В Челябинске продолжается эксперимент по совершенствованию содержания образования в старшей профильной школе. В прошлом учебном году в десятых классах 17 городских экспериментальных площадок были открыты все рекомендуемые российским Министерством образования профили. Среди них наиболее популярными стали физико-математический, гуманитарный и технологический.
С чего это вдруг технологию полюбили современные дети, мечтающие в основном о карьере юристов да банкиров? – подумала я, когда прочитала эти строки из доклада В. Кеспикова, начальника управления по образованию Челябинска.
– А что тут удивительного? – Вадим Николаевич явно не понял меня. – Урал – рабочий край, “опорный край державы”. Эти слова наши ребятки слышат чуть ли не с рождения. Да вы поезжайте в 120-ю школу. Это городская экспериментальная площадка, без пяти минут лицей, на днях ей будет присвоен такой статус. Вы увидите в ней явный прообраз технологической профильной школы.
…Я раскрыла двери 120-й и буквально застыла у порога. Представьте себе большой, светлый, искусно отделанный деревом и с богатой росписью вестибюль. А справа – уголок отдыха, “весь покрытый зеленью, абсолютно весь”! В центре нежно, легко журчит… водопад. Я глазам своим не поверила, сунула палец – вода!
– Да у нас по всем этажам такие зоны отдыха, – смеется надо мной директор Марина Пашкова. – Вы в какую школу пришли? Вот и привыкайте к сюрпризам. Кстати, подчеркиваю особо – здесь все сделано руками самих учеников. Конечно, под руководством учителя технологии, почетного работника образования Петра Петровича Федянина.
– Ну то, что сделано, я бы даже сказала сотворено, с любовью и с явной творческой жилкой – это точно. Я вижу, над зонами отдыха трудились безусловно мастеровые руки.
– И души художников, – явно гордясь, снова подчеркнула Марина Юрьевна. – А растить их мы начинаем со второго класса. Пойдемте-ка дальше, и вы такое увидите…
И я увидела. Это как будто бы класс, но такой волшебный! То есть нет, это не класс – это настоящая русская изба – со ставнями на окнах, с наличниками, с коньком под крышей. А внутри – скамейки, то есть, тьфу, лавки ведь это… Ох, сразу видно, мало что в моей памяти осталось, не хватает знаний о русском быте, русской культуре. Стыдно, конечно… А вот за малышей, что учатся в этой избе, радостно. И даже очень. Ведь приходят они в школу из семей вовсе не богатых и малообразованных. Многие родители, честно говоря, совсем и не думают, как приготовить детей к жизни. Особенно к сегодняшней, такой “кусачей” (мало где бесплатно дадут профессию, социально значимую и душе интересную). Здесь дают. Бесплатно. Девочки становятся швеями, а мальчики – водителями категории “С” (грузового транспорта). Но это потом, в старших профильных классах. А в начальной школе главная задача: присмотреться к ребенку, почувствовать его интересы, рассмотреть и постараться развить в нем творческую жилку.
Итак, что делают, как воспитывают творческий взгляд на труд у самых маленьких? Прежде всего развивают мелкую моторику рук, поскольку она жизненно важна для формирования функций мышления, творческого в том числе. А для того чтобы учитель мог увидеть, почувствовать, разглядеть каждого ребенка, то есть чтобы, как говорит директор, “осуществить личностно-ориентированный подход к обучению творческой деятельности”, в 120-й школе класс делят на уроках труда на два модуля.
– Такая дифференциация по уровню достижений ученика обеспечивает наибольший учет индивидуальных возможностей ребенка и создает условия для его оптимального развития, – подхватывает разговор учитель технологии Татьяна Полторак.
С третьего класса у школьников уже начинается проектная деятельность и работа (пока еще фрагментарная, конечно) на компьютерах. В будущей профильной школе может пригодиться такой опыт 120-й, как интеграция уроков трудового обучения с формами дополнительного образования. Уже на ребят начальной школы здесь сориентировали несколько кружков прикладного творчества. В них дети осваивают технику оригами, изонити, пластилиновой живописи, выжигания по дереву, аппликации…
В начальной школе ведется и спецкурс “Основы графики”. Для этого даже специально оборудовали кабинет ручного труда. Знания, которые получают здесь малыши, им очень нужны, поскольку в среднем звене образовательная область “Технология” серьезно представлена таким предметом, как черчение.
Очень много работают руками и ребята среднего звена.
– Это как? – притворно ахнула я. – Бедные дети! И в 5-м классе мастерят?
– Да вы что? – округлила глаза директор. – Они это очень любят!
Самый популярный кружок, развивающий, кстати, и навыки конструирования, – это “пэчворк”, иначе говоря, лоскутная техника.
В среднем звене ведутся и такие спецкурсы, как “Семейная экономика”, “Твоя профессиональная карьера” и “Основы предпринимательства”. Хорошего предпринимателя ведь надо растить чуть ли не с пеленок!
В 8-9-х классах ведется допрофессиональная подготовка. У педколлектива накоплен целый портфель авторских программ.
– Только вы не подумайте, что это для нас самоцель, – Марина Юрьевна покачала головой. – Нет! Главное – дать возможность расширить поле вероятного профессионального самоопределения. Наши дети идут учиться и в сельхозакадемию, и в техникум легкой промышленности, и даже в медуниверситет. Я уже не говорю о естественно-технологическом факультете педуниверситета, чьей базовой школой мы являемся. Цель всех наших педагогов – сформировать у детей готовность к труду и выбору профессии.
– Ну ладно, предположим, я живу неподалеку от школы, потому и пришла сюда учиться, – продолжаю провоцировать я свою замечательную собеседницу, – но вот руки у меня все же не из того места растут. И мастерить я не хочу. Тем более что мне уже 15 лет, а за окном такая бурная жизнь.
– Нет уж, дудки, “не хотеть” не получится! Весь наш умный, талантливый коллектив приложит все усилия к тому, чтобы разбудить у вас любовь к труду и творчеству.
– И что? Я начну не просто шить, а шить хорошо?
– Обязательно. Ведь это так интересно. У нас создан театр моды “Надежда”. И вы непременно захотите не только смастерить себе наряд, но и продемонстрировать его на школьном подиуме. Станете раскованной, элегантной. А еще в школе придумали такое: на выпускной вечер каждая девушка шьет себе платье сама!
И “театр моды” и “фонтан-каскад” в вестибюле (куда я палец сунула), и “домик в русской деревне” (где малышня учится), а “новый наряд клумбы” (ой, я столько цветников вокруг школы ни разу не видела) – все это сознательно поддерживаемая проектная деятельность: коллективные проекты ребят, которые к тому же делают школу удобнее, ярче, выразительнее. Это абсолютно точно: у нее особенное лицо.
– Нет, мы ни в коей мере не хотим заимствовать функции профтехучилища, – отвечая на мой очередной провокационный вопрос, говорит Марина Юрьевна. – Мы просто повышаем конкурентоспособность своих выпускников, усиливаем степень их социальной защищенности. А ведь именно эта идея – одна из самых важных в концепции профильного образования.
Анкетирование выпускников, которое школа проводит с 1995 года, показывает, что 28 процентов девушек, закончивших 120-ю школу, работают по специальности “портной”, и абсолютно все выпускницы обшивают себя и свою семью, 41 процент юношей – водители на автобазах, в автоколоннах, 89 процентов управляют машиной в быту. Мамы всех этих молодых людей вспоминают школу добром, поскольку она сберегла здоровье их детей (им же не пришлось уходить в ПТУ, то есть в другие, “чужие” стены, испытать от этого стресс).
Сегодня в 120-й учатся 1100 детей. В этом году вопреки предсказаниям о снижении рождаемости набрано четыре первых класса! Столько же – выпускных десятых классов.
– Такая махина! Как вы думаете, можно ли перестроить ее работу в режим профильной школы? – спрашиваю я у педагогов, собравшихся в учительской на встречу со мной.
– Можно, – уверенно отвечают они. – У нас много наработок. Наши выпускники поступают на автотракторный факультет Южно-Уральского университета. Многие, как вы увидели, работают по профилям, предложенным школой. Пусть их пока только два, но, как говорится, лиха беда начало.
И я с ними согласна: все говорит о том, что 120-я сможет стать профильной школой. Она уже сегодня научилась работать с каждым ребенком в начальной школе, чтобы определить его интерес. Научилась давать прекрасные знания в средней. И профессионально ориентировать старшеклассников. Успехов вам, 120-я!
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Челябинск
Комментарии