search
main
0

Успехи в программировании: как перейти от спортивных побед к массовым достижениям?

Россия одержала победу на Международном студенческом чемпионате по программированию ICPC, прошедшем в Москве. В финале соревнования приняли участие более 350 программистов из 42 стран. Абсолютным чемпионом стала команда Университета Лобачевского из Нижнего Новгорода. «Золото» завоевали студенты Московского физико-технического института и санкт-петербургского университета ИТМО, а «бронзу» – команда Высшей школы экономики. Россия участвует в чемпионате с 1995 года. За это время российские студенты завоевали 33 золотые медали и продолжают непрерывную череду побед с 2012 года. В прошлом году чемпионами планеты по программированию стали студенты МГУ имени М.В.Ломоносова.

Как тиражировать подобные достижения, чтобы не штучно выпускать IT-гениев, а массово готовить лучших в мире программистов? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Алексей АЗЕВИЧ, доцент департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ:

– Все начинается с детства. Первые впечатления, первые идеи, первые желания. Они не только закладывают интерес, но и становятся отдаленным, низким стартом в профессию. Программирование в курсе информатики пока не занимает ведущую роль (если не говорить о классах с углубленным обучением). Нечасто встречается раннее изучение этого искусства (визуальное программирование в среде Scratch). Мало используются другие визуальные программные среды, например CoSpacesEdu. В старшей и средней школе не предусмотрено деление на группы по профилям обучения. Программа углубленного курса реализуется только со всем классом, в котором большая часть учеников не склонны и неспособны к такому режиму. Крайне редко школа популяризирует программирование, а загруженные до предела учителя информатики неохотно ведут дополнительные курсы.

Но, мне кажется, вполне возможно введение в школе дополнительного предмета «Программирование» по выбору учащихся.
Начать можно с начальной школы, с визуального программирования, постепенно усложняя и расширяя программу, которая должна носить прикладной и практико-ориентированный характер (робототехника, инженерия, VR, искусственный интеллект т. д.).

Мария ТИМЧЕНКО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021, учитель информатики и математики Агалатовского центра образования, Ленинградская область:

– Школьная олимпиада по информатике – главная возможность заявить о себе в международном сообществе будущих программистов. Подготовка к участию в ней – важнейшая задача как ученика, так и учителя. Ни одно «железо» и ни один алгоритм без человеческого потенциала и ресурса работать не будут. Поэтому первый шаг – организация курсов повышения квалификации для учителей информатики.

Следующий шаг – развитие конкурсного движения на разных уровнях (школьном, районном, областном). Программирование вызывает интерес и является популярным направлением в младшем школьном возрасте. Поэтому привлекать к подготовке можно с самого раннего возраста. Кроме того, нацпроект «Образование» дает возможность открывать IT-кубы, «Точки роста», обеспечивает соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Третий шаг – усилить возможности дополнительного образования при изучении разных языков программирования. Возможно, привлекать студентов для работы в системе дополнительного образования, чтобы стимулировать развитие предметной области.

Марат ТОКТАР, педагог дополнительного образования, заместитель директора центра дополнительного образования «Реальная школа», Воронеж:

– Гениев не может быть много, они изначально незаурядные люди, те, кто выделяется из общего ряда. Мы стараемся обучать всех, а по ходу движения к вершине происходит своего рода отсев. Понятно, что в крутых учебных заведениях, куда изначально идет отбор более талантливых, результативность выше. Обидно, когда все таланты забирает Москва. В данном случае хорошо, что в числе победителей оказалась команда из Нижнего Новгорода, это достижение позволяет понять, что должная поддержка оказывается не только столичным вузам. Хотя Нижний Новгород тоже город немаленький. Менее крупные города тоже нужно поддерживать, потому что в провинции много талантов. Если на местах таких ребят не найдут, они потом звездами не засветятся. Насколько эта поддержка достаточна – вопрос сложный. Правительством поставлена задача активно развивать прорывные технологии в IT-сфере. Выделены деньги, созданы соответствующие фонды и агентства. Появляются «Кванториумы», IT-кубы. Но кроме современного оборудования и дополнительного финансирования нужна система подготовки талантливых ребят, нужны кадры, которые эту систему построят. Молодые преподаватели, которые сегодня приходят в эти новые центры, сталкиваются с большими проблемами. Кроме профессиональных знаний им нужна педагогическая подготовка, а ее, как правило, нет.

Екатерина ЛИБЕРЦОВА, заместитель директора по информатизации, учитель информатики лицея №1, Петрозаводск:

– Олимпиадное программирование – это отдельный вид искусства, который нельзя сделать массовым. В театре есть великие актеры, которых знают страна и мир, а есть 1000 актеров, которые тоже талантливы, у которых есть свой зритель, просто о них громко не говорят. Олимпиадное программирование не дает быстрых результатов! Это определенный склад ума, упорный труд, многочасовое тестирование, а поколение современных подростков – это поколение быстрых результатов. А что касается развития программирования в целом, то здесь многое уже делается. Например, привлечение к программированию с младшего школьного возраста через курсы дополнительного образования, школы программирования в адаптированных средах. Это развивает логическое и алгоритмическое мышление. А для дальнейшего развития необходим уже достаточный уровень математики. И главный секрет высокого уровня олимпиадного программирования в РФ – это серьезная математическая подготовка, которую во всем мире считают слишком научной, перегруженной, далекой от жизни.

Ирина С., учитель информатики, Великий Новгород:

– Поздравляя победителей, все же хочется отметить, что это студенты крупных вузов городов-миллионников. Массово программистов нам не вырастить. Причина в том, что школы в российской провинции выживают за счет мизерных собственных бюджетов. В сельских школах скорость Интернета не позволяет секретарю раскрыть электронную почту, детям информатику объясняют не с помощью компьютеров, а по учебникам. В ситуации выбора – починить крышу в школьном здании или купить детям компьютеры – директор, конечно, выберет крышу. Без федерального финансирования IT-гении из малых школ так и не узнают о своей гениальности. А на региональные бюджеты надеяться нечего, так как большинство регионов небогаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте