search
main
0

Успех ученика – успех учителя

​В Москве Игорь АГАПОВ известен уже много лет – это учитель года Москвы, доктор педагогических наук, профессор. Но в 2012 году Игорь Геннадьевич стал известен еще и как директор успешной школы, ставшей обладателем гранта мэра. Конечно, мы не могли не предоставить успешному директору возможность рассказать о педагогических технологиях и их результатах, учителях и учениках.

Наша школа стала лауреатом гранта мэра Москвы в области образования по итогам 2011-2012 учебного года. Мы долго к этому шли. Наша школа – обычная общеобразовательная, одна из немногих в Зеленограде, которая располагается в самом сложном микрорайоне. Сложном как по социальному составу, так и по типу застройки (это район массовой, так называемой колодезной застройки, который застраивался в 1990 году первым в новом тогда для Зеленограда районе Крюково). Почему мы получили грант? Я считаю, все дело в том, что около 15 лет назад мы начали осваивать серьезные технологические подходы, которые привели к созданию определенной философии школьного образования. Причем, хочу подчеркнуть, реализовывалось это не сверху (когда задействован административный ресурс), а снизу. Я сейчас говорю о компетентностном подходе в образовании, о том, чем сейчас занимаются все, но не все понимают, что это такое.Если коротко описать суть этого подхода, то вот он: мы учим детей учиться и ставить учебные цели через прогнозируемый результат своей собственной деятельности, а не деятельности учителя. Есть такое понятие, как отсроченный результат. Встречаясь со своими выпускниками, мы всегда задаем им вопрос: «Мы вас научили на всю жизнь?» «Нет, – отвечают они. – Но вы научили нас учиться всю жизнь». Другими словами, три четверти наших выпускников говорят о том, что им нестрашно жить в этом меняющемся мире, потому что они способны переучиваться, исходя из ситуации (в том числе с учетом тех новых профессий, которые появляются). То есть в них развиты такие качества, как гибкость мышления, компетентность как способность и готовность к обучению. Причем эту способность возможно выявить и развить только в деятельности. Готовность – также очень важная психологическая характеристика. Если ребенок не готов к обучению, вы можете стараться, как угодно и сколько угодно, но ничего не получится. Поэтому готовность необходимо формировать и развивать. Со всем этим мы серьезно работали и продолжаем работать, в качестве инструментария используя технологию развития рефлексивного мышления. Практически весь коллектив нашей школы владеет этой технологией. Ведь компетентностный подход, если это по-настоящему компетентностный подход, а не информационно-электронная косметика, обладает главным свойством капитальности – технологичностью. Теперь даже наш главный бухгалтер говорит, что все мы погружены в одно смысловое поле. Поскольку школа большая, мы как раз и искали такую технологию – надпредметную, межвозрастную, которая объединит весь коллектив. А когда мы ее нашли, то долго обучались ей. Вот так, постепенно, через знакомство с различными психолого-педагогическими подходами и технологией развития рефлексивного мышления мы стали растить своих учителей.В нашей школе много учителей, прошедших через профессиональный конкурс. Среди них три победителя на уровне Москвы, многие стали лауреатами окружного и городского этапов. Очень важно: когда учителя работают в одном смысловом поле и их установки одинаковы, дети это чувствуют, и понимание приходит быстрее. Если добавить к этому территорию любви и отсутствие страха, то станет понятно: эта созданная атмосфера, технологическая и эмоциональная, и привела, возможно, к таким результатам.Мне сложно сказать, кто именно «виноват» в том, что мы получили грант. Весь наш коллектив, безусловно. Я не просто люблю свой коллектив, скажу больше: я не могу без него жить, и это «самое страшное». Во-первых, у меня есть один большой по меркам данного времени недостаток: я люблю профессионалов, а в нашем коллективе собраны именно профессионалы. Во-вторых, это люди, которым удается донести до детей мои убеждения, и я вижу ответную реакцию детей. Сейчас, конечно, у меня, руководителя, стало меньше возможностей общаться с учениками, потому что больше внимания приходится уделять экономическим механизмам и вопросам менеджмента. Но я уверен: то, что вкладывают в понятие «Настоящая школа» или «Школа настоящего», учителя доносят до детей. Две эти составляющие – профессионализм и такие личные качества, как безусловная любовь и принятие детей, и выразились в результатах.Сыграл роль и тот фактор, что у нас в школе много детей (на 31 октября 2012 года – 1381 ребенок, 80 педагогов). Конечно, мы не лицей и не гимназия, а обычная школа, но у нас много классов, а критерии оценивания были взяты в абсолютных величинах. Поэтому теоретически чем крупнее школа, тем больше вероятность получить грант.Мы плотно работаем с учащимися на стадии предпрофильной подготовки (8-9-й класс), помогая им оценить свои потенциальные возможности, определиться, где лучше продолжить обучение. У меня сложное отношение к ЕГЭ, но в нем есть огромный плюс: ответственность делится между всеми участниками образовательного процесса по-настоящему. По крайней мере раньше было так, что вся ответственность за результаты обучения лежала на педагогическом коллективе, а теперь, и это очень верно, ученик тоже несет ответственность за свой выбор и результат своего обучения (а вместе с ним и родители). Здесь появляется возможность взять ответственность на себя, стать первопричиной всего происходящего с собой, так же как в здравоохранении. Ведь кто ответственен за здоровье человека? Поликлиника? Нет, сам человек. Поликлиника работает со следствием, а не с причиной. Человек обращается к врачу, когда он уже заболел. А почему так произошло?В нашей школе проводим очень важную воспитательную работу. В рамках новых финансово-экономических механизмов школам необходимо было как-то укладываться в уже хорошо известные всем руководителям 15,1% административно-управленческого персонала. Поэтому кто-то отказывался от должности заместителя директора школы по воспитательной работе, но мы у себя все сохранили, потому что понимали: отсутствие этого скажется на результатах работы школы. А ведь воспитание (питание ОСИ – опоры ученика) без обучения и наоборот малоэффективно. Никто не отменял триаду «обучение – воспитание – развитие», а мы просто работали в этих трех направлениях.Ведь какая проблема у ЕГЭ? Притормозилось развитие эмоционального интеллекта, который формируется у человека на протяжении всей жизни (в отличие от информационного интеллекта, который формируется лишь до 18 лет). В этом смысле развитию эмоционального интеллекта нанесен непоправимый удар. Очень важно эмоционально развивать детей с самого начала обучения, очень большую роль играют в этом направлении внутришкольные научно-практические конференции. Мы, ежегодно проводя такую конференцию, видим, что у нас есть уникальные дети, которые в младшем школьном возрасте, к примеру, легко могут рассказать законы физики одиннадцатиклассникам, не боясь отвечать на самые непредсказуемые вопросы. Думаю, и эта форма работы сыграла свою роль, развивая эмоциональный интеллект и сказавшись затем на результатах тех детей, которые в старших классах сдавали ГИА и ЕГЭ, участвовали в олимпиадах.Для нас как система важно все: и философия школьной жизни в том числе, и школьные традиции, например наши праздники подведения итогов учебного года с вручением высшей школьной награды – премии «Признание» почти по 20 номинациям (не только интеллектуальным, но и творческим, общественным).Успех ученика – успех учителя. Поэтому грант мэра мы потратили на поощрение учителей. Если у учителя есть желание работать творчески, мы всегда ему поможем. Помогаем мы в первую очередь методологически. Наша школа единственная в округе организует курсы повышения квалификации (авторские курсы) при МИОО, учителя, в том числе вновь приходящие, подпитываются на этих курсах, понимая, что в институтах, к сожалению, не дают такой методологической и психологической поддержки. В прошлом году два наших молодых педагога, побывав на этих курсах, применили новые технологические подходы не только во взаимоотношениях с учениками, но также и распространили их на общение с родителями, даже родительские собрания они проводили нетрадиционно.Чем отличается технология от методики? В методике влияние автора максимально, при передаче ее другим что-то, и даже многое, может потеряться, а технология предполагает минимальное влияние учителя. При этом на выходе технология дает прогнозируемый результат, в том числе это может быть отсроченный результат, когда человек приобретает способность гибко перестраиваться в течение всей последующей жизни. Мы знали, что так будет, и получили тот результат, который ожидали. Когда мы готовим учителя к профессиональному конкурсу, мы всегда это делаем командой. Нам интересно, как человек растет, меняется и затем нас чему-то учит. Так постепенно образуется команда единомышленников.В последнее время уже не так много внимания, как хотелось бы, удается уделять новаторству, есть некий крен в сторону работы с информационными носителями, хотя это прекрасный инструмент познания, а не стержень методологии. Недавно меня пригласили на свои уроки учителя английского языка – молодые педагоги, которые блестяще владеют интерактивной доской, и детям очень нравятся такие уроки. Но тем не менее это в какой-то степени запрограммированный маршрут, а знание ведь рождается иначе – здесь и сейчас, причем у всех по-разному, зачастую в каких-то незапрограммированных ситуациях. Поэтому компетентностный подход и технология развития рефлексивного мышления как механизм его реализации, в которой мы работаем, более основательны, в их рамках можно применять различные инструменты.Школа должна быть авторской, у каждого автора она будет своей. В моем понимании школа – это храм. Как и человек, каждая школа имеет свою собственную энергетику, чувства, ментальность, она может быть доброй, жесткой, креативной. У каждой школы своя судьба. Всегда есть причины и следствия, и этим можно управлять. Если долго не обращать внимания на причины, которые рождают грабли-следствия, то на судьбу можно больше уже не сетовать. Школа может быть умной, а может быть мудрой. Умная школа – та, которая думает о последствиях, результатах своих действий, которые позитивно скажутся лишь на ней самой. Мудрая же думает обо всех тех, кто втянут в процесс обновления образования, делится своим опытом. И наконец, в школе обязательно должна царить любовь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте