search
main
0

Успешность школы в руках коллектива

Министр образования Москвы Исаак КАЛИНА всегда участвует в съездах московских учителей. Его выступления ждут все и с интересом, и с замиранием сердца, и с надеждой. В каждом таком обращении к педагогическому сообществу – и оценки сделанного, и обнародование планов на будущее, и с этими планами связана судьба всего педагогического сообщества столицы, а поскольку, по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, путь, которым идет Москва, пройдут и все регионы России, то судьба и всего педагогического сообщества страны. В этом году Исаак Иосифович принял участие в работе пленарного заседания секции III съезда московских учителей, которую организовала и провела МГО Общероссийского профсоюза образования, выступил с докладом.

Я принял приглашение выступить на профсоюзной секции третьего съезда московских учителей с большой ответственностью и решил   поговорить об успешности школы.  Если бы я был не руководителем Департамента образования, не директором московской школы, не администратором московской школы, а учителем и лидером профсоюзной организации, то, наверное, ко многому из того, что  запланировал сказать, я отнесся бы как к  некоему рассказу о чем-то далеком, о будущем, которое мало имеет отношения к моей реальной учительской жизни в моей конкретной школе. Я начал искать какие-то мудрые афоризмы о будущем, чтобы начать с них выступление, и, конечно, нашел, но наткнулся на афоризм, который,  к сожалению для меня, профсоюзам  ближе всех остальных. Он звучит примерно так: «В сегодняшней перепелке мяса больше, чем в завтрашнем фазане». Я понимаю, что, конечно же, это так, но  есть еще два замечательных афоризма. Один из них: «Главное в этом мире  не то, где мы стоим, а то, в  каком направлении мы движемся». Поэтому, думаю, можно считать, что я говорю не о том, где мы стоим, а о направлении, в котором мы, надеюсь, вместе движемся. Другой афоризм, о котором тоже не могу не сказать: «Единственной преградой в осуществлении наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения». Мне очень хочется, чтобы этих сегодняшних сомнений у нас оставалось меньше, чтобы мы верили в свои планы, в то, что они обязательно сбудутся. Поэтому я предлагаю поговорить сегодня об успешности школы.Для начала нужно разобраться в предмете нашего разговора.  Авторы толковых словарей – и Ожегов, и Ушаков, и Ефремова –  на удивление, едины в понимании того, что «успех» – это: а) положительный результат, б) удача в достижении чего-либо, в) общественное признание. Этими же категориями можно описать и московский рейтинг школ, который в этом году был объявлен уже в пятый раз. Действительно, без реального  результата нельзя рассчитывать на необходимые баллы, а вхождение в первую половину рейтинга и  достижения  школы все чаще становятся общественным признанием ее заслуг. Именно поэтому рейтинг может служить, конечно, с определенной долей условности,  мерилом успешности школы.Так кому же школа обязана своей успешностью?Еще пять лет назад, не задумываясь, можно было бы утверждать, что процентов на 90 – директору. Вернее, его авторитету, настойчивости, связям. Ну если не он, то кто выбьет для школы статус лицея, гимназии, центра образования? А за статусом следовали повышенное финансирование, благородный флер элитарности и, правда, в качестве нагрузки первоапрельские костры и очереди к директорскому кабинету из просителей. Повышенный лицейско-гимназический норматив, да чего греха таить, и различного рода неформальные возможности, которые зачастую появлялись, давали директору ресурс для привлечения сильных учителей и материального стимулирования их качественной работы, благо в целом в  системе образования   зарплаты тогда были невысоки и директору было несложно быть благодетелем. Вот и молился весь коллектив на своего такого  директора, и, к сожалению, порой не потому, что тот Первый Педагог в школе,  хотя бывало и такое, а часто потому, что он «умел решать вопросы наверху».Но времена, как известно, меняются. Введение нормативного и формульного финансирования, которое выровняло экономические основы деятельности школ, внедрение электронных сервисов регистрации заявлений в первый  класс, искоренившее первоапрельские костры как позорное явление, списали функцию директора-выбивальщика в утиль за ненадобностью. Когда ресурсы распределяют по формуле, связи не помогут сделать для кого-то исключение или пририсовать к формуле лишнее выгодное кому-то действие.Вот так мерилом успешности школ стал рейтинг их вклада в качественное образование московских школьников.И настал в жизни школьных коллективов тот момент, когда все решают кадры, причем не отдельные звездные учителя, а коллектив в целом.Ли Якокка, человек, в свое время спасший от банкротства такие американские автогиганты, как «Форд» и «Крайслер», сравнивал персонал успешного предприятия с футбольной командой. Он писал: «…ребята должны играть, как единая команда, а не скопище ярких личностей». В приложении же к школе было бы справедливым, пожалуй, говорить все-таки о  команде как минимум заметных личностей.Посмотрите параметры рейтинга. Ведь, по сути, интегрально оценивается работа всех педагогов школы, включая и воспитателей дошкольных групп, и учителей начальных классов, и классных руководителей, и организаторов воспитательной работы, и психолого-логопедическую службу. Судите сами: высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ, отсутствие нарушений во время ЕГЭ и ОГЭ, успешные диагностики в 4-х и 7-х классах, перевод в первый  класс из дошкольных групп, участие во Всероссийской, Московской и метапредметных олимпиадах школьников, отсутствие правонарушений, формирование условий для комфортного и успешного обучения детей-инвалидов, создание развивающей творческой социокультурной среды. Разве могут одиночки обеспечить достижение высоких значений таких разноплановых показателей? Нет, конечно, только команда.Как же сформировать такую команду? На мой взгляд, существуют несколько ключевых принципов.Первый принцип – понимание всем коллективом целей и задач своей работы. Одно и то же дело можно выполнять с разным отношением к нему, вкладывать в этот труд разный смысл.Известная китайская притча рассказывает о мудреце, которого как-то раз ученики спросили, что он обычно делал в те времена, когда был таким же учеником, как они. «Рубил дрова и носил воду», – ответил тот. «А что вы делаете теперь, на вершине своей мудрости?» – «Рублю дрова и ношу воду. Но только если раньше мне приходилось это делать нехотя, внутренне злясь и сопротивляясь, просто выполняя приказ моего учителя, то теперь, когда учитель, которого я люблю, постарел и нуждается в моей заботе, мне в радость нарубить для него дров и принести воды. Ведь это уже не обязанность, а понимание». Вот и в школе должно быть понимание у каждого члена коллектива, что он делает и, главное, для чего и для кого он работает.Второй принцип – моральная и материальная отдача от результатов своего труда. И если морально российские учителя всегда могли быть  удовлетворены, благо ученики давали весомые основания для гордости, то материальная сторона явно не соответствовала вкладу учителей в укрепление науки, культуры, экономики, обороноспособности государства. Конечно, и сегодня хотелось бы иметь больше, но, надо согласиться, за последние 5 лет  наш город сделал многое для восстановления справедливости. Средняя зарплата учителя выросла на 80%.Еще несколько лет назад в московских школах наблюдался реальный кадровый голод – сегодня в системе общего образования вакансий практически нет. К учительской профессии возрос интерес и у выпускников школ – в этом году конкурс в Московский городской педагогический университет составил более 12 человек на одно место.В силу невысокого уровня зарплат учителям всегда сложно было отнести себя к среднему классу. Однако сегодня столичный учитель, поверьте,  воспринимается в обществе как достойный представитель среднего класса. Хотя педагогическая скромность по-прежнему не позволяет многим коллегам повысить свою самооценку и тоже отнести себя к представителям среднего класса.Третий принцип – это правильная расстановка кадров. Еще Вольтер писал, что «иной бесполезен в первом ряду, а во втором блистает». В приложении к сегодняшней ситуации эта фраза могла бы  звучать чуточку по-другому: «Иной тускнеет во  втором ряду, а на первом блистает». Посмотрите, сколько молодых талантливых директоров за последнюю пару лет выросло из вчерашних завучей и учителей, очень надеюсь, что из председателей профкомов школ. В прежние годы они были обречены десятилетиями довольствоваться своим статусом. Введенная в Москве аттестация кандидатов на должность руководителя открыла им возможность для реализации своих замыслов.Часто можно слышать, что директора боятся отпускать своих замов на аттестацию, дабы те их, как говорится,  не подсидели. Наверное, некоторые не очень умные директора, мысленно приватизировавшие школы и установившие крепостное право для своих работников, так и думают. Мудрые же понимают, что как минимум укрепляют свою команду, как максимум готовят пополнение для директорского корпуса Москвы. И то и другое делают в интересах московских семей, потому что, безусловно, это отражается на качестве образования. И кто знает, возможно, именами тех, кто сегодня идет на аттестацию, завтра пополнится когорта легендарных директоров московских школ. У команды же школы, кующей такие кадры, никогда не будет недостатка в талантах, стремящихся попасть в эту «кузницу» – кузнецы в России всегда были в почете.А боящимся непонятно чего директорам можно напомнить слова одного из признанных авторитетов в области стратегического управления Роберта Гранта: «Нанимая на работу человека умнее вас, вы доказываете, что вы все-таки умнее».Четвертый принцип  – это грамотное стимулирование работников. Сегодня стимулирующие выплаты могут служить действенным инструментом поощрения членов команды за достигнутые результаты. Главное в этом вопросе – реальность и значимость этих результатов.На заводе у Форда была группа сотрудников, которая получала зарплату за то, что отдыхала. Это была бригада ремонтников – они отвечали за бесперебойную работу конвейера. При расчете величины оплаты их труда учитывали только то время, когда конвейер не нуждался в их вмешательстве.Иными словами, материально поощрять должен результат, направленный на достижение цели. В этой логике вознаграждения достойны, например, не только педагоги, воспитавшие высокобалльников ЕГЭ, но и те, кто способствовал увеличению доли ребят, которые набрали от 160 до 189 баллов. Прекрасно понимая, каких колоссальных трудозатрат требует вытягивание некоторых из двоечно-троечного болота до уровня, позволяющего им претендовать на продолжение обучения, со следующего года показатель количества набравших 160-189 баллов мы будем оценивать и при составлении рейтинга московских школ.Пятый принцип – ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело. Сегодня школьный коллектив освободился от многих рычагов управления (а порой, можно сказать, и манипулирования) департамента. Действительно, финансирование стало формульным; аттестацию на должность руководителя проводят посредством машинного тестирования и коллегиального обсуждения в режиме прямой трансляции,  аттестация педагогов в школах Топ-300 проводится внутри самих школ; зарплату директора рассчитывают по формуле; публичную же оценку, выражавшуюся в недавнем прошлом похвалой или разносом школы заведующим роно или начальником окружного управления, теперь реализуют в виде рейтинга. В основе всего, что окружает школы в области управления, лежат формулы. Не во власти департамента добавить или отнять деньги, улучшить или ухудшить место в рейтинге. У департамента остаются лишь две функции: выработка правил, общих для всех, и мониторинг их соблюдения. Все остальное – у коллектива школы.Департамент и его структуры сегодня делают только то в системе образования, что они обязаны делать, а вот школа и ее коллектив это делать не обязаны. Никакой лишней опеки над школами нет и уже не будет. Настал этап, когда школы начинают понимать и принимать логику своих, между прочим зачастую совместных, действий без оглядки на «дядю» в лице департамента, дирекции, МЦОП и прочих структур.Но при этом у школы вместе со свободой, конечно, появляется еще и 100-процентная ответственность перед городом за качество своей работы.И школы это понимают. Это видно даже по терминологии. Заметьте, как она изменилась. Если в предыдущие годы, когда в системе господствовали иждивенческие настроения, и школы были зависимы от департамента и его структур, про финансирование говорили: «Мы получили», иногда даже говорили: «Мы выбили», «Мы добились». Сейчас говорят:  «Мы заработали», даже когда речь идет о бюджетной субсидии на выполнение государственного задания. И такое отношение справедливо: если школа и ее коллектив работают настолько хорошо, что туда идут дети, то объем бюджетного финансирования, который следует за детьми, школа именно заработала. Поэтому и отношение к заработанному более ответственное, ведь это не манна небесная, не чья-то подачка, а результат коллективного труда.Отсюда, я уверен, и начинающаяся, и точно будущая  нетерпимость к «вредоносным», как бы грубо это ни звучало, членам коллектива. Ведь безответственное отношение таких работников к делу, откровенная халтура, отсутствие уважения к ребенку вызывают не только абстрактную эмоциональную оценку, но и подтверждаются вполне конкретным низким уровнем измеряемых показателей их деятельности, что негативно сказывается на качестве работы школы в целом, а значит, и на ее привлекательности для москвичей, а значит, и на бюджете этой школы.Ответственный коллектив – это сегодня основа эффективной деятельности не только школы, но и как следствие всей системы образования города.Появившиеся образовательные комплексы, где реализуют программы разного уровня сложности для детей с разной мотивацией и состоянием здоровья,  где создают условия, обеспечивающие ребятам общее детство, – это заслуга ответственных коллективов, их вклад в консолидацию общества в мегаполисе.Возросшее качество образования, свидетельством которого стали показатели рейтинга школ Москвы, – это тоже заслуга коллективов. Что интересно: сегодня школа, находящаяся на 300-м месте рейтинга, демонстрирует результаты грантополучателя – обладателя 170-го места в рейтинге 2012 года по сравнимым показателям!607 школ подготовили призеров и победителей городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, а 181 школа – призеров и победителей заключительного этапа. Нужны ли еще какие-то пояснения и комментарии, если участие в олимпиадах перестало быть уделом нескольких десятков элитных образовательных организаций? В 2015 году своими победителями и призерами городского этапа могут гордиться 90% московских школ!Но успокаиваться на достигнутом невозможно. Коллектив школы должен быть заинтересован в том, чтобы все члены команды «рубили дрова и носили воду», как в китайской притче о мудреце, не в силу обязаловки, а в силу понимания своей миссии. Отсюда вытекает стремление самой школы к постоянному повышению квалификации и саморазвитию педагогов.Желание достижения еще более высоких показателей качества образования – вот чем должны жить школьные команды. Повторю, много выпускников-220-балльников – это замечательно, для них открыты двери большинства столичных вузов. Задача, чтобы не осталось ребят, которым не был бы под силу 160-балльный рубеж. Право на успех в жизни должно быть у каждого нашего ученика вне зависимости от его социального статуса и состояния здоровья.Конечно же, в работе школы должна усиливаться и воспитательная составляющая. Здесь хотелось бы отметить важный момент. Мы понимаем, что миссия школы состоит в воспитании человека, полезного для страны, города, своей семьи и самого себя. А для этого необходимо главное качество, которым должен обладать наш выпускник, – чувство ответственности за свободу, которую он имеет. Но так уже сложилось, что любая воспитательная система помогает воспитанию только таких качеств, которыми сама обладает. В этом смысле современные солидные школы со значительным бюджетом, правами, самостоятельностью и как следствие ответственностью  в гораздо  большей степени располагают ресурсом для того, чтобы на собственном примере воспитывать ответственность в своих учениках.И коллективы (подчеркиваю, именно коллективы!) понимают, что процесс воспитания осуществляют в школе каждое мгновение, на каждом уроке и перемене, все без исключения участники коллектива, а не только классные руководители, и не строгими и зачастую бесполезными назиданиями, а поведением членов команды, их позицией по тем или иным вопросам, отношением к людям, поступкам или явлениям, собственным внешним видом, наконец.Классные же руководители сегодня становятся в коллективах одними из ключевых фигур образовательного процесса, поскольку выполняют важнейшую функцию – функцию интегратора всех воспитательных воздействий. Они основное связующее звено между школой и семьей, школой и всем тем огромным миром, который окружает ученика вне школьных стен. Жаль, что не все школы это учитывают в своих системах оплаты труда.Но, говоря о команде, важно не замыкаться только на коллективе школы. Органы государственно-общественного управления, управляющие советы  – это тоже члены команды, способные привнести в деятельность школы свой опыт, знания, связи, расширить для ребят рамки школьной программы за счет сотрудничества с вузами, организациями науки, культуры, бизнеса. Вот почему далеко не праздный вопрос, кого избирают или кооптируют в состав управляющего совета, насколько способен тот или иной кандидат внести свой вклад в достижение школой успеха, насколько его социальный статус позволяет усилить авторитет школы в обществе, привлечь внимание к школе в публичном пространстве, дать ускорение процессам взаимодействия школы с внешним миром и использования ресурсов внешнего мира для развития школы и создания условий для обеспечения ее ученикам достойного уровня образования.Часто, характеризуя изменения в системе образования, цитируют известный китайский афоризм: «Не дай бог жить в эпоху перемен». При этом критики забывают или сознательно умалчивают его продолжение: «…если не можешь ими воспользоваться». Недаром в китайском языке слова «проблема» (в общественном сознании это всегда спутник перемен) и «возможность» обозначают одним иероглифом.Решение возникающих проблем и реализация имеющихся возможностей под силу только сплоченному коллективу, команде с общей корпоративной культурой, если говорить языком теории управления.За пять лет школы сделали очень многое. Впереди – новые задачи, новые этапы. Цель же остается неизменной – создание условий для успешности юных москвичей. Но для этого они должны учиться в успешной школе, чего я всем желаю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте