Ощущение праздника и ожидание волшебства. Пожалуй, именно эти чувства переполняли и детей, и взрослых – всех участников и победителей финала Второго Всероссийского конкурса «Успешная школа», собравшихся 14‑15 декабря в актовом зале столичной школы №1520 имени Капцовых. Примечательно, что в этот раз в конкурсе приняли участие также 29 школьников со 2‑го по 11‑й класс. Дети задавали всему мероприятию особенное, приподнятое настроение. У взрослых свое видение мира, а дети подмечают то, что может оказаться незаметным для педагогов. И только объединив свои силы, школьным командам под силу покорить любые вершины. Профессиональных конкурсов в образовании сейчас немало, они разные по направленности и масштабности. Однако именно конкурс «Успешная школа», который проходит при поддержке Комитета по образованию и науке Государственной Думы, Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации и Агентства стратегических инициатив, практически единственный из существующих показывает работу в команде, демонстрирует, что только сообща закладывается умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и сотрудничать, находить компромиссы и решать проблемы…
– Каждый раз на конкурсе я жду открытий, и они случаются. Я вижу здесь потрясающих людей, знакомлюсь с их уникальными методиками. Я надеюсь, что и на этом конкурсе будут открытия, вернее, они уже есть, вы и есть настоящее открытие для нас. Вы смогли пройти в финал, а ведь свои заявки на участие прислали более 3 тысяч школ. Каждая школа, на мой взгляд, – это хор, и как он будет звучать, зависит от каждого из вас. Я убежден, что успешная школа – это та, в которой хорошо всем – детям, учителям и их родителям… В этом году мы решили, что никто не останется без наград. Будет пять золотых победителей, а еще пять серебряных и пять бронзовых, – отметил Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты». С приветственным словом к школьным командам выступила заместитель министра образования и науки России Татьяна Синюгина, отметившая, что ценность конкурса состоит в том, что он позволяет увидеть всю палитру успешности, лидерских результатов школ из самых разных регионов нашей страны.- Говоря об успешности, трудно четко определить, какая школа является успешной, а какая – нет, очень важны атмосфера, климат образовательного учреждения, многое зависит от руководителя, от педагогов, вообще от каждого, кто работает и учится в школе. …«Успешная школа» отличается от всех других конкурсов прежде всего тем, что в этом состязании участвует не один представитель, который был выдвинут или стал победителем на том или ином этапе, а целая команда, – подчеркнула Татьяна Юрьевна и пожелала всем «открытий и откровений».Перед конкурсантами также выступили сопредседатели жюри – абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 учитель истории и обществознания Илья Демаков и заведующий кафедрой психологии личности МГУ, советник ректоров НИУ «Высшая школа экономики» и Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Александр Асмолов.- Для меня успешная школа та, в которой не обязательно легко, но, главное, интересно работать, школа, в которой представлены разные формы диалога. И сейчас, определяя лидеров, важно увидеть те школы, которые не только представляют свой опыт, но и не боятся поднимать важнейшие вопросы нашего образования, – считает Илья Демаков.- И опять конкурс, и опять он проверяет смыслы и мотивы, определяет, куда двигаться дальше. Знаете, чем умный человек отличается от мудрого? – обратился Александр Асмолов к участникам конкурса. – Умный всегда найдет выход из трудного положения. А мудрый человек сумеет избежать трудной ситуации. Так вот, успешные школы – это школы, умеющие управлять рисками…Как и в прошлом году, жеребьевка прошла в форме путешествия по любимым местам столицы. От того, кликнешь на фото МГУ или на монумент «Рабочего и колхозницы», зависело, когда школьная команда выйдет на сцену представлять свой образовательный опыт… Номер первый достался Новинской средней школе из Нижегородской области, и сразу же на экране возникли сцены из фильма «Возвращение Будулая», зазвучала незабываемая нежно-трогательная мелодия Валерия Зубкова, которую он написал специально для этого фильма. Именно в этой школе учатся более 10 процентов детей из цыганских семей, в которых зачастую родители не умеют ни писать, ни читать. Пожалуй, главный девиз этой школы: «Школа для всех». «Не важно, пришел ты в школу пешком или приехал на дорогом лимузине, не важно, играешь ты в шахматы или мечтаешь о звездах, тебя