search
main
0

Утопия – путь в никуда . Тема «Идеальное государство – мечта человечества»

Цели и задачи: 1. Ознакомление учащихся с различными моделями идеального государства. 2. Развитие аналитического мышления и способностей к сравнительному анализу. 3. Воспитание активной гражданской позиции посредством анализа форм государственного устройства.

Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему.М.Ганди

Оборудование: портреты мыслителей древности, социалистов-утопистов, основателей марксизма.

Основные понятия: идеал, идеальное государство, утопия, коммуна.

Основные вопросы:

1. Мыслители древности о государстве.

2. Идеи социалистов-утопистов.

Ход урока

Постановка цели:

В ходе урока мы познакомимся с различными моделями идеального государства, обсудим их достоинства и недостатки. Вы сможете проанализировать полученную информацию, высказать свое мнение и сделать выводы. А также попытаться ответить на вопрос: может ли государство быть идеальным?

Мотивационная беседа

Многие мыслители древности пытались понять причины неравенства между людьми, несправедливости в повседневной жизни. Почему одни богатые, а другие бедные? Почему одни управляют, а другие подчиняются? Как сделать это общество справедливым для всех? Над этими вопросами размышляло не одно поколение людей. Тема о справедливом, идеальном государственном устройстве актуальна и в наше время. Когда-нибудь вы задумывались, что означает слово «идеал»? В толковом словаре слово «идеал» трактуется как образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека и общества в целом. Это может быть представление о совершенном общественном строе. Сегодня на уроке обществознания мы с вами попытаемся ответить на вопросы: может ли государство быть идеальным? Каким должно быть идеальное государство? На уроке мы с вами будем работать в группах, у вас на столах задания, которые вы должны прочитать, проанализировать и высказать свое суждение.

Изучение нового материала

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний о человеке, обществе представляют взгляды Платона, Аристотеля, которые мы рассмотрим более обстоятельно. На прошлом уроке вам было дано опережающее задание: найти документальную информацию о мыслителях.

Документальный материал

Платон (437-347 до н.э.) – древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разработал модель «идеального» государства. Одной из наиболее известных работ стала «Государство».

«Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее плохо. Однако, когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того, и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избегать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых – вот каково происхождение и сущность справедливости. Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом…»

Как вы думаете?

1. Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?

2. Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов?

3. Что для автора важнее – человек или государство? Как вы думаете, почему?

Сейчас мы с вами рассмотрим, каким должно быть идеальное государство по представлению Платона.

Историческая справка

Проект Платона об идеальном государстве (см. схему 1).

Информация для развития аналитического мышления

Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития. Платон подразделил людей на три группы: к первой относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он назвал Мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Тех же, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе – воинам и «Стражам», которые призваны заботиться о безопасности государства. И, наконец, есть люди, призванные заниматься физическим трудом, – это крестьяне и ремесленники. Они производят необходимые материальные блага.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

По мнению Платона, философы и воины не должны иметь никакой частной собственности. Воины «должны ходить в общие столовые и жить сообща, как в лагере», они «не должны прикасаться к золоту и серебру. Не должны даже входить в дом, где есть золото, надевать на себя золотые и серебряные вещи, пить из золотого или серебряного кубка… Если бы каждый тащил в дом все, что мог приобрести отдельно от других, между прочим, и собственную жену, и собственных детей, которые, как лично ему принадлежащие, возбуждали бы в нем личные радости и скорби». Собственность в разумных рамках допустима только для крестьян и мастеровых, так как не мешает им работать. Но она противопоказана тем, ко предан высоким размышлениям, стоит на страже государства. Это общество не имеет семьи, обремененной бытом. Мелодии, размягчающие душу, не должны звучать в этом обществе. Здесь есть место только для бодрой, воинственной музыки.

1. Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?

2. Хотели бы вы жить в таком государстве?

3. Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему?

Аристотель (384-382 до н.э.) – древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики. Был воспитателем Александра Македонского. Его «Политика» охватывает право, экономическую, социальную и политическую сферу жизни, которые органически связаны с этикой. По мнению Аристотеля, государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, цель его существования – достижение блага людей.

(См. схему 2).

Аристотель не отрицал и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те – рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Самая правильная форма – полития (правление большинства в интересах общей пользы).

1. Какова цель государства, по мнению Аристотеля?

2. Согласны ли вы с причинами появления государства?

Работа в группах. Каждая группа должна прочитать и обсудить задания и дать обоснованный, аргументированный ответ.

Задание № 1

Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонность к определенному виду деятельности; специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом.

Разделяете ли вы вывод Платона? Согласны ли вы с его аргументами? Свою позицию обоснуйте.

Задание № 2

Почему Платон лишал мудрецов и стражей права на частную собственность? Как это связано с его представлением о справедливом обществе?

Задание № 3

Платон был сторонником уравнительного землепользования: земля, являясь собственностью государства, должна быть поделена на равные доли, ее покупка и продажа в идеальном государстве запрещались. Были ли попытки в реальной истории осуществить такую форму аграрных отношений? Приведите примеры. Каковы были последствия этой земельной политики?

Задание № 4

Из всех групп населения предпочтительным для государства, по мнению Аристотеля, является преобладание среднего класса. «…Где средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан группировки и раздоры».

Подтвердило ли историческое развитие правильность этого вывода?

Задание № 5

Аристотель выделил следующие принципы подлинной демократии.

Все должностные лица назначаются из всего состава граждан.

Должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого знания.

Занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким.

Никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей.

Судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан и судят по всем делам или по большей части их.

Соответствуют ли эти положения современным представлениям о демократических формах правления? Свой ответ обоснуйте.

Вывод. В целом древнегреческие мыслители Платон и Аристотель, выдвигая идеи о создании «идеального» государства, в первую очередь отстаивали интересы первенства государства перед личностью.

Мечтали о справедливом обществе и социалисты-утописты, идеал они искали не в прошлом, а в будущем и называли такое общество социалистическим. Название «утописты» пошло с работы Т.Мора «Утопия». Современный перевод слова «утопия» имеет две версии: 1. Место, которого нет. 2. Благословенная страна.

Т.Мор (1478-1535)

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т.Мор так представляет идеальное общество.

На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото – презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.

Т.Кампанелла (1568-1639)

В «Городе Солнца» Т.Кампанеллы жители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей: «…женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо, и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».

А.Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837)

Сущность теорий Сен-Симона и Фурье состояла в изображении идеального общественного строя, который предстоит утвердить на Земле.

Для такого общества должны быть характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие в возможности применения своих способностей. Установление социалистического общества они считали объективным процессом.

В городе Солнца Т.Кампанеллы к подрастающему поколению относятся так: детей, отобранных у матерей, растят специальные служащие по единому распорядку. Государство определяет судьбу более или менее одаренных, решает, кто к каким должностям пригоден.

Кто из известных вам философов уже предлагал общественное воспитание детей и раннее выявление их будущего места и роли в обществе? Почему, на ваш взгляд, эта идея вновь возродилась – теперь уже у ранних утопистов?

Соответствует ли взглядам утопистов следующее утверждение: «Как же богатеют богатые, если не путем завладения вещами, принадлежащими всем. Если бы каждый брал лишь то, что нужно для поддержания его жизни, оставляя излишки другим, не было бы ни бедных, ни богатых»? Как вы относитесь к этому утверждению?

В понятие «утопия» нередко вкладывается негативный смысл (утопический – значит надуманный, несуществующий, невозможный в будущем). Утопия рассматривается как досужий вымысел, фантазия. Однако утопии возникли гораздо раньше, чем появилось социально-философское сочинение Т.Мора (1516). Их присутствие без труда можно обнаружить в мифологическом творчестве в виде мечты о лучшем устройстве жизни, а также в религиозных учениях. Известно обращение к утопии и в античной философии (Платон), а в дальнейшем Т.Кампанеллы, А.Сен-Симона, Ш.Фурье, К.Оуэна, русских народников, анархистов.

Объясните причины живучести утопий. Назовите современные формы проявления утопического сознания. Что вам известно об антиутопиях?

В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма ХIХ в. А.Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе… Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудится. Самая счастливая семья – это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».

Какой социальный принцип отстаивал в начале ХIХ в. Сен-Симон? Каково ваше отношение к этому принципу?

Недавно учащийся одной из школ в сочинении на тему «Если бы я все мог» написал: «По радио, телевидению постоянно говорят о деньгах, богатстве, красивой жизни. Но я сделал бы так, чтобы на всей Земле не было нищих, у которых тоже есть где-то семьи и которые хотят жить по-человечески. Мне вообще не нравится, что одни живут богато, а другие ходят по помойкам». Правильно ли отнести взгляды ученика к утопическим? Свой ответ поясните.

Вывод. Мыслители этого периода выделили много оригинальных и творческих идей и подходов в изучении общественных явлений, которые так и остались идеалом и несбывшейся мечтой – «утопией».

Домашнее задание

Каждой группе составить проект идеального государства.

Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Какие существуют модели идеального государства?

Какие для себя вы сделали выводы?

Исторический опыт человечества проверил многие из этих идей на подлинный гуманизм, жизненность и эффективность. Однако и сегодня не на все вопросы получены окончательные ответы.

Рустам АЗИСОВ, учитель истории и обществознания, Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте