По правилам олимпиады каждая школа могла выставить одну команду из 12 десятиклассников. Состязание проходило в режиме онлайн: ребята получали вопросы через Интернет, а ответы вносили в тестирующую систему. На выполнение заданий участникам давалось два часа. Работы у них было немало: целых 120 вопросов разного уровня сложности по 11 общеобразовательным предметам – химия, история, русский язык, литература, информатика, физика, математика, биология, обществознание, география, ОБЖ – и еще задания на общую эрудицию.
Вопросы по сложности соответствуют уровню ЕГЭ, но модифицированные и немного нестандартные. На помощь участникам в дополнение к школьным знаниям приходили книги, учебники, атласы и другие бумажные источники информации, ими можно пользоваться на протяжении всего соревнования.
Вопросы биатлона могут быть посвящены не одной дисциплине, чтобы правильно на них ответить, нужно разбираться в нескольких предметах. 2019 год объявлен Годом Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева, поэтому часть вопросов на биатлоне была посвящена таблице и ее создателю. При этом вопросы были нацелены не только на химиков. Например, не самый известный факт из жизни великого ученого – его родство с Блоком.
Одна из дочерей Д.И.Менделеева, русского ученого-энциклопедиста, открывшего периодический закон химических элементов, Любовь Дмитриевна Менделеева была женой великого русского поэта и вдохновительницей создания широко известного цикла его лирики. Кто этот поэт и как называется цикл стихотворений, созданный под влиянием жены и возлюбленной? Ответ: Александр Блок, «Стихи о Прекрасной Даме».
В таких случаях важно понять, к какому предмету относится задание, передать его в руки знатоку конкретной дисциплины или действовать вместе.
Поделился секретом успеха и подчеркнул плюсы командной работы победитель II биатлона, ученик из школы №2086 Михаил: «Хочется отметить знания каждого нашего человека в отдельном предмете, потому что каждый из нас, не побоюсь этого слова, эксперт и очень образованный человек в каждой сфере. Также это, конечно же, командный дух, сила воли и готовность идти до конца ради победы».
Ребята и правда сражались все два часа до конца соревнования, оставляя самые трудные задания ближе к завершению биатлона. Лучший результат в этом году – 109 верно решенных задач из 120 – принадлежит десятиклассникам из лицея №1535. Капитан команды Екатерина Трошина описала процесс работы над вопросами так: «Задания были разного уровня сложности, и это, как нам кажется, здорово. Некоторые из них мы сделали, первый раз пролистывая все вопросы, некоторые остались последними из нерешенных, и над ними думала вся команда. Не могло не радовать то, что на абсолютное большинство вопросов были легко найдены ответы. Скучать, однако, не пришлось, что хорошо, ведь чрезмерная легкость не приносит никакого удовольствия от процесса».
С соревнованием такого типа сталкиваются не только участники Интеллектуального биатлона – впервые состязание в таком формате прошло на блицтуре Международной олимпиады мегаполисов в 2016 году. Тогда задачи по математике, физике, химии и информатике выполняли школьники из 22 крупнейших столиц и мегаполисов мира. Следующая международная олимпиада состоится в Москве с 1 по 6 сентября.
Кроме количества дисциплин – двенадцать против четырех – биатлон имеет и другие отличия от олимпиады мегаполисов. Например, члены команды могут познакомиться друг с другом и даже подружиться непосредственно на самом состязании, ведь участие школьников только из одного класса не обязательно. Так случилось и в московском лицее №1535. После успешного выступления капитан команды Екатерина с готовностью поделилась мнением, зачем десятиклассникам Интеллектуальный биатлон: «Школьникам нужно участвовать в биатлоне, потому что он имеет уникальный формат проведения. Мы не встречали еще соревнования, которое является командным и дистанционным одновременно. Интеллектуальный биатлон действительно соответствует своему названию – это спорт, занятие которым позволяет приобрести навыки мгновенной генерации идей, работы в команде и поиска нестандартного выхода из ситуации. В современном меняющемся мире очень важно уметь быстро реагировать на обстоятельства и вызовы, а в десятом классе человек находится как раз на том этапе, который граничит с выходом во взрослую жизнь. Кроме того, нельзя исключать и неповторимые эмоции во время состязания, я могу подтвердить, что ощущения от работы единого целого, при которой кто-то среди завалов распечатанных заданий находит вопросы твоей области и передает их тебе с другого конца класса, а параллельно ребята вбивают ответы быстрее, чем моргают, – это невероятно. Кажется, что ты являешься частью уникальной кухни, где все связаны друг с другом одной целью – приготовить блюдо, название которого «Победа».
Следующий Интеллектуальный биатлон планируется провести весной 2020 года. Организаторы приглашают к участию ребят со всей России.
Комментарии