здесь ждут» – эти слова из видеосюжета надолго остаются в памяти зрителей. Здесь сама среда развивает, а педагоги убеждены: только тот учитель, который развивается, способен увлечь своих учеников. Поэтому вся команда вместе с директором Ириной Сатаевой постоянно выезжает на стажировки, а также приглашает к себе известных на весь мир специалистов в области образования. Здесь реализуется проект «Школа в школе» по профессиональному и личностному развитию педагогов, а также замечательный проект «Улыбаемся на одном языке». Учителя и ученики тут учатся друг у друга…Команда школы «Иннополис» из Республики Татарстан убеждена: «Ученик не сосуд, а факел, который нужно зажечь». В черном ящике, интриговавшем зрителей все время выступления, была спрятана лампочка, символизирующая факел.Команда средней школы №2 села Приволжье Самарской области вышла на сцену в полном составе да еще с боевым роботом. Здесь уверены: успешная школа – это школа, где реализуются современные технологии. С 2011 года школа является региональной площадкой по робототехническому направлению в Самарской области. Помимо этого школа №2 – сетевой профориентационный центр научно-технического творчества. Ребята тут занимаются не только робототехникой, но и исследованиями в области астрономии и нейропрограммирования. Самое главное – школа обладает всеми необходимыми кадрами и ресурсами, чтобы школьники увлекались научно-техническим творчеством, разрабатывали свои амбициозные проекты.Чернореченская средняя школа из Оренбургской области второй год подряд приезжает на конкурс «Успешная школа». Ее девиз: «Нет образовательных провинций». Здесь не боятся и умеют работать с ребятами из группы риска. К успеху тут идут целенаправленно и упорно, шаг за шагом. В школе действуют 7 образовательных площадок, среди них «Пушкинский дворик». К творчеству классика особое отношение, в школе даже создан филиал музея «Капитанская дочка». Особым успехом в школе пользуется проектная работа, так, здесь запущены проекты «Безопасная среда», «Готовимся к экзаменам вместе», «Путешествуем вместе». В Чернореченской школе реально работает ученическое самоуправление, одна из важных заслуг ребят – введение пятидневки, даже референдум за пятидневку проводили!Вдохновляющим было выступление команды центра образования №28 с углубленным изучением иностранных языков из Владивостока. Трое взрослых и двое детей – одиннадцатиклассница Александра Сицко и семиклассник Екоряшин Леша на сцене держались молодцом, и это несмотря на длительный перелет и разницу во времени.- Мы учим наших детей жить в поликультурном пространстве, – подчеркнула директор школы Светлана Соколова, в школе, кстати, изучают два иностранных языка – корейский и английский, а еще занимаются активной волонтерской деятельностью, реализуют экологические проекты.- Мы спасаем амурского и уссурийского леопардов, – рассказала Александра Сицко.- Успех приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его ждать, процитировала слова известного писателя Генри Торо Светлана Викторовна и поделилась сокровенной мечтой: – Очень хотим наконец-то переехать в новое здание школы, и нашим детям, и нашим идеям в старом стало тесно…Все команды, не договариваясь, выработали свой неповторимый стиль в одежде. Особенно запоминающимся и колоритным он получился у средней школы №1 станицы Динской Краснодарского края – зеленые жилеты в клеточку и цветок подсолнуха. Таким же ярким, как и костюмы, было и само выступление. В видеосюжете команда показала и свою замечательную страницу, и свою школу. А еще перед зрителями показалась и сама Екатерина II, которая и заселила благодатный Краснодарский край казаками, таким образом открыв новую славную страницу в истории Кубани. Кстати, в честь Екатерины Великой при участии ребят был разбит Екатерининский сквер.…Свою школу команда называет школой реальных дел. Среди интересных проектов школы – «Сохраним говоры», «Летопись реальных дел» и многие другие… Главная технология, которая и привела к успеху образовательное учреждение, – это технология образовательного события.Свое выступление липецкая школа №51 начала с виртуального путешествия по школе. Здесь выходит журнал «Школьный мир», его редактор – директор школы Светлана Бедрова. Главной миссией школы Светлана Бедрова считает необходимость создать ситуацию успеха каждому ученику. На базе школы работает центр дополнительного образования детей и взрослых «Аист». В школе также открыт музей народного быта. Кстати, тут разработаны 27 вариантов индивидуальных учебных планов для старшеклассников, так что каждый ученик может выбрать ту модель профильного образования, которая поможет ему в дальнейшем определиться с выбором профессии.