Одна из самых ценных вещей на свете – жизненный опыт. Его не купишь за деньги, его нельзя полностью почерпнуть из книг, без него никак не обойдешься в решении жизненных задач.
В сериале «Кадетство» курсантам говорили: «Забудьте все, чему учили вас в школе!» Приблизительно то же могу сказать и я. Не думайте, что материал по психологии или педагогике спасет! Учебники дают общие рекомендации, но рабочие ситуации могут варьироваться, таких вариаций может быть бесчисленное множество! Да и дети меняются очень быстро, для каждой шалости не напишешь рекомендации. Что же делать? Главное – оторваться от учебника (все, что нужно, мы уже выучили!) и поверить в себя, так как практически ничего стандартного в своей работе с детьми мы не отыщем!С другой стороны, из занятий в университете всем, наверное, больше всего известны такие педагоги, как Василий Сухомлинский и Антон Макаренко. А мы когда-либо задумывались сами, без научных объяснений в учебниках, в чем же их наибольший вклад? Могу поспорить, что на лекциях мы частенько задавали вопрос, зачем нам учить методы и приемы учителей, которые жили в другое время, работали в другом обществе, с иными детьми? Да, все течет и меняется, но классика недаром называется классикой. Посмотрим в корень и увидим главное: Василий Александрович прежде всего уважал в ученике человека, с его интересами и вкусами, не пытаясь «ломать» ребенка, а лишь направлял его энергию в нужное русло, раскрывал способности; Антон Семенович был умелым актером, благодаря этому смог зажечь интерес к тому или иному делу, а ведь это было не так просто, работая с детьми в колонии. В нестандартных ситуациях (прочтите «Педагогическую поэму»!) они действовали исходя из общечеловеческих принципов. Надо эти две главные мысли выделить, осознать и сделать своими выходными положениями.Каков же вывод? Запомнить, что любой ребенок – это прежде всего человек и в любой экстраситуации нужно действовать согласно общечеловеческим меркам. Зачастую этот ребенок еще сам плохо знает свои возможности, поэтому придется ненавязчиво указывать дорогу, пытаться аккуратно, так, чтобы он не подозревал, раскрыть их для него самого. А вот чтобы решить, как именно это сделать, необходимо хорошенько подумать! У каждого уникальный характер. Сначала выделим для себя основные черты этого ученика, попытаемся это сделать по максимуму, анализируя его поведение, а потом представим себя им и подумаем, при каком условии будет успешно реализовано то, что мы задумали.Василий Александрович отмечал, что только тот может быть хорошим учителем, кто не забывает, что он когда-то тоже был ребенком. Это чистейшая правда. Ни для кого не секрет, что дети любят молодых учителей больше. Почему же? Да потому что в большинстве из них еще живет ребенок, и это роднит его душу с детскими. Поэтому дисциплина – это, безусловно, важно, особенно в современной школе, но не надо заигрываться! Если устроить «военную диктатуру», то это скорее всего приведет к «народному ополчению». Nemo amat quem timet. Маленькие дети, наверное, нас будут бояться как огня, и от них на уроке и слова не услышишь, а в старших классах каждое наше действие будет вызывать бурное противодействие, и чем больше мы будем пытаться их подчинить, тем сильнее будет противодействие. Это отнюдь не означает, что нужно все разрешать. Просто надо понять, что нас должны уважать, а не бояться. Второго, конечно, добиться легче и быстрее, но никто не любит диктаторов. Любовь и уважение нужно завоевать. И легче это будет сделать, если мы им покажем, что мы тоже люди. Это не означает проявлять слабинку. Этого как раз делать нельзя, так как, обнаружив ее хоть раз, они вооружатся на будущее. Это означает, что, например, когда-то можно толерантно слегка пошутить или рассмеяться, реагируя на какую-то забавную, безобидную вещь, а не оставаться все время серьезным и строгим, как робот.Не надо действовать бездушно, по схемам в общении с детьми, и в особенности в своей реакции на их шалости, а подходить ко всему креативно и с юмором, жизнелюбием, но ни в коем случае не обижать учащегося, и все это принесет свои плоды. Хуже всего среагировать по схеме: «Кто это сделал?» – и потом выяснять это пол-урока. Да они же этого ждут не дождутся!!! Это же цель всего их мероприятия! Не надо впутывать в это классного руководителя или, еще хуже, директора (по крайней мере только в очень крайнем случае), так как этим мы покажем, что неспособны сами справиться с ситуацией, и тогда все пропало! Надо стараться по максимуму не жаловаться родителям, иначе наши слова не будут воспринимать всерьез. У меня еще был и такой случай. Один старшеклассник отличался не очень примерным поведением. Скоро должно было быть родительское собрание. Я знала, что у этого ученика достаточно строгая мама с очень сильным доминирующим характером, поэтому считала, что зачастую его поведение – способ доказать самостоятельность и самодостаточность. На первый раз я решила промолчать и посмотреть, что выйдет. На следующий день этот ученик говорит: «Вы, наверное, успели тоже нажаловаться моей маме вчера», на что я ответила, что не собираюсь этого делать, что я сама в состоянии навести порядок в классе и создать рабочую обстановку на уроке. Я увидела удивление в его глазах, что-то вроде уважения проскользнуло в них.Надо искать и находить баланс между дружбой на равных и диктатом. Оно придет к нам с опытом, но мы должны сразу знать, что с этим нужно быть предельно аккуратным.Как же заслужить уважение? Этот вопрос, наверное, самый сложный, особенно в современной школе, и зависит от ценностей современного поколения. Нам нельзя идти на поводу у детей, копируя их ценности. Наша задача – приблизиться максимально, где возможно, в то же время быть образцом классических моральных качеств, поведения и внешнего вида. Например, в наше время ценятся жизнелюбие и хорошее чувство юмора. Я думаю, это можно использовать. В то же время постараемся научить детей, что не каждая шутка достойна внимания, что по-настоящему смешно тогда, когда человек проявляет остроумие, а не невоспитанность, жестокость или бескультурье. Все это те маленькие детали, от которых, я полагаю, многое зависит в современной школе.10 правил молодого учителя1. Никогда не повышайте голос. Это покажет, что вы не владеете ситуацией, и не возвысит вас в глазах учеников. Если начинается шум, говорите тише. Это им нужно слушать и учиться, так пусть и реагируют соответственно. Есть второй вариант: замолчите и смотрите с таким видом, чтобы они почувствовали неловкость из-за их поведения.2. Вы образец для подражания, поэтому всегда должны выглядеть на все 100%. При этом ваша одежда должна быть строга, в деловом стиле, но со вкусом. Вы должны быть аккуратны и собранны. Поверьте, в школьном возрасте дети очень много внимания уделяют при оценке человека внешнему виду, судить по уму они научатся позже. Всегда помните об этом.3. Воспитываем мы чаще всего не словами, а делами. Поэтому ваше поведение не должно расходиться с вашим словом. И потом, у детей обостренное чувство справедливости. Если вы устанавливаете какое-то правило, то не должны сами же его нарушать. Например, если вы сделали замечание по поводу мобильного телефона на уроке, то просто недопустимо использовать свой.4. Будьте креативны. Выходите из аксиомы, что учебный процесс для большинства – это серая вереница одинаково пресных предметов. Вы должны сами хотеть сделать свой урок и свою жизнь в школе интересной, поэтому должны загореться этим и заразить этим детей! Это нелегко, очень даже. Но вспомните, пожалуйста, гениального Марка Твена, а в частности, как его герой Том Сойер красил забор! Вспомнили? Если дети видят, что вы получаете огромное удовольствие от того, ЧТО и КАК вы постигаете вместе с ними, то, поверьте, со временем не все, возможно, но многие заразятся вашим энтузиазмом.5. Вы должны быть принципиальным, но не подлым. Это две разные вещи.6. У вас должен быть широкий кругозор. Поверьте, обязательно найдется