Успех или неуспех ребенка в образовательной деятельности – тема очень сложная, потому что слишком много самых различных факторов определяют то, насколько успешен ребенок в учебе. Обо всем этом шел разговор на «круглом столе», который проходил в Юго-Восточном округе: «Формы и методы работы педагогического коллектива по профилактике школьной неуспешности». Перед собравшимися выступила руководитель Юго-Восточного окружного научно-методического центра Людмила ФИЛИППОВА.
Комментарий «УГ»Исследование школьной мотивации учащихся пятых классов показало, что: высокий уровень школьной мотивации познавательной активности составляет 4%; хорошая школьная мотивация – 28%; положительное отношение к школе, сформированное по большей части внеучебными сторонами, – 30%; низкая школьная мотивация – 21%; негативное отношение к школе – 17%.По результатам повторного исследования: высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности имели 44% первоклассников; хорошую школьную мотивацию – 30%; положительное отношение к школе, формируемое внеучебными факторами, – 19%; низкую школьную мотивацию – 5%; негативное отношение к школе, школьную дезадаптацию – 2%. 68% первоклассников имеют высокий уровень готовности к школьному обучению; 28% – средний уровень; 4% – имеют низкий уровень готовности к обучению в школе.Ценностные ориентации школьников в обычных классах сложились следующим образом: 76% опрошенных на первое место ставят умение запомнить (обучение осуществляется на знаниевой основе); 71% при изучении нового не ищут связь с ранее изученным материалом; 58% старшеклассников интересно многое из того, что они изучают в школе; 55% затрудняются ответить на вопрос, какими знаниями они обладают; 50% опрошенных предполагают, что школьное обучение им, скорее всего, пригодится в будущем, но в нынешней жизни оно для них незначимо; 84% стремятся к достижениям, потому что хотят все «делать правильно»; от 70 до 82% не умеют преодолевать учебные трудности; 73-76% хотят быть успешными.
Современное развитие общества требует новых образовательных результатов. Человек обучаемый более востребован, чем человек обученный. Жизненную успешность определяет не пассивный энциклопедический запас знаний, а способность человека к их использованию в различных ситуациях, не связанных только с предметным обучением. Значительные изменения приоритетов в школьном образовании за последние годы, гигантский поток информации, которую сегодня могут предоставить системы информации и телекоммуникации, обостряют проблему подготовки учащихся к жизни. Круг компетентностей, к формированию которых следует стремиться, окончательно не определен, однако за основу целей образования взята способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
В процессе обучения учащихся возникает проблема неуспешности или неудач в учебе на разных этапах усвоения учебных программ. Результаты исследований, проводимых социологических центром РАО среди учащихся 9-11-х классов, показали, что традиционный процесс обучения порождает проблемы с познавательной активностью учащихся.
Результаты показывают, что существует противоречие между желанием ребенка узнать новое, активно действовать и тем, что традиционная система обучения направлена на репродукцию знаний и действий, оторванных от жизни и собственного опыта детей.
Совершенно очевидно, что разные дети по-разному перерабатывают учебную информацию. Далеко не все из них готовы эффективно усваивать материал, подаваемый в вербально-логической форме. Традиционный подход также по-разному реализуется учителями. У каждого педагога есть свое представление о том, каким должен быть эффективный процесс обучения, соответственно у учителя существуют предпочитаемые способы работы, модели.
Причины и проблемы нужно искать на начальном этапе обучения. Ведь при поступлении в школу ребенок попадает в новые условия, которые влекут за собой стрессовые ситуации. Очень сложным для первоклассников становится период адаптации к школе. Обычно он составляет от одного до двух месяцев. У некоторых детей полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (хотя это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни имеют психосоматический характер. Такие дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьной неуспешности.
В нашем округе по сравнению с прошлым годом картина адаптации значительно не изменилась.
Для эффективного обучения и развития ребенка важно знать, какие мотивы доминируют в мотивационной сфере первоклассника – учебные или игровые, поскольку при слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним задачи.
В середине года было проведено еще одно исследование, направленное на изучение школьной мотивации и адаптации к школе.
Таким образом, получается, что познавательные мотивы доминируют, их имеют 74% первоклассников. Но вот школьную дезадаптацию и негативное отношение к обучению испытывают 7% первоклассников, которые и составляют группу неуспешных учащихся.
Причины недостаточной мотивации к учебе могут быть разными. Иногда потеря интереса к занятиям бывает вызвана изъянами преподавания и воспитания в школе, долгой болезнью ребенка, уходом из дома одного из родителей, глубоким и постоянным конфликтом взрослых в семье. Недостаточная мотивация может быть и отражением неправильного формирования самооценки ребенка, падения самоуважения. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к затяжной микротравматизации ребят, к неврозам и к повреждению их самоуважения. Среди учащихся первых классов, кстати, было проведено еще одно исследование, посвященное их самооценке.
Исследования психологического состояния первоклассников показали, что тревожность испытывают 43%, страхи – 14%, агрессивные и тревожные формы защиты используют 29%.
Таким образом, можно сказать, что психологическое наблюдение и психодиагностика учащихся первых классов выявили такие проблемы, как низкий уровень познавательной мотивации и тревожность.
Что касается школьной тревожности, то она свойственна и пятиклассникам, которые в этом классе переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них адаптации. Эта тревожность отрицательно влияет на все сферы их жизни, причем не только на учебу, но и на общение, в том числе за пределами школы, на здоровье, на общий уровень психологического благополучия.
Очень важна социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные психологические условия для развития личности: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, обеспечивать устойчивое состояние эмоционального благополучия, душевного комфорта, удовлетворять потребность быть личностью, то есть стать значимым для других людей, быть социально компетентным.
Между тем отдельному ученику может быть некомфортно даже в самом благополучном классе. Причиной этого могут стать невключенность в жизнь класса или какие-либо скрытые психологические причины, например собственный сложный характер, неблагополучная семья, неразделенные чувства дружбы и любви. Поэтому личностный подход предполагает, чтобы при оценке атмосферы класса не оставался без внимания ни один ученик. Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важную роль в успешности овладения учебной деятельностью. Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность.
Уверенность в себе тоже во многом определяет успешность деятельности. Результаты исследования уверенности в себе учащихся пятых классов показали, что у 27% учащихся высокая уверенность в себе, у 65% – средняя, у 8% – низкая.
В результате этого исследования выявлены учащиеся, нуждающиеся в различных групповых и индивидуальных формах работы. Для них намечены и разрабатываются коррекционные и развивающие программы, направленные на профилактику и преодоление школьной дезадаптации, используются наиболее эффективные методики формирования внутренней установки и положительной учебной мотивации, намечаются программы тренингов и сказкотерапии по работе над устранением тревожности.
Комментарии