Год учителя… Это замечательно! Правительство страны среди множества постоянных забот обратило внимание на передовой отряд российской интеллигенции, пристально присмотрелось к проблемам учительства, выразило готовность помочь в их решении, привлечь внимание общественности к одной из самых благородных профессий на земле.
Современный учитель… Каков он? Об этом говорят и пишут немало. Но думаю, что это понятие имеет два смысловых значения:
– учитель, работающий сегодня в школе, получивший высшее специальное образование в прошлом веке;
– учитель, обладающий профессиональными навыками, отвечающими сегодняшнему уровню образования.
В первом случае это педагоги, не владеющие в совершенстве современными учебными и компьютерными технологиями, но накопившие богатейший опыт педагогического мастерства.
Во втором случае это, как правило, молодые кадры, вооруженные современными методиками преподавания, компьютерной грамотностью, жизненной энергией, свежим взглядом на систему образования, но пока новички в школьных педагогических коллективах.
И хотя эти две категории учителей явно различимы, портрет современного учителя – это «собирательный образ».
Управление образования Северо-Западного округа и Методический центр попытались создать этот образ учителя в ходе социологического опроса 579 респондентов.
Результаты и анализ учительских анкет оказались очень интересными.
Как выяснилось, многие черты облика современного учителя типичны для этой профессии:
– доминирующее число женщин-педагогов (феминизация) в сегодняшней школе (97%);
– верность выбранной профессии (стаж работы от 15 лет и выше – 80%);
– высокий уровень педагогического мастерства (первая и высшая квалификационные категории – 62%);
– устойчивый интерес к проблемам образования на федеральном и региональном уровнях (50%).
В последнее время появились и новые черты в учительском образе, придающие ему большую привлекательность:
– относительно «помолодело» учительство округа (25 – 55 лет – 80%), учителей пенсионного возраста всего 13% из опрошенных;
– компьютерная грамотность свойственна 89% опрошенных учителей (практически освоены все компьютерные офисные программы, доступен выход в Интернет в школе и дома);
– эффективно используются современные образовательные технологии:
развивающее обучение – 80%;
обучение в сотрудничестве – 71%;
проектное обучение – 68%;
проблемное обучение – 68%;
работа с тестовыми заданиями разного уровня – 65%;
– каждый второй учитель – участник экспериментальных инновационных проектов.
Все это позитивные реалии сегодняшнего дня школы.
Но есть простые истины в школьной жизни… Любовь и уважение ученика к предмету складываются из любви и уважения к учителю, преподающему этот предмет. Как непросто бывает заслужить это уважение!
Выбирая профессию учителя, надо понимать, что в основе успеха на этом поприще лежат два основных чувства – безграничная любовь к детям и огромное терпение.
Доверительные отношения между учителем и учеником складываются не сразу, а в классе их 30, и классов у педагога 2, 3, а то и 4, 5, да еще и в разных параллелях…
Вот они перед тобой – 125 детских лиц, характеров, душ, судеб… Как каждого понять, научить, оставить позитивный след в его жизни, не нарушая основной этической заповеди – «не навреди»?
Оценивать знания ребят имеет право не только учитель, думаю, это право есть и у наших учеников.
Если учителю интересна оценка его труда учениками, можно ввести в практику общения (такой опыт имеется у педагогов Северо-Запада) итоговую конкретную анонимную анкету, где учащиеся по той же пятибалльной системе выставляют оценку работе учителя за год. Отдельный вопрос анкеты предполагает еще и комментарии к оценке. Это может делать администрация или сам учитель. Зачем это нужно? Я думаю, сегодня это уровень взаимного доверия и понимания. Пусть оценки учеников зачастую носят эмоциональный характер, не надо этого бояться. Для умного и думающего учителя это материал к глубокому размышлению, избеганию конфликтных ситуаций, о которых так часто любят поговорить СМИ.
У каждого педагога есть собственная оценка результатов своего труда. Они различны: качество знаний собственных учеников, участие в конкурсах и победы на олимпиадах, успешное поступление ребят в вузы… Но есть еще один очень убедительный критерий оценки учительского труда – выпускник школы, выбравший профессию учителя по предмету, который ты преподавал…
Значит, ты делал все правильно! Ты сумел вырастить свое продолжение в любимой своей профессии.
Размышлять об учительском труде и легко, и архисложно… Легко, потому что большая часть учителей пришли в эту профессию по призванию (72%), довольны уровнем полученного образования (54%), отмечают творческий характер труда (68%), испытывают удовлетворенность от результатов своей деятельности (58%).
Трудностей в нашей профессии достаточно, так как она как зеркало отражает проблемы современного российского общества. Участниками образовательного пространства всегда были ученики, их родители, учителя. Сегодня большая часть родителей самоустранились от воспитания собственных детей (это мнение 78% педагогов). Причин несколько:
– занятость родителей по основному месту работы (часто совмещают два места работы);
– неполные семьи, где матери теряют влияние на своих детей.
Но главная причина – в неумении родителей грамотно организовать воспитательный процесс в семье. Когда супруги решают родить ребенка, государство организует постоянное медицинское наблюдение за здоровьем женщины и будущего ребенка. Правильно? Безусловно! Но почему то же государство остается равнодушным к проблеме педагогического просвещения будущих родителей? Кто, где, когда научит молодых мам и пап основам общения и понимания собственных детей? Как в сознании будущих родителей еще до рождения малыша сформируется глубокое понимание ответственности за качественное воспитание сына или дочери? На мой взгляд, это очень важная проблема, в решении которой государство пока стоит в стороне.
Родитель – одна из сложнейших профессий на земле, и быть в ней равнодушным дилетантом – значит не думать о судьбах государства и по большому счету не любить Родину.
На помощь родителям могут прийти педагог, классный руководитель, психолог. Но мало родителей идет в школу за советом, на родительские собрания, и на те не дозовешься. Пришло время менять формы общения учителей с родителями. Неинтересно родителю слушать обобщенные термины «класс», «школа», «экзамен», ему нужно знать конкретно успехи и проблемы (учебные и личные) своего Саши, Тани, Светланы, Романа… Следовательно, встречи с родителями лучше проводить индивидуальные, с предметным разговором о конкретном ребенке. Бесспорно, это лучший вариант, но… где взять столько времени, чтобы встречаться с каждым родителем хотя бы 2 раза в год? Время можно взять у своего досуга, своей семьи.
Думаю, многие педагоги со мной согласятся – чтобы быть хорошим учителем и отличным классным руководителем, этому надо посвятить себя без остатка. Вот почему среди учителей много женщин с несчастной одинокой судьбой. Это издержки нашей профессии. А статистика социологических исследований показывает, что наиболее значимые жизненные ценности для педагогов:
– здоровье – 83%;
– счастливая семейная жизнь – 79%;
– успешная профессиональная деятельность – 44%.
Каждый педагог-женщина решает для себя, как совместить несовместимое: успешную педагогическую карьеру и счастливую семейную жизнь.
Радует, что при множестве проблем, противоречий, издержек нашего учительского труда большая часть педагогов (83%) оптимисты, уверены в успешности своей профессиональной деятельности, ценят возможность работать рядом с творческими, высококвалифицированными коллегами, приобщаться к культурным ценностям, самосовершенствоваться.
А проще… они все любят школу!
Так держать, педагоги!
Ольга САНДАЛОВА, методист Северо-Западного окружного методического центра, учитель истории школы №593, заслуженный учитель РФ
Комментарии