search
main
0

Устроить переворот. Экстремизм как форма актуального искусства

​Нынешняя продвинутая молодежь уже не скажет: «Кино документальное, но интересное», она как раз в 99 процентах случаев предпочтет его игровым отечественным лентам. Ведь где еще, как не в документалке и Интернете (там, кстати, ее в основном и смотрят), можно найти сейчас правдивую картину нашего времени? Этим объясняется и повышенный интерес к конкурсному фильму Андрея Грязева «Завтра»: зал был переполнен, причем в равной степени публикой (в большинстве своем молодыми людьми) и журналистами.

Оно и понятно: главными героями картины стали участники арт-группы «Война», известные своими радикальными акциями против властей и закона. Подготовка самых нашумевших из них – переворачивание милицейской машины на главной площади Питера («Дворцовый переворот») и малевание фаллоса на Литейном мосту аккурат напротив здания ФСБ – и есть сюжет «Завтра». Мне, как и другим, было любопытно взглянуть на людей, которые по всем признакам хулиганы и экстремисты, однако по законам современного искусства (раз имеют четкую концепцию своих задокументированных акций) именующие себя художниками. Режиссер свою задачу выполнил замечательно – погрузил в житье-бытье активистов «Войны» как оно есть. Мы видим, как они живут, что едят, как относятся друг к другу, как придумывают и готовят свои «проекты». Как-как? Маргинально во всем: спят на полу, одеваются с помойки (больше всего шокирует, что они подбирают там одежку и даже игрушки для годовалого малыша), мыслят и говорят нецензурно. Начинается фильм с того, что парень и девушка с грудным ребенком воруют что-то из аптеки, когда же их пытается задержать охранник, орут: «Не имеете права меня трогать!» – и прикрываются младенцем как живым щитом. Дальше больше: компанией уже в четыре человека крадут еду в супермаркете. Причем очень умело, даже профессионально, прикрывая друг друга от видеокамер. Впрочем, Грязев не делает из них монстров: однажды персонажи картины помогают пожилому человеку, которому неожиданно стало плохо на улице. Но когда вся эта компашка «героев» прыгает по крышам припаркованных автомобилей, а кто-то и мочится на них, смотреть на это становится практически невмоготу, тем более слушая их циничные рассуждения об искусстве и народе-быдле. Это мы с вами, относительно законопослушное большинство, «тупо» зарабатывающее на жизнь себе и своим близким, платящее налоги и, по сути, содержащее таких вот свободных художников. Образованных, но нигде, как очевидно, не работающих и даже не «парящихся» по этому поводу. Они презирают силовое, погрязшее в коррупции государство, а заодно почему-то и нас, что не мешает им рассчитывать на народную реакцию на свои акции. В общем, налицо психология революционеров-террористов, для которых все средства по свержению или дискредитации существующего строя хороши. При этом современные «рэволюционэры» на каторгу идти желанием не горят, по сути, прикрываясь формой актуального искусства (эту же тему эксплуатируют и скандально известные Pussy Riot). Перед выходом на дело арт-банда заранее выясняет, что им может грозить с точки зрения Уголовного кодекса, в том числе кормящим матерям. Единственная девушка из «Войны», которую величают Козой, мать уже упомянутого ребенка, кормит его ворованной колбасой и вовлекает в свой «перформанс» – именно Каспер закатывает мячик под милицейскую машину, которую переворачивают ее соратники. Под влиянием окружения малыш, кстати, быстро перенимает стиль поведения взрослых – тренируется в опрокидывании стула и подбирает бутылки возле урны. Что-то ждет его, когда подрастет? Смогут ли его родители экстремистскими выходками построить общество, где все уважают друг друга и закон и в котором насилие государства по отношению к человеку сменится поддержкой? А смогут ли и захотят они в нем жить и работать? Не говоря уж о том, захочет ли таких граждан обновленное общество…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте