Недавно в Комитете гражданских инициатив прошел круглый стол, посвященный проблеме положения учителя в современной общеобразовательной школе. Участники обсуждения согласились с тем, что отечественная система образования пока еще имеет множество недостатков. И все реформы последних лет призваны их скомпенсировать, в частности, вернув педагогу его законный высокий статус. Однако чем на самом деле обернутся все попытки изменить фундаментальные основы преподавания в современной школе, пока сказать сложно.
Много говорили на круглом столе о новых ФГОС. Учитель русского языка и литературы из Удмуртской Республики Анна Инютина рассказывала о возросшей нагрузке на учителя:- Технические новшества – это замечательно, но мы не можем нормально работать, если их внедряют из-под палки. Большая часть каникул у нас ушла на то, чтобы заполнить электронные ведомости. Мало того что приходится брать полторы ставки, к этому прилагается еще и огромное количество невнятной бюрократической волокиты. ФГОС как-то не предусматривает таких ситуаций.К тому же педагоги негодуют – писать свои программы сложно и долго, а без предварительного обучения это занятие превращается в бесконечное копирование из Интернета или еще хуже – списывание у коллег. Такой подход к делу, по словам Анны Инютиной, «формирует раба, приспособленца и лжеца».Участники круглого стола сошлись во мнении, что главное на сегодняшний день – вернуть уважение к учителям. Вспомнили и о культуре: «Если главными героями 90-х были персонажи из «Брата» и «Бригады», о каком статусе учителя может идти речь?» Кажется, почти единственным фильмом, посвященным теме учительства за последние годы, оказался «Географ глобус пропил», и это все еще симптоматично. И молодежь не идет в школу не только из-за маленькой зарплаты или большой нагрузки – нет положительного образа учителя.В качестве примера работы с имиджем педагога приводили соседнюю Финляндию: там учитель начальной школы не столько педагог, сколько дизайнер, который решает креативные задачи. Более того, система среднего образования там устроена совершенно по-иному. В России стремятся работать с лучшими, бросая на их образование и воспитание лучшие силы. В результате успешные становятся самыми успешными, середнячки так и остаются обычными, а о слабых учениках и целых школах предпочитают умалчивать.В Финляндии не стоит цели сделать всех успешными. Всех стремятся сделать счастливыми, поэтому не так развито олимпиадное движение. Зато в школах детям комфортно.По какому пути идти сегодня и как этому должен способствовать учитель нового поколения – пока что вопрос открытый.
Комментарии