- Очень многие детские беды вырастают из низкой родительской ответственности, – убеждена команда средней школы №35 с углубленным изучением иностранного языка Санкт-Петербурга.Успешное родительство – основа успеха школы, – говорит директор школы Оксана Кусок. – Поэтому мы в своей школе и создали службу сопровождения для родителей. Педагоги школы активно помогают родителям в разрешении конфликтов с детьми, ну а главная наша задача – построение гармоничных отношений.Команда ремонтненской гимназии№1 из Ростовской области порадовала зрителей своим ярким эмоциональным выступлением, а также прекрасными вокальными данными представителя родителей школы Татьяны Семченко. Особенно запомнился видеосюжет с красивой легендой о полевых тюльпанах. Оказалось, что эта гимназия была первой сельской гимназией в Ростовской области.- Участие в конкурсе для нас одно из важнейших событий этого года, – говорит директор гимназии Людмила Гончарова. – Это хорошая возможность и себя показать, и перенять лучший опыт у других.Команда Голицынской средней школы впечатлила своим выходом на сцену в сопровождении курсантов Голицынского пограничного института ФСБ. Директор школы Ольга Яковлева поделилась со сцены секретами успеха школы, заявив, что очень важны пять основных шагов: постановка четких целей, применение эффективной образовательной технологии, анализ и корректировка целей и рефлексия на заключительном этапе. Команда гимназии №1 города Грозного Чеченской Республики вышла с охапкой разноцветных шаров, которыми, как своими яркими эмоциями и прекрасным настроением, поделилась с сидящими в зале. По единодушному мнению команды, успех школы заключается в опоре на традиции, на преемственность поколений. Это тот фундамент, на котором стоит образование. Сочетание традиций и инноваций помогает достичь невероятных успехов. И, разумеется, в деле воспитания и образования не обойтись без помощи родителей.Команда средней школы №13 Обнинска Калужской области рассказала, что школе уже 33 года, за это время она накопила уникальный опыт работы, и прежде всего с одаренными детьми. Кстати, ребята тут изучают три иностранных языка – французский, английский и немецкий…Команда средней школы из поселка с загадочным названием Эдиссия Ставропольского края выбрала своим корпоративным стилем красно-бордовые костюмы. Здесь особенное внимание уделяют этнокультурному образованию. Ведь большинство учеников школы и жителей поселка – армяне, которые свято чтут свои язык, культуру и традиции. Директор школы Татьяна Муратханова рассказала, что в образовательном учреждении создан армянский музей, который постоянно пополняется новыми экспонатами.Выступление команды средней школы №5 города Кумертау запомнилось золотыми лепестками цветка курултая. Кстати, ученики школы записали свое видеообращение к главному редактору «Учительской газеты» Петру Положевцу, в котором предложили финал «Успешной школы» в 2018 году проводить на базе их родной пятой школы.Команда Воткинского лицея из Республики Удмуртия рассказала о тьюторском сопровождении старшеклассников, а также о своем опыте обучения иностранных студентов в рамках программы AFS.- Общаясь с иностранцами, мы лучше понимаем плюсы и минусы своего родного российского образования, – считают члены команды лицея.Во второй день прошло еще одно очное испытание – круглый стол на тему «Навыки XXI века: школа будущего формируется сегодня». Модераторами круглого стола были главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и редактор сайта «УГ», заместитель главного редактора Анна Данилина. Петр Григорьевич предложил участникам состязания перечислить навыки, которыми, на их взгляд, должен обладать ученик будущего. В основном высказывались директора школ, они предположили, что новое поколение детей будет креативным, конкурентоспособным, среди важнейших умений будут профессиональная и территориальная мобильность, предпринимательские навыки, экологическое мышление и способность к самоорганизации. Любопытно, что представитель ремонтненской гимназии №1 заявил, что ребята должны обладать чувством «хорошей наглости», а потом пояснил, что значит быть конкурентоспособным. Представитель петербугской команды отметил, что ученик будущего прежде всего должен быть стрессоустойчивым человеком. Чаще всего участники круглого стола называли навыки, связанные с информационным полем: медиаграмотность, умение ориентироваться в мире информации.На вопрос, нужно ли эти навыки прописать в рамках стандартов, педагоги отвечали по-разному. Одни были убеждены, что все уже закреплено в существующих ФГОС, другие говорили, что стандарты вызывают недоверие у учителей. Говорили на круглом столе и о том, каким станет педагог будущего – творческим, интересной личностью и при этом не зарабатывающим дешевую популярность у учеников.Кто же должен учить учителя? Директор Светлана Соколова из Владивостока отметила, что в ее школе педагоги не слишком доверяют институтам повышения квалификации. А в первую очередь учатся друг у друга, посещая уроки учителей-профессионалов и в своем городе, и в других городах России. Ирина Гонышева, директор школы села Черноречье, убеждена, что системе подготовки педагогов нужны изменения, при этом важно, чтобы каждый учитель мог выбрать собственную траекторию профессионального развития. Школьные директора подчеркнули также важность профессиональных конкурсов, таких как «Учитель года России», «Директор школы» , «Успешная школа». Была также озвучена идея организовать аналог ординатуры для молодых педагогов, которые бы проходили практику в школе за счет бюджета. И наконец ключевой вопрос круглого стола – какой представляют себе конкурсанты школу будущего. Представитель команды «Иннополиса» считает, что в школе будущего каждый ученик должен иметь возможность для раскрытия своего внутреннего потенциала. Член команды Воткинского лицея видит школу будущего школой выбора и индивидуализации. Кстати, многие конкурсанты высказались за то, чтобы в будущем отказаться от классно-урочной системы.Круглый стол продолжался практически около трех часов и получился насыщенным и интересным, примечательно, что коснулись и зарубежного опыта, особо педагоги выделили финскую систему образования как ориентированную на успех каждого ребенка и даже вспомнили о школе волшебников Хогвартсе.Пока продолжался круглый стол, детская команда тоже не сидела без дела. Ребята готовили свою презентацию о том, какой они видят школу будущего. При этом они обратили внимание на три важных момента: как будет выглядеть эта школа, какими будут в ней условия и, разумеется, содержание школьной программы. Особый акцент дети сделали на пятидневке, суббота – для интересных дел и проектов! Готовить презентацию ребятам помогала директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ профессор Катерина Поливанова.В этом году партнерами конкурса «Успешная школа» стали группа компаний «Просвещение», издательство «Русское слово» и просветительский проект Эколокласс.Рф.Группа компаний «Просвещение» в сфере образования уже почти 90 лет, это ведущее учебное книгоиздание страны. Примечательно, что «Просвещение» активно поддержало конкурс «Успешная школа» и вручило подарки самым юным участникам – школьникам – подарочные книжные издания и современные гаджеты для мобильных устройств.- Я рада вас поздравить с победой, – обратилась к участникам конкурса региональный директор издательства «Просвещение» Марина Крутова. – Школьные команды показали нам сейчас свои оригинальные образовательные технологии, эффективные способы достижения образовательных результатов. Участники конкурса поделились своими идеями о том, какой будет школа будущего, как изменятся первоклассники к 2030 году и каким должен быть учитель, работающий с ними. Главный же вывод, который мы здесь сделали, – современная школа должна создавать все условия для раскрытия талантов и способностей каждого ребенка, помогать ему в профессиональной ориентации с раннего детства.От издательства «Русское слово» каждая команда-участница получила в подарок исторические словари для школьников и сертификаты на приобретение книг издательства.Оригинальный подарок победители получили от координатора проекта «Экокласс» Эльвиры Зинатуллиной и пресс-секретаря движения «Эка» Евгении Савиной. После насыщенного и эмоционального выступления академика РАО Александра Асмолова «Учить учиться: образование как институт развития личности» в торжественной обстановке были названы победители, серебряные и бронзовые призеры «Успешной школы»-2017.Свои подарки вручила и «Учительская газета». Все ребята получили медали «Успешному ученику успешной школы» и умные часы, а команды «золотых» призеров гранты по 100000 рублей- Конкурс завершился, но вы с нами будете всегда, пока жива «Учительская газета», – обратился к участникам мероприятия главный редактор Петр Положевец… Читайте в следующем году очерки о том, как каждая из 15 школ добилась успеха.Вадим Мелешко (фото)
Комментарии