search
main
0

Успешный учитель – учитель общественно активный

​Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования: – Я возглавляю комиссию, которая отслеживает то, как реализуется наш пилотный проект по развитию общего образования, как наши школы – участники пилотного проекта выполняют те обязательства, которые они взяли на себя в соответствии с решением Правительства Москвы №86ПП. Мне пришлось выступать дважды на заседании наблюдательного совета и рассказывать, в частности, и об общественном мнении, которое сформировалось на момент введения пилотного проекта в ОУ.

На мой взгляд, в Москве не было  еще ни одного  проекта, который бы реализовывали в таких масштабах. Обычно шел нажим сверху, не учитывая того, как в нем хотят участвовать образовательные учреждения и педагогические коллективы, с другой стороны,  такие проекты реализовывали по воле волн: кто-то принял решение, а школы должны были реализовывать. Пилотный проект реализуется путем последовательного расширения числа участников, большинство из них действительно идут  в него по доброй воле, понимая, что  это дает дальнейшее развитие образовательных учреждений. Самое главное, что этот проект реализуется путем построения сетевого взаимодействия, когда  те, кто уже научился, учат следующих. Это очень важно, так как когда проект только-только начинался, не было никакого опыта, был определенный страх,  когда появился первый опыт в пилотных школах, это сетевое взаимодействие, на наш взгляд, стало одним из ценных элементов этого проекта. Одни руководители  школ учат других руководителей, и это создает хорошую почву для работы.Сегодня нам нужно  думать о том, как произойдет переход пилотного проекта   окончательно в рабочий режим, так как паническое настроение в некоторых коллективах присутствует и сейчас, они еще не до конца представляют себе перспективы. Те, кто сейчас еще не вошел в пилот, пока еще не совсем ясно представляют себе все процедуры, поэтому с ними нужно проводить особую работу, не ослаблять внимания.Наблюдательный совет  очень интересно работает, очень интересно рассматривает опыт  школ – участников пилотного проекта. Когда  выступают директора этих школ на заседаниях совета, очень хочется дойти до самой сути. Мы спрашиваем их: «У вас действительно возросла зарплата,  а что случилось с учителями, а как изменилось штатное расписание?» Когда мы получаем осмысленные, хорошо представляемые ответы, то  понимаем, что в основе ответа – работа коллективов. Очень активную позицию занимает родительская общественность, она заинтересована в  работе школ, причем неформально. Это делает пилот интересным. В реализации пилотного проекта важно, как это внедряется: в больших массах, в очень сжатые сроки, очень эффективно. Мы хотим, чтобы следующий год, когда этот режим работы будет введен для всех школ, показал, что есть реальные ресурсы для повышения  заработной платы и в последующие годы, а не только в начале пилотного проекта. Сегодня мы говорим о Всероссийском педагогическом собрании, о том, как будет  развиваться его деятельность и, в частности, деятельность Московской организации Общероссийского профсоюза образования, совсем недавно она приняла решение   вступить в состав ВПС.  Мы думали, а нужно ли нам вступать в эту общественную организацию или  просто вести и дальше свою работу? Мы рассматривали  ВПС как некоего конкурента, который вдруг  заберет некоторые наши функции или добьется большего успеха в этом деле. Пока была такая позиция, мы стояли в стороне. Но последние события летнего периода, когда прошел шестой съезд ВПС, те инициативы, которые выдвигает Всероссийское педсобрание, касающиеся вопросов, которые очень интересуют профсоюз (сохранение досрочной пенсии по стажу, сохранение  досрочной пенсии по стажу при уходе педагога на пенсию по старости, гарантии по оплате труда учителя),  убедили нас в том, что  профсоюз и ВПС должны работать вместе. На мой взгляд, в этом смысле конкуренция между нами будет только  дополнительным двигателем, потому что  это поможет нам добиться лучших результатов в работе на благо учителя.Сегодня много говорят об успешном учителе. Нам хочется, чтобы наш московский учитель действительно был успешен. Я посмотрела один из опросов ВЦИОМа, когда население страны  отвечало на вопрос «Каков сегодняшний учитель?».  В анкете были указаны возможные ответы по разным позициям, касающимся учителей. Я попробовала провести некую экспертную оценку со стороны учителей одного из округов Москвы,  предложив им оценить себя, ответить на те же самые вопросы.  Меня поразило то, что  от 30 до 40 процентов опрошенных  граждан считают, что  учитель сегодня – человек подчиненный, но  так считают и 83 процента опрошенных учителей. Если  учитель так несвободен, то он не будет успешен. Для того чтобы учитель стал свободным, должны быть решены такие задачи, как обеспечение желания работать в  общественных организациях. В разных организациях! Пусть это будет профсоюз, который обладает какими-то своими правами, пусть это будет ВПС, пусть это будет любое другое объединение учителей. Но для этого должно быть желание. Самый главный враг такого желания – формализм. Я очень хочу, чтобы  наша организация ВПС нашла такие формы реализации  своих задач, которые бы  действительно объединяли людей неравнодушных и желающих вести эту работу.Вторая оценка, которую дали наши учителя и которая сильно разнится с оценкой общества, – это то, какой учитель – добрый, умный   или бездушный. 30 процентов граждан считают, что у нас   есть бездушные учителя, 66 процентов учителей считают так же. Я понимаю, что учителя, отвечая так, имели в виду своих коллег. Пока мы не будем заботиться о  том, чтобы учитель был свободным и творческим, чтобы он перестал быть бездушным, никакие педагогические задачи мы в наших педагогических коллективах не решим. Мне кажется,  что совместные задачи профсоюза, ВПС, Департамента образования состоят в том, чтобы в первую очередь инициировать  деятельность  учителей в общественных объединениях, изучать их мнение по тем кардинальным изменениям, которые происходят в нашем городе. Это должно быть новым информационным каналом, потому что надо развенчивать мифы и легенды, которые создаются по разным направлениям нашей деятельности. Очень важно решать задачу появления успешного учителя через сохранение традиций коллективизма. Коллективизм в условиях конкуренции, к сожалению, уходит, он становится индивидуализмом, нам надо найти такие рычаги, которые бы  сохраняли традиции коллективизма в наших педагогических коллективах. Мне кажется, что очень важны социальные инициативы. Сегодня об этом не очень много говорят, но инициатива Владимира Путина об учительском доме в настоящий момент в Москве очень актуальна.  Проблема учительской зарплаты ушла, но остались еще три: жилье,  здоровье и пенсия. Решив эти  три проблемы, мы уже сможем говорить и о  качественном подборе кадров, и о ротации кадров, и о повышении престижа учительского труда. Нынче очень важно, чтобы эти  инициативы шли от нас, педагогов, чтобы они доходили до Правительства Москвы, чтобы мы представили такую программу, которую бы Правительство Москвы не отказалось реализовывать. Если говорить о программе жилья, то практически все былые программы закончились. Перестает существовать учительская очередь на предоставление жилья, нет массового строительства для молодых педагогов, приостановлена программа «Молодой семье – доступное жилье». Мне кажется, будет правильным,   принимая решения Московского регионального отделения ВПС, записать: разработать такую программу и обратиться с такой инициативой в Правительство Москвы. Добрых слов заслуживает инициатива ВПС, которое, проводя свой «круглый стол» в Госдуме РФ, в свое решение записало положения, которые могут войти в состав жилищной политики в Москве относительно педагогических кадров. Нам нужно развивать и другие социальные программы. И программу дополнительного пенсионного обеспечения,  и программу софинансирования оздоровления работников образования. Тогда мы поднимем не только возможности обеспечения  столичной системы образования наиболее качественными кадрами, но и качество жизни наших педагогов. Действительно, сегодня меняется суть работы  профсоюзной организации и общественных организаций, если общественная организация захочет, она может найти свое место, гласно  высказывать свое мнение, добиваться  решения если не всех, то хотя бы части тех проблем, которые видит и выдвигает. Один из показателей того, что отношение к общественным организациям меняется, – Общероссийский народный фонд рекомендовал   кандидатом в депутаты Госдумы РФ   шестого созыва председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Сергея Кузина. Мы это расцениваем как возможность профессионально, гласно отстаивать интересы учительства, прежде всего московского учительства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте