Я долго думала и размышляла после прочтения письма «Качество управления против качественного образования», подписанного Иваном Бузиной. После серьезных размышлений все же решила высказать свое конкретное мнение и отношение. Это моя гражданская и профессиональная позиция.
Наверное, у каждого директора, который ознакомился с письмом Бузины, первоначальная реакция эмоционально-положительная – да, это все про нас, все вроде бы правда! Хочется себя пожалеть, мол, действительно, работать стало непросто, но если проанализировать основательно все тезисы, то четко просматривается нежелание автора жить и работать принципиально по-новому, элементарно в ногу со временем.Может ли нормальный руководитель управлять образовательной организацией, в которую входит 5-7 зданий, и не надо тратить неделю на объезд этих зданий? Поверьте моему опыту, может. С 2008 года в школе, которой я руковожу, изначально было два здания, с 2011 года прибавилось еще здание детского сада. Никаких управленческих проблем я не испытывала, грамотное сочетание вертикального и горизонтального управления, правильная расстановка управленческих кадров на местах позволяют эффективно реализовывать образовательную программу организации в целом и, безусловно, в конкретных направлениях. Кто-то скажет, что три здания – это не семь. Да, меня всегда интересовал аналогичный вопрос, я его задала на «Директорском клубе» коллеге по цеху – директору образовательного комплекса №1101 ЮАО Нине Варлен. Спросила напрямик: «Тяжело руководить таким комплексом?» «Не тяжело, но сложно!» – ответила мне коллега. Это пример успешного комплекса и успешного руководителя, который не скрывает, что сложно. А что, одной школой руководить было просто? Вспомним роман Ю.Полякова «Работа над ошибками», еще три года назад я в герое этого романа узнавала себя, а сегодня все по-другому. Современная действительность меняется так стремительно, что, к сожалению, мы иногда не успеваем за временем, а автор письма хочет, видимо, время остановить. Но если, увы, не успеваем, значит, надо дать дорогу молодым, грамотным и креативным, я думаю, образование от этого только выиграет.Скажу о рейтинге школ, о котором негативно отзывается автор письма. А что же в нем плохого? Мы живем в абсолютно открытом информационном пространстве, что плохого в том, что школа увидит себя в рейтинге? Возможно, учителю и необязательно знать это место. Творческий педагог и с рейтингом, и без него качественно выполняет свою работу, стремится увидеть результат своего труда в своих учениках, откуда черпает свое вдохновение и получает удовлетворение. Но как управленцу, мне было чрезвычайно лестно увидеть школу, которой руковожу, в Топ-400, это лучший бонус для директора! Я не лукавлю, это удовлетворение от своего труда, от работы команды, которой вы управляете. Что плохого в том, если в работе появляется азарт, что коллектив чувствует себя конкурентоспособным в мире современного образования? Такое впечатление, что не хотят видеть рейтинг те, кто не желает что-то изменить, чтобы подняться, а меняться надо. Кстати, о критериях рейтинга: по большому счету какая разница, какие критерии используют, ведь мы же сами все про себя знаем. Если по всем направлениям показываем достойные результаты, то обязательно попадаем в список лучших школ. Возможности сейчас у всех одинаковые, и это важный момент, о котором умалчивает автор письма. Поэтому, коллеги, будем требовательны в первую очередь к себе! Как в старой доброй песне: «Первым делом самолеты…», ну а остальное все потом… Скажу еще об электронных базах, куда, со слов автора, нас отправил «тонуть» Департамент образования. Сотрудники вверенной мне школы, занимающиеся данными электронными базами, ознакомились с письмом и обсудили его. Реакция была первоначально такая же, как у коллег директоров, сначала себя пожалеть… На самом деле при отлаженной системе распределения функциональных обязанностей, при своевременном обучении сотрудников на необходимых курсах повышения квалификации (а сейчас это возможно дистанционно, без отрыва от производства) все требуемые электронные базы заполняют в срок и без ошибок. Появление новых электронных хранилищ не настораживает, оно всегда имеет логическое объяснение, для реализации каких целей и задач создается. Например, мне показалось логичным, что «Облачные кадры» будет использовать Пенсионный фонд, в перспективе, полагаю, это облегчит нам всем оформление пенсии. Я бы не стала называть то, чем мы занимаемся, электронным ворохом, а уж тем более мусором, это совсем не про нас, впечатление, как будто мы с Бузиной из разных систем образования. Электронный документооборот, электронный журнал, дневник, электронное портфолио учителя, ученика, сайты школы, сайты классов – это то, что наполняет жизнь и современного учителя, и учащегося, а также родителей наших школьников. Умение использовать электронные базы – необходимое условие для всех участников образовательного процесса.Не надо забывать, что мы работаем по новому Закону «Об образовании в РФ» только с 01.09.2013 г., не стоит обвинять коллег из Департамента образования и других смежных организаций в недостаточно эффективной организации планирования в сборе информации. Если мы владеем информацией, то можем ее представить по любому запросу.Я не соглашусь с автором письма, с его тезисом о ротации кадров в директорском корпусе. Да, действительно, многие мои коллеги после реорганизации стали руководителями структурных подразделений, заместителями директоров образовательных комплексов, кто-то стал начальником округа, а это еще большая степень ответственности и другой уровень управления. Общаюсь с коллегами, слышу позитивные рассказы о работе, ощущение удовлетворенности. Приведу пример: Константин Бодров работал успешным директором школы №228, после реорганизации он заместитель директора гимназии №1540. Масштаб работы ему нравится, появилась возможность реализации задуманного в старшей школе, особенно увлеченно он рассказывает, что дети перестали уходить после 9-го класса, все необходимые профили выбирают у себя в школе. Своей деятельностью и востребованностью Бодров удовлетворен, и я искренне рада за коллегу. Никого не увольняли, никого не пугали. Может, это нам так повезло – директорам ЦАО? Но, думаю, что автор письма все же преувеличивает. Написал Бузина и об аттестации директоров. Не знаю, как для него, но для меня и моих коллег электронное тестирование – интересная процедура, которая вызывает определенный азарт. Мы много обсуждаем, охотно делимся друг с другом, если кто-то чего-то не знал, иногда даже шутим. Но тем не менее мы все понимаем, что надо четко ориентироваться по всем тематическим блокам и элементарно заниматься самообразованием. Автор письма попытался испугать читателя терминологией и различными аббревиатурами, понятными нам, директорам, и нашим коллегам в школе. Но ведь в каждой области деятельности есть своя профессиональная терминология, которая может быть непонятна представителям других сфер. Не надо бояться конкурсного отбора на должность директора образовательной организации. Мы все знаем, что любая востребованная на рынке труда компания всегда рассматривает несколько кандидатов на ту или иную вакансию, выбирает по резюме и собеседованию, и не по одному, а по нескольким. Так почему в столичном образовании должно быть по-другому?Изменился мир вокруг нас. Мы тоже изменились. Никто не говорит, что проблем нет, они есть. Хочу закончить свое письмо цитатой из статьи директора школы №2006 Веры Илюхиной, которая мне пришлась по душе, из того же номера «Учительской газеты»: «…Жизнь быстротечна, и так же быстротечно все в ней меняется. Только тот, кто способен поспевать за временем, кто мобилен, кто тверд в приеме решений и храбр в их претворении, только тот может смело назвать себя современным, а значит, привлекательным для многих и успешным для себя».Татьяна КАРАЧАРОВА, директор ЦО №1496
Комментарии