Скажем сразу: жюри пришлось нелегко, ведь нужно было отобрать лучших из лучших! Благодаря вам мы не только отобрали победителей, мы ознакомились с огромным количеством замечательных идей, прочитали много интересных историй, воспоминаний, узнали о громадном количестве педагогических находок. Порадовала география конкурса – работы были присланы со всей России. Самыми активными оказались педагоги Бурятии, приславшие наибольшее количество конкурсных материалов. Кажется, что испытать свои силы решили буквально все учителя республики, и это прекрасно!
Наконец, нас впечатлил возраст участников: самая молодая конкурсантка – 1980 года рождения, а самая опытная – 1927-го! Отдельно хочется отметить работы, присланные педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы знаем, как трудно работать в таких учреждениях, и высоко ценим подвижнический труд этих педагогов. Их вдумчивый, системный подход поражает. После чтения многих материалов у нас возникло ощущение, что можно взять в руки такую систему и пойти работать.
Удивительно рекордное количество присланных сценариев – 169! И не только количество, но и качество, почти каждый можно смело публиковать. Пришлось отбирать лучшие по самым строгим критериям: оригинальность, высокое качество разработки, возможность использовать в педагогической практике.
Несколько замечаний. Многие авторы прекрасно пишут о своем опыте работы с отдельным классом. Участники конкурса даже переименовали номинацию «Воспитательная система», добавив в конце фразы «класса». Но слово СИСТЕМА предполагает создание концепции, общих принципов работы, которые могут быть использованы другими педагогами, особенно новичками. Рассказы о конкретных мероприятиях интересны, но стоит их обобщить, показать, как можно воспользоваться находками автора на практике.
А теперь несколько слов о материалах наших победителей.
Номинация «Воспитательная система». 27 работ.
Работа Татьяны Петровой из Тверской области – хорошее методическое пособие для классных руководителей. Приложения дают яркую картину многогранной деятельности автора. В целом возникает образ класса (любого) как частицы общества.
Ольга Унгаева, учитель начальных классов из села Шарагол Республики Бурятия, также прислала очень четкую систему работы, увязанную с концепцией модернизации образования. Она показала семь основных направлений своей деятельности.
Номинация «Воспитательная программа». 20 работ.
Одна из самых молодых конкурсанток – Татьяна Тюшина, педагог средней школы №40 города Кемерово, ее «Программа развития классного коллектива» – серьезный, хорошо прописанный материал.
Программа воспитательной работы в 9-м классе Татьяны Мальцевой из села Мебельный Стерлитамакского района Республики Башкортостан включает все основные разделы: патриотическое воспитание, здоровый образ жизни и т.д. Здесь же есть сценарии мероприятий, классных часов.
Номинация «Организация сотрудничества с родителями». 21 работа.
Нина Волкова, педагог Менделеевской средней школы (Пермский край) рассказала, как организовать работу с родителями учеников с 1-го по 4-й класс.
Первая часть материала Людмилы Бархатовой из Гундинской средней школы (Республика Бурятия) – четкий план работы с родителями, а вторая – сценарии родительских собраний и рекомендации к их проведению.
Номинация «Сценарии воспитательных мероприятий». 169 работ.
Во время игры-путешествия по стране Здоровый образ жизни, которую придумала Людмила Астафьева из Шахунской гимназии Нижегородской области, ребята не только узнают о строении глаза и о том, как сберечь этот важный орган, но и сами изготавливают тренажер для гимнастики зрения.
Тема разработки воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната №37 Юлии Меркуловой – «Наши правила». Во время этого мероприятия, если говорить по-научному, происходит формирование социально-адекватного поведения, а если на понятном детям и родителям языке – ребята учатся жить в обществе.
У Надежды Лепехиной, педагога средней школы поселка Учебный Саратовской области, оказалось немало оригинальных идей – как дети могут порадовать своих родительниц в День матери. Классный час «О маме» получился теплым, душевным и современным – на мероприятии были использованы компьютерные презентации.
Сценарий турнира по праву «Готовы ли вы защищать свои права?», присланный учителем истории гимназии №62 города Кемерово Татьяной Елисеевой, можно смело оценить на «пять»: хорошо продуманные вопросы, оригинальные проблемные задачи, очень похожие на реальные жизненные ситуации.
Номинация «Педагогическая и психологическая диагностика». 5 работ.
Конкурсная работа Татьяны Смирновой из Владимирской области – отличный набор тестов, анкет и других диагностических материалов.
Нина Ултургашева, учитель русского языка и литературы Усть-Камыштинской средней школы Республики Хакасия, блеснула на конкурсе разработкой
«Психодиагностика рисуночным методом». Автор объяснила, что должен нарисовать ребенок, четко расписала, как толковать его рисунки.
Номинация «Профориентационная работа». 12 работ.
Оригинальную работу прислала Мария Малинова, классный воспитатель 1-й гимназии Менделеевского района (Республика Татарстан). Она описала технологию создания национальной вышивки, не забыв ни одной детали, даже указала цены на материалы!
Программа «Моя будущая профессия» для 9-11-х классов Елены Хоруженко из Кемерово хороша своей системностью: здесь есть подробный календарный план мероприятий, выводы, список педагогической литературы и большое приложение с графиками, цифрами, фактами.
Номинация «Организация ученического самоуправления». 6 работ.
В Маловской средней школе Республики Бурятия введена президентская республика, есть глава государства, министры, проходят выборы. Как работает вся эта система, рассказала в своем материале Ольга Корецкая, заместитель директора по воспитательной работе.
Толковую модель школьного самоуправления с подробной «инструкцией» прислали педагоги средней школы №2 города Курумкана Республики Бурятия.
Нина КОПТЮГ, учитель английского языка 130-го лицея Новосибирска, лауреат Первого конкурса для классных руководителей, Оксана РОДИОНОВА, специальный корреспондент «Учительской газеты»
Комментарии