Майя Борисовна мне как молодому управленцу дала совет: «Твоя задача – создать условия, чтобы педагоги творили». Обязательно сдержу слово и буду придерживаться завета, данного мне Майей Борисовной. Светлая память о выдающемся педагоге, Учителе, созидателе навсегда останется в моем сердце.
От себя лично и от коллектива Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования приношу слова соболезнования родным и близким Майи Борисовны и всему коллективу учителей и учеников академической гимназии №56 Санкт-Петербурга.
Комментарии