В 2006 году на площадке «Методической кухни» «Учительской газеты» открылись Заочные курсы повышения квалификации для всех наших читателей, которые хотели лучше понять, что такие педагогические технологии. Лекторами «курсов» стали преподаватели кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Обязательными компонентами каждого выпуска рубрики «Педагогические технологии» были: входное и выходное тестирование, теоретическая часть, практические примеры, словарь, историческое введение. У многих наших авторов с тех пор изменились должности. Ушла из жизни заведующая кафедрой ООТ МИОО, наш блестящий автор Людмила Борисовна Прокофьева… В остальном Заочные курсы повышения квалификации практически не устарели и по-прежнему являются ценным материалом для педагогов. Предлагаем вашему вниманию Занятие 8.
Входной тест
Задание №1. Готовясь к уроку, начинающий педагог продумал вопросы, которые он задаст ученикам при опросе, запланировал объяснение нового материала в форме рассказа, наметил задания для закрепления. На что еще надо обратить внимание при проектировании современного урока по усвоению нового материала?
Процесс усвоения нового происходит на основе формализации знаний. Конечная цель данного процесса – поместить некоторый объем знаний в своеобразную «упаковку». В этой «упаковке» знания можно передавать и контролировать с помощью новых информационных и педагогических технологий.
Прообраз технологичного способа усвоения нового материала – «Дидактический цикл процесса обучения», разработанный Людмилой Зориной с опорой на представления о структуре деятельности и закономерности учения. Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.
Технологию организации усвоения нового материала мы тоже назвали «Дидактический цикл». В основу этой технологии положены представления Людмилы Зориной о дидактическом цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.
В основе технологии лежит модель, представленная на схеме 1.
Первая фаза технологически выстроенного процесса усвоения нового материала, названная нами «Обнаружение незнания», осуществляется в два этапа: актуализация структуры знания и обнаружение недостатка этого знания для выполнения проблемного задания.
Прежде чем организовать усвоение нового материала, необходимо актуализировать в сознании учеников имеющиеся по данному поводу знания. Поэтому первый этап заключается в «обнажении» структуры имеющегося знания. Но, чтобы выявить недостаток знаний и пробудить желание получить новую информацию, в этой структуре необходимо обнаружить «брешь». Для этого ученикам дается специальное задание. Второй этап направлен на создание «познавательного дискомфорта». Незнание начинает раздражать ребенка, и он хочет получить знание. На этом этапе, при правильном его осуществлении, происходит постановка учебной цели и, что очень важно, принятие ее учениками. При этом цель может быть и не озвучена.
Вторая фаза дидактического цикла – «Освоение нового учебного материала» – предполагает активное восприятие нового, выявление и осознание внутренних связей и отношений между элементами этого нового материала. Такая организация усвоения знаний направлена на развитие у детей умственной самостоятельности, становление умения самостоятельно приобретать знания. При этом форма подачи материала может быть разной: слово учителя, текст учебника, просмотр кинофильма или диапозитивов, работа с энциклопедической литературой, поиск информации в сети «Интернет». Существенное значение на этом этапе имеет деятельность учащихся. Чтобы активизировать работу школьников, необходимо вооружить их способами восприятия нового, выявления и осознания внутренних связей и отношений между элементами этого нового материала.
Третья фаза дидактического цикла – осознание приращения к знанию (ликвидация незнания) – происходит в ходе сравнения цели с результатом. Этот процесс соответствует рождению новой структуры знания в сознании учащихся. Схематичное представление связей и отношений между отдельными элементами знания помогает его структурированию.
Чтобы понять, насколько «работоспособна» новая структура знания, необходима четвертая фаза – «Применение нового учебного материала». Она не предполагает его воспроизведения или традиционного закрепления, поскольку эти процедуры неэффективны. Речь идет о применении знания в знакомой или новой для ученика познавательной ситуации.
Пятая фаза – «Присвоение нового знания» – с одной стороны, способствует пониманию значимости нового знания и отвечает на вопрос «Зачем это нужно было изучать?». С другой стороны, это элемент подготовки ученика к внешкольной деятельности. Такая деятельность имеет не менее важное значение в образовании ребенка, чем специально организованная учебная. Сюда входят домашняя работа, самообразование, просмотр телепередач, общение с друзьями, ответы на вопросы младшего брата и т.д. Все это ситуации применения полученного знания, переноса учебного материала в кладовую субъекта образования, осознания его значимости.
Завершающая фаза дидактического цикла – «Осуществление обратной связи, самоконтроль» – направлена на коррекцию взаимодействия пары «учитель – ученик». Во-первых, учитель корректирует свою деятельность, во-вторых, ученик получает критерии для адекватной самооценки. Обратная связь осуществляется в соответствии с целями образовательного процесса. Если цель состояла в формировании у школьников умений, то задание по осуществлению обратной связи предполагает применение этого умения. На этапе обратной связи можно использовать тестовые задания. (См. таблицу № 1.)
Таблица 1.
Примеры перехода от формулировки конкретных целей к постановке тестового задания:
Глагол, описывающий действие
Виды конкретных действий
Примеры тестовых заданий
Дать определение.
Дать устное или письменное словесное описание, представляющее точное значение или существенные характеристики.
Укажите, какие из следующих высказываний представляют факты (отметьте буквой Ф), а какие – мнения (отметьте буквой М).
Провести разграничение.
Указать на обособленность объектов или явлений, сгруппировать их.
Дайте определение каждого термина.
Описать.
Представить устное или письменное словесное описание, содержащее характеристику основных черт, свойств, взаимосвязей.
Опишите процедуру измерения относительной влажности воздуха.
Сконструировать.
Изобразить, сделать, собрать, составить, подготовить.
Постройте диаграмму, отражающую представленные данные.
Чтобы дидактический цикл мог выполнить свою функцию в процессе обучения, он должен обладать внутренним единством элементов, составляющих его систему. Поэтому каждое звено дидактического цикла, последовательность и наполнение звеньев меняются в зависимости от типа учебного предмета, характера его содержания, конкретных образовательных целей.
Промежуточный тест
Задание № 2. Существуют ли возрастные ограничения для применения дидактического цикла?
Ответ. Приведем пример применения технологии «Дидактический цикл» в 1-м классе на уроке русского языка по теме «Перенос слов». Представим технологическую карту урока. (См. таблицу № 2.)
Таблица 2.
Технологическая карта урока по теме «Перенос слов».
Фаза урока
Деятельность
Деятельность учащихся
Обнаружение незнания.
Каждому ученику учитель дает слово: очаровательная и узкий листок бумаги.
Учитель просит написать слово письменными буквами на этом листочке.
Далее учитель спрашивает детей: «Что вы ощутили, когда увидели листок и слово, которое надо было на нем написать? Как вы попытались решить эту проблему?»
Ученики работают индивидуально. Чтобы широкое слово написать на узком листе бумаги, ученики вынуждены части слова переносить на нижние строчки. Все желающие вынесли свои варианты на доску так, чтобы на доске не было повторов.
о- очаро- очар- оча- оча-
чаро- вате – ова – рова – рова
ватель- льная тель- тель тель
ная ная на ная
и т.д.
Далее по просьбе учителя они выбирают, какой способ:
1. Красивый; 2. оптимальный (в соответствии с заданными условиями); 3. правильный ( в соответствии с правилом).
На первые два вопроса они отвечают легко, а чтобы ответить на последний вопрос, у них не хватает правил, задание вызывает явные затруднения.
Освоение нового учебного материала
Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала (все правила переноса), расположенного на 5-ти карточках.
Материал дается не разрозненно, а целостно, на одном уроке (блоком).
Читая карточку, дети подчеркивают ту фразу, которая является ключевой для правила. Например, 1-я карточка: «Чтобы
правильно переносить слова, надо уметь делить слова на слоги, так как слова переносятся по слогам. Чтобы определить количество слогов в слове…».
3-я карточка: «При переносе на другую строку нельзя отрывать Ь и Ъ знак от предшествующей согласной. Надо переносить так: силь-ный, подъ-езд, во-робьи».
Карточку вклеивают в теоретическую тетрадь.
Ликвидация незнания.
Организована поэтапно, после осмысления каждой карточки.
Ученики самостоятельно исправляют варианты, представленные на доске и на своих узких листочках бумаги в соответствии с полученным правилом, отвечая на вопрос, какой вариант правильный? Возврат к доске и узким листочкам происходил 4 раза.
Применение нового учебного материала.
Организована поэтапно, после осмысления каждой карточки и исправления первичных ошибок.
Применить правила ученики могли:
– выполняя задание учителя, например: «Запишите, как вы поступите, если следующие слова не помещаются на одной строке: мальчик, коньки, фильмы».
– назовите слова, которые никогда не переносятся.
Присвоение нового знания.
1. Учитель организует обсуждение «Зачем мы изучаем правила переноса?»
2. Учитель просит детей помочь гипотетическому мальчику Ване Ошибкину.
1. Ученики говорят о том, что им это все нужно, чтобы грамотно написать письмо, чтобы помочь тем ребятам, которые еще не знают, как правильно писать.
2. Ученики индивидуально работают с карточкой – исправляют ошибки Вани Ошибкина, которые требуют применения всех правил переноса. Вместе с этим происходит присвоение нового знания, ученики осознают, что правила переноса действительно необходимы.
При этом перед ними открыта теоретическая тетрадь с вклеенными в нее правилами, в которых подчеркнуты ключевые словосочетания.
Обратная связь.
Учитель просит детей оценить, какие ошибки было легко исправлять, а какие тяжело?
Ученики разными цветами выделяют легкие и трудные слова, задают учителю вопросы, отмечают, какое слово соответствует какому правилу, рядом с трудным правилом в теоретической тетради ставят карандашом восклицательный знак. Ученики привыкают к тому, что во время выполнения домашнего задания на выделенное правило нужно обратить особое внимание.
Дидактический цикл можно применять как в младшей, так и в старшей школе, что свидетельствует об универсальности технологии.
Выходной тест
Задание № 3. В рамках Заочных курсов повышения квалификации вы познакомились с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Сравните ее с дидактическим циклом, найдите общее и отличия.
Людмила Прокофьева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии