Успешная школа – это не только успешное функционирование самого образовательного учреждения, но и деятельность каждого участника образовательных отношений в направлении обеспечения качества образования. На самом деле блестящий успех – это то, чего добивается коллектив лишь благодаря своему собственному, только ему одному присущему потенциалу и благодаря постоянному самосовершенствованию, а потому успех нужно измерять по-другому – сравнивая, каковы были цели и задачи и каких результатов коллектив достиг в соответствии с ними.
Итак, рецепт успеха школы № 5 села Эдиссия – школы устойчивого развития:
1. Формирование потребности изменений, ощущение необходимости перемен, понимание того, что систему необходимо развивать и улучшать. Развитие – процесс, значит, не существует планки, которую надо достичь и сохранять. В этом состоит миссия и философия развития школы.
2. Лидерство руководителя
Успешная деятельность во многом зависит от того, кто и как ею управляет. Успешная школа имеет сильного директора-лидера. Только когда директор на собственном опыте поймет, насколько важно освоение современных инновационных технологий в своей деятельности, тогда это станет непременным условием для всего коллектива.
3. Ясная и сфокусированная цель для всех
Одна из величайших потребностей – иметь ясную цель для всех, поэтому необходим инстинкт успеха для того, чтобы осуществить ее.
4. Глубинное убеждение, что все дети могут добиться успеха
Следующий шаг успешности – это климат высоких ожиданий от всех детей. Ожидание – это внутренняя система убеждения всех учителей в том, что можно научить всех учащихся, что они имеют достаточно возможностей, чтобы помочь каждому ребенку овладеть материалом, а стандарты – это внешние факторы, требования.
5. Регулярное отслеживание результатов и их коррекция
Вся деятельность направлена на достижение качественного результата.
Необходимо владение системой действий по управлению качеством образования известной как цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA) – циклически повторяющийся процесс принятия решения. Эта система действий предполагает сознательное и планомерное управление. Руководитель или учитель, владеющий системой действий, имеет огромное преимущество перед тем, кто им не владеет.
6. Профессиональный рост учителя
Ведущим фактором успешности школы и основным ресурсом ее развития является кадровый потенциал педагогов.
Повышение качества образования сегодня напрямую связано с ростом профессионального уровня педагогических работников. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Большое влияние на профессиональный рост учителя оказывает его участие в конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, семинарах, конференциях, проектах, круглых столах, а также велика роль курсов повышения квалификации, публикаций, встреч на методобъединениях, сетевых взаимодействий, работы с РЭШ и так далее.
7. Качество формирования контингента
Основные ресурсы школы, требующие постоянного развития, это обучающиеся. При этом основной фактор – формирование положительной мотивации.
Благодаря социальному взаимодействию учителя, ученика и родителя, мы эффективно реализуем модель управления качеством формирования контингента обучающихся, в которой тоже заложена методология цикла PDCA.
Деятельность всех участников образовательных отношений направлена на достижение запланированных конечных целей посредством мотивированного, целенаправленного, автономного решения поставленных задач.
Для выхода учеников школы на более высокий уровень, особое значение имеет участие и победы в различных конкурсах краевого и всероссийского значения, в защите проектов, научно-исследовательских работ, в олимпиадах, спортивных соревнованиях. Это зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте.
8. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения
Мы живем в одном большом доме – России – и с самого первого урока, с самого первого слова мы говорим о своей Родине, большой и малой, о ее богатствах, о народах, учим детей гордиться ею и любить ее. И поэтому мы используем все ресурсы, весь наш педагогический потенциал, чтобы сохранить наш дом и мир в нем.
Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей. И мы являемся частью этой системы.
Богатыми возможностями нравственно-эмоционального воздействия на детей обладает школьный музей, который является святыней школы, очагом народной культуры, методическим центром по осуществлению национально ориентированного воспитания. Наша школа является муниципальной стажерской площадкой по теме «Патриотическое воспитание средствами региональной духовной культуры». Большое значение в воспитании патриотизма имеют созданный в школе военно-патриотический клуб, который регулярно принимает участие в соревнованиях, слетах, ведет исследовательскую работу, принимает участие в работе школьного музея, где хранятся уникальные исторические документы.
9. Взаимосвязь семьи и школы
Из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей – процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.
10. Влияние социального партнерства на развитие школы
Одним из стратегических направлений успешности школы является развитие социального партнерства. Школа – единое обучающее и воспитывающее пространство, пространство социального партнерства, гражданской инициативы и общественной самоорганизации.
Сегодня отведена важнейшая роль системе дополнительного образования. Модель системы дополнительного образования является наиболее эффективной для обучения детей в условиях интеграции школы и учреждений дополнительного образования.
Решению задач по профориентации способствует социальное партнерство с предприятиями села. Выпускники поступают в вузы с целевыми направлениями и возвращаются в село. Руководители предприятий оказывают социальную поддержку детям из социально неблагополучных или малообеспеченных семей. Дети с повышенным уровнем интеллектуального развития получают стипендию, учрежденную одним из руководителей предприятия, что развивает благоприятную и мотивирующую на учебу атмосферу в школе.
11. Расширение общественного участия в управлении школой
Благодаря расширению общественного участия в управлении школой мы получаем такие системные эффекты, как рост качества образования, рост доверия общества к школе, улучшение ее имиджа; развитие и поддержка детей с повышенным уровнем интеллектуального развития; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.
Сегодня успешная школа – это открытое образовательное пространство, в котором через систему социального взаимодействия поддерживается атмосфера единения, взаимодеятельности всех участников образовательных отношений.
P.S. МКОУ СОШ №5 Курского муниципального района Ставропольского края – бронзовый призер Всероссийского конкурса «Успешная школа» – 2017. Репортаж о работе школы читайте в №35 от 28 августа 2018 года.
Об авторе:
Татьяна Николаевна Мурадханова – директор МКОУ СОШ №5 Курского муниципального района Ставропольского края
в которой тоже заложена методология цикла .
Комментарии