учащийся, пусть даже один на всю школу, который будет иметь широкий кругозор и хорошо поставленную речь. Он сможет попытаться увести вас от темы урока, но это половина беды. Беда будет, если окажется, что ваш ученик знает больше вас. Никогда не переставайте учиться! Будьте в курсе всех новостей. Но если вдруг все-таки выйдет так, что вас спросили, а вы этого не знаете, то гораздо лучше пошутить, что вы не всемирная энциклопедия, и честно сказать, что не владеете в данный момент такой информацией, но обязательно узнаете и ответите на их вопрос. Можно похвалить за такой интересный вопрос, и главное – не проявлять смущения. Всем свойственно ошибаться, и человек просто физически не может знать ВСЕ. Запишите этот вопрос, как можно скорее найдите ответ и расскажите. Старайтесь, конечно, чтобы такие ситуации возникали редко. Ни в коем случае не пытайтесь ответить, выдумывая что-то на ходу. Детям может показаться неубедительным ваш ответ, а вопрос интересным. Они откроют Интернет и найдут правильный ответ. И тогда вашей репутации будет нанесен очень тяжелый удар.7. Вы должны быть актером. Это ваша отдельная специализация, вы должны суметь сыграть любую эмоцию так искренне, чтобы вас не раскусили, и при этом оставаться абсолютно спокойным внутри. Когда вы умеете так играть, вы сможете изобразить неподдельный интерес к той теме, которую не любите; если вас очень ранят за живое, вы не расплачетесь; если ваш ученик скажет какую-то нелепость, у вас хватит выдержки и актерского умения не оскорбить невольно его своим выражением лица. Это ваш щит и ваше орудие одновременно, поэтому укрепляйте его. Это залог вашего здоровья на многие годы.8. В процессе обучения и воспитания никогда не смотрите свысока. Руководствуйтесь принципом: «Когда ты учишься – ты лишь открываешь для себя то, что ты давно уже знаешь; когда ты совершаешь поступки, ты показываешь, что ты действительно знаешь это. Когда ты учишь – ты лишь напоминаешь другим, что они знают все это так же хорошо, как и ты. Мы все учимся, поступаем и учим» (Р.Бах). Школа – это маленькая модель жизни, а учебно-воспитательный процесс – явление двухстороннее. Я благодарна своим ученикам за то, чему они уже научили меня. Я, конечно же, не имею в виду мой предмет. Ребята учат меня жизни, и эти уроки оказываются полезными. Главное – уметь проанализировать и правильно сделать выводы, не переходя на личности. Поймите, в действительности они лишь способ показать многие законы нашего мира и правила Вселенной.9. Оторвите взгляд от конспекта и учебника! Будьте уверены в себе или сыграйте это на высоте! Заполните собой всю аудиторию! Если только вы выскажете, даже ненароком, тень сомнения, неуверенности – вам потом будет очень тяжело восстановить утерянные позиции. Особенно вначале, когда дети вас «сканируют», пытаясь узнать лучше.10. Не бросайтесь пустыми обещаниями и громкими словами!Тогда, при условии что вы методически подкованы, вас ждет успех. Каждый его понимает по-разному. Для меня успех – это когда я могу гордиться моими учащимися: их знаниями, умениями и воспитанием, а главное при оценке результата работы – это горящие глаза детей, интерес к предмету, желание им овладеть и, конечно же, приложенные усилия, которые дают плоды; это видеть, что дети получают от процесса познания и овладения предметом не меньшее удовольствие, чем я сама от процесса преподавания; когда изучение не ограничивается 45 минутами урока и домашним заданием. Именно в такие минуты я испытываю удовлетворение от своей работы, без чего невозможно продолжать свой профессиональный путь. Конечно, вы столкнетесь в своей работе со многими проблемами: материальными и моральными, с физической усталостью и недосыпанием, творческим кризисом и апатией, но этот момент, когда вы видите в глазах ребенка огонь или – позже – благодарность, стоит многого. Поэтому удачи всем коллегам и вдохновения!Оксана ЧОРНАЯ, учитель английского языка новоазовской общеобразовательной школы I-III ступени №3
Комментарии