Валентина КОБОЗЕВА, начальник Северо-Восточного окружного управления образования, кандидат психологических наук, заслуженный учитель РФ: – В нашем Северо-Восточном округе уже давно выстроили систему своей работы, у нас есть программа, которая определена так: «Успешная школа – успешный учитель – успешный ученик». О каких бы проблемах мы ни говорили, начиная от уровня знаний, обученности и заканчивая участием в предметных олимпиадах, главный человек, ради которого все мы работаем, – ученик, его траектория развития, судьба выпускников, которые становятся гражданами нашего города.
Когда-то мы провозгласили: «Выпускник, помоги школе!», сегодня ребята заканчивают школу, сами становятся руководителями и, уже по-новому оценивая работу школы, которая дала им старт во взрослую жизнь, помогают ей так, как могут. Меня потрясла встреча с выпускниками школы №286, которые помогли организовать отдых учителей. Чтобы помогать, выпускник должен любить свою школу, мера любви становится мерой оценки работы школы. Парадокс, но самые трудные ребята, доставлявшие нам немало хлопот, оказываются самыми благодарными, вероятно, потому, что, став взрослыми, понимают, что для них сделали школа и учителя.
Сегодня в канун начала нового учебного года мы обсуждаем очень многие проблемы и вопросы. Обычно мы называем много хороших школ, которые вносят большой вклад в работу окружной системы образования. Но есть школы, без которых мы уж точно не обойдемся, – это наши вечерние сменные школы, это школы-интернаты, детские дома №№59, 43, 5, которые делают все, чтобы детям-сиротам было тепло и комфортно, чтобы у них был уютный дом, а мы общими усилиями с помощью нашей исполнительной власти сделали великолепные материальные базы, где детям действительно хорошо.
Важную работу ведут центры медико-психолого-социального сопровождения, работа наших центров получает в Москве самую высокую оценку, они не только оказывают помощь образовательным учреждениям, но также помогают детям, родителям, жителям округа. Я получила большое удовлетворение на встречах с родительской общественностью в районных управах. Эта обратная связь нас очень серьезно подпитала, мы получили возможность выстраивать на перспективу систему развития нашего образовательного пространства. Итоги прошлого учебного года были успешными, но нас больше интересует сегодня то, что предстоит еще сделать, вопросы и проблемы, которые предстоит решить, то, каким станет конечный результат работы.
Красота воспитывает, и мы будем по-прежнему заниматься благоустройством и оформлением двориков, ведь в основе успешного обучения находится комфортная образовательная среда.
Дети у нас разные, не случайно мы создали в нашем округе видовое разнообразие образовательных учреждений, исходя прежде всего из запросов детей, из того круга задач, которые ставят перед нами их родители.
Удовлетворение от работы округа в том, что он работает не просто стабильно, системно, с участием всех звеньев, но еще и в режиме развития. Проводя уже семь лет подряд окружные совещания директоров, обсуждая проблемы и сложности в деятельности образовательных учреждений, мы постоянно выдвигаем задачи на будущее. Каждое учреждение смотрит на свою работу через призму работы соседей, через призму динамики развития округа. Аналитический материал, подготовленный начальниками отделов окружного управления, перед началом нового учебного года должен быть основательно проработан каждым руководителем, администрацией школы, чтобы, проанализировав его, они могли поставить задачи своего образовательного коллектива.
Что приоритетно для каждого образовательного учреждения на следующий учебный год? Конечно, главным стержнем останется реализация нацпроекта «Образование», но, хотя сегодня округ и отмечают по количеству участвующих в конкурсе лучших учителей и инновационных школ в рамках нацпроекта, это все-таки не может нас устроить – участников конкурсов должно быть гораздо больше. После первого этапа конкурса в рамках нацпроекта мы уже ставили задачу перед образовательными учреждениями-победителями – стать своеобразными локомотивами движения вперед. Такие задачи мы ставили перед нашей лучшей гимназией, которая на втором этапе стала лидером по рейтингу московских школ, – гимназией №1518, перед школами №№962, 1411, 1732, 1188 и другими.
Сегодня мы должны придать управлению школами государственно-общественный характер. Нам нужны не просто школьные или попечительские советы, а управляющие советы, практический опыт по созданию таких советов у нас в округе есть.
Нынче школа не может работать без своего сайта, эту задачу мы ставили. 1 сентября должны стартовать сайты во всех школах, их работа должна начаться с презентации учебных заведений. Сегодня уже появилось новое поколение родителей. Не случайно мы практически каждый день смотрим электронную почту, потому что они с нами нынче общаются в этом режиме. Сегодня любой директор, любой руководитель не имеет права не уметь пользоваться этой формой работы.
Если руководитель думает о своем завтрашнем дне, в условиях нормативного финансирования, в условиях достаточно значительного периода демографического спада, он должен быть заинтересован в наполняемости своей школы и обязан с этим работать, иначе ему не удастся разрешить все те проблемные моменты, которые возникают. В условиях сложной демографической ситуации возникает конкуренция образовательных учреждений, мы каждому директору малокомплектной школы сами подсказываем, как решить проблемы наполняемости. Сегодня изживают себя вечерние школы, поэтому мы меняем формы их работы.
Если руководитель не будет серьезно заниматься самообразованием по финансовым и правовым вопросам, то руководить образовательным учреждением он не сможет. Мы же готовы организовать любой семинар, курсы, дать любую консультацию, помочь изучить опыт работы других школ.
У нас большинство руководителей – очень уважаемые люди, за плечами которых большой педагогический и управленческий стаж. Конечно, я понимаю, что перестраиваться сложно, но без этого нельзя. Кстати, хочу отметить, что есть руководители, много лет работающие, которым удалось перестроиться, а некоторая молодежь пока еще сложно идет по этому пути.
Для нас все чаще в последнее время становится актуальной проблема качественного внутришкольного контроля. Хотим мы или не хотим, но внутришкольный контроль сегодня – главный момент в организации учебно-воспитательного процесса. Заместитель директора не должен вести огромное количество учебных часов, он должен по-настоящему контролировать школьный учебный процесс. Контролировать его должен и директор. Я призываю вернуться в этом плане к такой работе.
Необходимо расставить верные акценты в штатном расписании. Да, у нас появилось много нового, школе нужны новые специалисты, но руководитель окружного управления образования не должен, на мой взгляд, согласовывать школьное штатное расписание. Это дело директора, который должен посчитать смету и решить, кто для него главнее и важнее в штатном расписании. Другое дело, что нельзя тут идти по пути наименьшего сопротивления, решая, что нынче мы уберем психолога или другого специалиста и сэкономим на этом средства. Все должно быть предпринято в рамках разумного.
Очень важно питание школьников. Нынче много самых разнообразных форм организации питания, наш округ стал пилотным по отработке работы «Карты учащегося», но когда-то он был пилотным округом и по организации «шведского стола». Мы должны сегодня предложить родителям (уже проведены открытые презентации, когда все школьно-базовые столовые, все, кто занимается организацией питания, показывали, что и где существует) разнообразные формы работы, осуществлять контроль за качеством питания. Нам нужно отказаться от автоматов в школах, моя позиция всегда была в этом отношении однозначной. Почему наши столовые работают до двух – половины третьего? Почему они не могут работать до пяти часов, организовать свою выпечку, горячий чай, все то, что гораздо полезнее для детей?!
Нынче мы используем форму публичных отчетов. Они проходят в виде презентации, когда мы выезжаем в различные образовательные учреждения, но директора школ должны понять: речь идет о новом уровне отчетности. Например, на отчете в гимназии №1518 был представлен опыт работы не только перед Департаментом и окружным управлением образования, коллегами-директорами, но и перед другими регионами. К этому нужно готовиться, этого не нужно бояться, но чтобы не бояться, необходимо отработать все направления предоставления и презентации своего образовательного учреждения.
Задача, которую поставил мэр Москвы о развитии «Школы будущего», «Школы информатизации», чрезвычайно сложна. То, что все должно потребовать совершенно иного уровня владения информационными технологиями, думаю, понятно всем. Мы обучили многих учителей-предметников, организовали обмен опытом, мастер-классы. Но сегодня речь идет о том, что обучать основам компьютерной грамотности детей нужно в начальной школе, а в средней и старшей школах снять урок информатики, выстраивать интегрированное изучение новых информационных технологий в рамках изучения различных предметов, а это значит, что все учителя должны владеть этими технологиями. Компьютерный класс не должен пустовать ни одной минуты, ни одного часа, он должен быть постоянно открыт и готов к интенсивной работе.
Итоги работы прошедшего учебного года – пища для размышления каждого руководителя образовательного учреждения. Есть те, кто действительно лидирует по всем направлениям, есть те, кто серьезно отстает. Если учреждение в течение нескольких лет топчется на месте, нет никаких сомнений, кто в этом виноват: все идет от первого лица и от администрации, которые задают тон и траекторию развития учреждения.
Комментарии