Я подходила к школе, любовалась ею и гадала: это отреставрированное старое здание или новое, грамотно вписанное в застройку микрорайона? В Екатеринбурге сохранилось немало построек эпохи конструктивизма. Гимназия №104, красивая и современная, содержит черты архитектуры соседних домов. Оказалось, первоначально планировали перестроить старую школу, в итоге создали новую, но с соблюдением традиций места. С высоты птичьего полета здание очертаниями напоминает цифру пять, что глубоко символично для учебного заведения. Но кроме увлекательных экскурсов в историю архитектуры и чтения символов с первого взгляда на гимназию у меня сформировалось ощущение нетипичности. Познакомившись с ее внутренней жизнью, я убедилась, что внешнее впечатление не обманчиво. «Усреднять ничего не нужно. Это опасно для образования», – считает директор 104-й Татьяна ГАЛИМОВА, кандидат философских наук, доцент, лауреат Премии Президента РФ «Лучшие учителя России-2008». Для директора знакомство со школой произошло в результате процессов разделения и слияния. Два года гимназия была закрыта на реконструкцию, классы разделены на три группы, учебный процесс осуществлялся в соседних школах. В 2009 году к вновь открывающейся гимназии была присоединена другая, №211, занимавшая здание бывшего детского сада, которое потребовалось освободить. Почти 20 лет 211-й руководила Татьяна Галимова. Именно она была назначена директором объединенного учебного заведения.
– Татьяна Михайловна, немало школ пережили в период оптимизации образовательной сферы процессы слияния, но не везде они прошли безболезненно…- Сохраняя преемственность, было решено в новом названии школы объединить номер гимназии №104 и название гимназии №211 – «Классическая гимназия». Гимназии оказались близки по духу и похожи в главном – в отношении к ученику, к культуре, к традициям.Нам удалось избежать деления на ваших и наших. Хотя порой возникала ностальгия по семейной атмосфере в маленькой школе, но она компенсировалась теми комфортными условиями, в каких осуществляется учебный процесс. Сегодня школа, в которой обучаются 935 учащихся, оснащена всем необходимым: три стационарных и два мобильных компьютерных класса, лингафонный кабинет, два просторных спортивных зала, мини-типография. Общий парк компьютеров насчитывает более 150 единиц. На создание комфортной образовательной среды гимназии №104 из местного бюджета потрачено более 400 миллионов рублей.- Есть плюсы в большой школе?- Вы знаете, есть. Я думаю, для ребенка важен и малый, и большой коллектив. В камерной 211-й гимназии отношения были даже не личностные, а личные. Если анализировать малую группу с точки зрения социальной психологии, она будет иметь совершенно иные системные качества, чем группа большая. Так, например, класс в 25 человек, где могут быть представлены самые разные социальные роли, будет отличаться от класса в 10-12 человек. Большая школа – это ощущение большой семьи. Ни с чем не сравнить общегимназические праздники, когда собираются все учащиеся и педагоги! Незабываемое впечатление произвела акция «Бессмертный полк» перед Днем Победы: ученики пришли с портретами родных, участвовавших в войне, перед школой действительно стоял целый полк!- Состав учащихся 104-й гимназии имеет особенности?- Мы находимся в выгодном географическом положении. В шаговой доступности несколько театров, музейный Литературный квартал, филармония, близко находится Уральский федеральный университет. В микрорайоне проживает интеллигенция, высокообразованные люди. Другая особенность – соседство со спорткомплексом «Локомотив». У нас учится много спортсменов, особенно фигуристов. Это удивительные ребята, до уроков они успевают на тренировки, которые начинаются в 6.30, после занятий – снова на тренировки. Мы гордимся их успехами. В начальных классах в 104-й училась Юля Липницкая, чемпионка Олимпийских игр в Сочи, известный фигурист Максим Ковтун. Виталина Павлова еще не заявила о себе, но, я думаю, это имя мы еще услышим. В прошлом году из 46 выпускников 9 являлись кандидатами в мастера спорта.- Два года в Екатеринбурге действует система зачисления в первый класс по месту жительства. Отбора в школу нет?- Принцип жесткой привязки к микрорайону распространяется только на первый класс. Вообще в гимназии учатся дети из разных районов города. Привлекает образовательная программа. Ее основа – углубленное изучение языков: русского, английского и второго иностранного по выбору – немецкого или японского. Отбора как такового в гимназию нет. Но я убеждена, что он должен быть. К сожалению, мы часто стремимся обеспечить права всех, забывая о праве каждого. Одаренный ребенок тоже имеет право получить образование, соответствующее его способностям, соразмерное темпам его развития.- Одним из показателей успешности школы являются результаты ЕГЭ. Насколько я знаю, 104-я имеет высокие баллы не только по гуманитарным предметам.- Средний балл ЕГЭ по гимназии по всем предметам, которые сдавались выпускниками, превышает аналогичные показатели по Екатеринбургу, Свердловской области и России.Подтвержу цифрами. Русский язык: средний балл по России – 63,4, по Екатеринбургу – 70, по гимназии – 76,4. Математика: средний балл по России – 48,7, по Екатеринбургу – 48, по гимназии – 60,6. У нас был замечательный выпускник 2013 года Евгений Новиков, кандидат в мастера спорта по фигурному катанию, его средний балл ЕГЭ по пяти предметам составил 95 баллов, по информатике – 100.Мы понимаем, что в гимназии учатся дети, которых интересует не только гуманитарный уклон. Мы предлагаем им элективные курсы по биологии, физике, химии, информатике. Есть возможность изучения математики сверх базовой программы.- В чем причина высоких показателей?- Первое – педагоги. О коллегах всегда говорю с гордостью. У нас работают 9 лауреатов Премии Президента РФ «Лучшие учителя России». Второе – особый дух, существующий в гимназии. Дух знаний и творчества. Блестящая мысль Мишеля де Монтеня является для нашей гимназической семьи своеобразным девизом: «Учение только тогда приносит пользу, когда оно доставляет удовольствие». Учение в радость, образование через достижения, философия успеха – таковы ориентиры нашей деятельности.И еще, есть понятие «театральная педагогика». В нашем образовательном пространстве оно приобрело форму уникальных театральных объединений – студий «Дом хрустальный» и «Маски». Более 20 лет «Домом…» руководит Ирина Альбертовна Рукосуева. То, что делают ребята, представляет собой синтез поэзии, музыки, театра, бардовской песни. На творческих фестивалях мы всегда в числе победителей или призеров.С 2010 года гимназия является базовой площадкой Школы творческого развития Константина Хабенского. Со второго класса ученики имеют возможность развивать способности на занятиях по сценической речи, сцендвижению и вокалу. В 2012 году ученик гимназии Всеволод Рычков снялся вместе с известным актером в фильме «Географ глобус пропил». Благодаря Константину Юрьевичу гостями школы стали Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Дмитрий Бозин.- Татьяна Михайловна, что для вас как школьного топ-менеджера является главной задачей или главной сложностью?- Необходимость переработки нормативной базы в связи с введением нового Закона «Об образовании в РФ». Правовое поле здесь еще не устоялось, многие вещи требуют осмысления. Внедрение новых образовательных стандартов. Правда, многие коллеги говорят, что и раньше интуитивно работали по «новым стандартам». Меняется лексика, риторика, дай Бог, чтобы не менялось главное. А это, с моей точки зрения, фигура учителя, а не менеджера образования. Я счастлива, что в нашей школе трудятся учителя, которые исходят из философии служения, как бы высокопарно это ни звучало.- Вы, несмотря на загруженность, по-прежнему преподаете, почему?- Один день в неделю, в среду, я веду уроки – обществознание, это для меня святое. Душой отдыхаю с детьми. Мои завучи – тоже действующие учителя. Я думаю, нас можно сравнить с играющими тренерами.- Имеется ли у вас свой управленческий секрет?- Основа моей управленческой модели – это распределенное управление. Часть колоссального функционала, который лежит на моих плечах, делегирую заместителям, которые взаимозаменяемы. Выпадение по какой-то причине одного звена (отпуск, больничный, учеба) не приводит к сбою всего механизма. Такая модель придает стабильности.ЕкатеринбургСлагаемые успеха от Татьяны ГАЛИМОВОЙ Модель распределенного управления: часть полномочий делегируется замам, которые взаимозаменяемы. Гуманитарный уклон гимназии не должен становиться преградой для детей с иными интересами. Усреднение опасно! Опыт общения в русле театральной педагогики создает внутреннюю пластичность, развивает творческие наклонности. Высший менеджмент – «играющие тренеры»: учим детей, потому что любим.
Комментарии