search
main
0

Успешен и общественно значим. Какой учебник нужен сегодняшней школе?

Чтобы ответить на этот вопрос, с ним нужно познакомить не только учителей и детей, но и родителей. Это всегда учитывали и учитывают руководители проекта «Правовое образование в школе». Более шести лет назад они предложили ряду пилотных школ использовать в качестве эксперимента свои первые учебные пособия.

Увлеченные таким экспериментом, педагоги настолько увлеклись, что тут же на основе предлагаемого материала и заданий начали создавать свои собственные разработки уроков. Впрочем, такое стало возможным только после того, как они побывали на нескольких семинарах, организованных проектом. В результате многие учителя стали чуть ли не соавторами тех первых учебных книг по праву.

Такая проверка на «прочность» и пригодность новых учебников стала здесь традицией. В прошлом учебном году это направление проекта продолжалось. На этот раз проходила апробация учебного пособия «Общество и я» серии «Начала права» для 6-го класса. В работу включились одиннадцать учителей из разных регионов страны: В. Алексеев, г. Чебоксары; О. Бондаренко, г. Волгоград; С. Бурдина, г. Тольятти; С. Венедиктова, г. Кропоткин; В. Гугуева, г. Каменск-Шахтинск; А. Ивонина, г. Рязань; Н. Яковлева, г. Ижевск; Н. Мирошникова, г. Каменск-Шахтинск; А. Карпова, Калужская обл.; А. Захаров и О. Лапшина, г. Козельск.

Учителя рассматривали новый учебник с разных точек зрения. Одни анализировали методический аппарат курса, предлагали свои варианты методических подходов к той или иной теме. Другие главное внимание обратили на его содержание. Третьи исследовали воспитательную сторону, посмотрели, как сами дети и их родители воспринимают этот учебник.

Нужно было также проверить, как ребята усваивают предлагаемый материал, как воздействуют на учеников методические приемы и подходы, помогают ли постижению темы, раскрытию проблем и задач. Проведенное анкетирование школьников показало, что благодаря изучению нового курса произошло изменение миропонимания подростков, у них появился интерес к праву, повысился уровень познавательной активности, изменились взаимоотношения ребят с родителями и со сверстниками.

Шестиклассники отвечали на такие вопросы: понравился ли предмет «Начала права», и что особенно в нем произвело на них впечатление? Интересно ли было на уроках? Что узнали нового? Что вызвало затруднения? Что хотелось бы узнать дополнительно? Что можно еще включить в курс? Как родители отнеслись к новому предмету? Из 46 учеников лицея №45 г. Кропоткина 46 считают, что курс интересный и полезный. Результатом его изучения они называют такие навыки, как умение общаться, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Части детей книга уже помогала в реальной жизни, они использовали конкретные советы, приведенные в ней.

Ребята писали также о том, что хотели бы и дальше получать знания о праве. Некоторые предложили изучать правила дорожного движения, а также международные документы по правам человека. Подростки хотели бы видеть в учебнике больше творческих заданий, викторин и тестов. Многие отметили, что и родителям тоже понравился новый учебник.

При анализе воспитательного воздействия учебника на учеников было установлено, что в результате прохождения этого курса дети стали добрее, толерантнее.

Учитель В. Алексеев из Чебоксар обратил внимание на методику учебника. Он анализировал его по таким направлениям: развитие навыков, умение обосновывать высказанный тезис, выдвигать гипотезы, интерпретировать, делать выводы. Учителя высказали свое мнение и о стиле, языке изложения материала. Он отмечен как практико-ориентированный, богатый новыми понятиями и терминами.

Владимир Алексеев вел дневник в течение всего эксперимента. Он считает, что отдельные темы сложны для детей этого возраста.

Исследовалась и структура новой учебной книги. Педагоги признали логичность материала. Темы излагаются в определенном порядке: от знания общих закономерностей развития общества к знаниям об основной составляющей этого общества – личности, ее психологии, умении жить в обществе, починяться его законам, выходить из конфликтных ситуаций.

По итогам апробации учебника, учителя высказали следующие рекомендации: сделать обложку книги более яркой и привлекательной, адаптировать сложные разделы в соответствии с возрастом школьников, выразить благодарность тем учителям, которые работали с пробным экземпляром учебника, создать дополнительно рабочие тетради, видеофильмы и наглядный материал, а также электронную версию его.

Этот отчет об итогах апробации учебного пособия «Общество и я» прозвучал на завершающем заседании консультативного совета, состоявшемся в июле.

Члены совета прослушали также сообщение о проведении тренинг-семинара по апробации электронной версии учебного пособия «Основы правовых знаний» для 8-9-х классов. Говорили об основных его характеристиках (поисковых услугах, графике и звуке, динамическом гипертексте, слайд-фильмах, зрительном ряде и др.).

Участники семинара проанализировали сильные и слабые стороны электронной версии пособия. К сильным сторонам были отнесены: наличие поисковых услуг, гиперссылок, сложных медиаобъектов, учебных тренажеров, продуманной структуры занятий.

На заседании консультативного совета были, кроме того, подведены некоторые итоги деятельности проекта «Правовое образование в школе». Отмечено, что за сравнительно короткий срок он продемонстрировал свою устойчивость и эффективность, открытость и доступность, а также основательность и глубину учебных пособий, семинаров и конференций.

Была сделана попытка проанализировать, как он повлиял на изменение сознания людей, которые в него вовлечены. По отзывам экспертов проект успешен и общественно значим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте