search
main
0

Успехи или их презентация? Демократия нужна, но..

Могут ли родительские комитеты и попечительские советы школ принимать участие в распределении надтарифного фонда? Насколько это целесообразно? Хотят ли этого сами учителя? Эти вопросы я задала своим собеседникам, среди которых директора школ Нижегородской области, педагоги и родители. Ответы были настолько разными, что говорить о единстве мнений в данном вопросе нелепо. Тем не менее хочу привести некоторые мнения без всяких комментариев. Не для того чтобы показать, как неодинаковы точки зрения «заказчиков» и «подрядчиков» в образовательной сфере. Хочу верить, что открытое обсуждение спорных моментов в конце концов приведет к некоему конструктивному решению, тем более что все разнонаправленные векторы интересов сходятся в одной существенной точке – все без исключения участники дискуссии хотят сделать работу учителя не только более эффективной и плодотворной, но и более комфортной. Разумеется, родители заботятся прежде всего о своих детях, и это совершенно нормально. Но каждый здравомыслящий человек понимает, что дети имеют дело с педагогами, живыми людьми. Которые должны быть материально заинтересованы в результатах своей деятельности и получать если не эмоциональный подъем, то хотя бы моральное удовлетворение от своего труда.

Фаина ЯКОВЛЕВА, учитель математики нижегородской школы №42, отличник народного образования, ветеран труда, педагогический стаж 52 года:

– По-моему, очень хорошо, если родители будут допущены к распределению школьного надтарифного фонда. Во-первых, они хотя бы узнают, сколько на самом деле получают педагоги. По радио и телевидению то и дело говорят, как «много стали получать учителя». Называют среднюю зарплату по стране, ничего общего не имеющую с реальными доходами большинства педагогов. Благодаря СМИ многие родители уверены, что мы деньги лопатой гребем, а это далеко не так. Чтобы прожить, каждый из нас вынужден подрабатывать. Хорошо, если предмет относится к обязательным, а если и подработки нет? Так вот родители, узнав правду, может быть, станут относиться к нашему труду с большим уважением.

Но объективной оценки учительского труда можно будет добиться только в том случае, если в распределении примут участие председатели родительских комитетов каждого класса. А если будет приглашен лишь один представитель или двое, то они будут подпевать руководству – «ручной» общественный орган ничего изменить и ни на что повлиять не сможет. Все в итоге выльется в пустую формальность.

Татьяна КИСЛИЦЫНА, учитель немецкого языка Ошминской средней школы Тоншаевского района:

– Было бы замечательно, если бы родители больше участвовали в жизни школы и знали, как школа тратит деньги. А то часто можно услышать разные домыслы и слухи. Причина их появления – закрытость информации. В нашей школе родительский комитет обсуждает только вопросы питания детей и покупки новогодних подарков. Наверное, стоит допускать родительскую общественность к решению более серьезных проблем – все это пойдет на пользу и педагогам, и ученикам. Хотя, насколько мне известно, у нас очень маленький надтарифный фонд, собственно, и распределять нечего.

Елена ГОРБАТОВА, председатель попечительского совета нижегородского физико-математического лицея №40:

– Хотя попечительский совет нашего лицея контролирует расходы, производимые из надтарифного фонда, в распределении стимулирующих надбавок мы не принимаем непосредственного участия. Однако поощрением лучших педагогов мы занимаемся ежегодно. Происходит это следующим образом: по итогам года попечительский совет самостоятельно, без участия администрации, определяет наиболее достойные для поощрения кандидатуры и награждает их премиями из своего собственного фонда. Размер и количество премий год от года остаются неизменными.

Надо сказать, поощрение носит отнюдь не символический характер. Признание попечительского совета всегда весомо. Выбор лучших происходит по целому ряду показателей, обсуждение каждой кандидатуры ведется коллегиально, никаких неожиданностей для педагогов при этом не бывает. Обычно с выбором попечительского совета соглашаются большинство учителей, это говорит об объективности, поэтому, смею надеяться, зависти и подковерных интриг у нас в лицее не предвидится.

Игорь БОГДАНОВ, директор нижегородской школы №91:

– Комиссия из представителей родительского комитета должна быть допущена к обсуждению распределения надтарифного фонда, но не для того, чтобы сказать свое решающее слово, а чтобы знать, какие на самом деле это маленькие деньги и насколько небольшую зарплату получают учителя их детей. Разговоров вокруг школьных денег много, а на самом деле надтарифного фонда у нас, по сути, и не было – был общий бюджет школы, урезанный в январе на 5 процентов, в апреле – на 10 и в декабре – еще на 2. Эти урезания «съели» весь надтарифный фонд и всю стимулирующую надбавку. Со следующего года нам что-то обещают, но уже известно, что областной бюджет на 2010 год предусматривает сокращение расходов на образование на 10 процентов. Боюсь, что это сокращение снова пойдет не за счет зарплаты управленцев, а за счет фонда стимулирования учителей. Родители должны это знать, а вот решать, кто из учителей достоин поощрения, а кто нет, они, на мой взгляд, не в состоянии. Родители судят о работе педагогов со слов своих детей, которые не могут быть объективными судьями в таком деле, или на уровне сплетен. Превращать школу в коммунальную кухню, по-моему, не стоит. И еще: убежден, что раньше система стимулирования была надежнее и проще: мы поощряли педагогов за успехи (победы в олимпиадах, участие в конференциях, хорошую работу в летнем лагере и т. д.). А сейчас должны отслеживать работу учителя по 30 показателям – вы представляете, насколько много это требует сил и времени? Боюсь, что нам придется содержать особый штат «учетчиков». А бумаги сколько на это пойдет! Учителя и так уже больше уделяют внимания не работе, а составлению своих портфолио, презентации своих успехов.

Подготовила Вера КОСТРОВА

Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте