Сегодня в Москве стартовал финал Всероссийского конкурса «Успешная школа», который «Учительская газета» проводит совместно с благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». В этом году конкурс проходит в четвертый раз. Какую роль он играет в образовании и в чем его отличие от других конкурсов? Об этом мы решили спросить наших экспертов, а также руководителей школ – лауреатов и победителей прошлых лет.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– «Успешная школа» еще молодой проект, успевший стать популярным и узнаваемым по всей стране.
Уникальность его в том, что каждая школа представлена на конкурсе командой. Объединить в импровизированном коллективе ученика, учителя, родителя и администратора – замечательная идея. Это, во-первых, подчеркивает единение и равенство всех участников образовательного процесса. А сам состав мини-коллективов является основой для формирования уникальных практик.
Когда мы говорим о школе успешной, то понимаем, что у каждой из них – городской, сельской, работающей с одаренными детьми – может быть свое понимание успеха. Но общим для них является то, что каждая успешная школа должна быть сообществом, в котором дети и взрослые объединены энергией познания, творчества. Задача школы – найти ключ к каждому и помочь ему сделать шаг на пути саморазвития.
«Успешная школа» – инструмент поиска ответов на самые сложные вопросы образования, своеобразная «дорожная карта».
Майя ПИЛЬДЕС, председатель совета академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, кавалер ордена Почета, народный учитель РФ, победитель конкурса «Успешная школа»-2018:
– Мне импонирует прежде всего сама идея конкурса, которая отражена в названии. Нас всех интересует успешная школа. Любой нормальный руководитель хочет видеть свое учреждение успешным, стремится к этому. И, разумеется, каждый этот успех понимает по-разному. Тем не менее тут очень важны слагаемые – успех учителя, успех ученика, успех и родителей в том числе. Причем если говорить об успехе ученика, то он может проявляться и в творчестве, и в оценках, и в ЕГЭ, и в контрольных работах, и в признании одноклассников. Самое ценное, на мой взгляд, в конкурсе то, что в нем видна командная работа. Видны и руководитель школы, и представители детей, родителей.
Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013:
– Успешной школу делает команда учителей, которые в ней работают. Если есть команда, то и все процессы проходят согласованно, возникают и образовательная среда, и возможности для того, чтобы творчески подходить к процессу обучения и воспитания детей. От работы команды зависит и вовлеченность в школьную жизнь родителей. Все учителя в школе разные, и не только потому, что преподают разные предметы. У них разные темперамент, манера общения, взгляды на жизнь и увлечения за пределами школы. Именно союз непохожих между собой людей делает обучение в школе многогранным и интересным.
Конкурс «Успешная школа» позволяет продемонстрировать различные грани школьной жизни и для родителей, помогает по-новому взглянуть на профессию учителя, во многом отказавшись от сложившихся в обществе стереотипов.
Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор пермской средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени В.С.Татищева, победитель конкурса «Успешная школа»-2016:
– «Успешная школа» – очень необычный профессиональный конкурс. Это возможность совершенно по-другому посмотреть на успешную школу и ее слагаемые. Что делает детей счастливыми, почему они ходят в школу с удовольствием, что привлекает в ней родителей, что делает ее интересной для социума? Команды, которые вместе с нами вышли в финал первого конкурса в 2016 году, приезжали к нам на образовательный форум «Все звезды – в гости к нам!». Мы уже 8 лет приглашаем на форум лауреатов и победителей конкурса «Учитель года», и, на мой взгляд, «Успешная школа» стала логическим продолжением этого конкурса, они практически стали единым целым. Теперь у нас друзья по всей России.
Успех – это не только ЕГЭ и образовательные результаты. Это те уникальные изюминки и находки, которые делают каждую школу особой. Теперь я приезжаю на конкурс в качестве эксперта или члена жюри и каждый год жду этого события.
Людмила ПОЛШКОВА, директор темниковской средней общеобразовательной школы №1 Республики Мордовия, победитель конкурса «Успешная школа»-2016:
– Команда нашей школы стала победителем первого конкурса «Успешная школа» в 2016 году. За эти годы формат конкурса изменился, о чем я могу судить как член жюри в 2018 году. Но для нас, первых участников, это стало новой точкой роста. Победив, мы громко заявили о себе не только в родной Мордовии, но и на всю страну. Нашли много друзей – это коллектив школы №2 Перми, который пригласил нас на образовательный форум «Все звезды – в гости к нам!». На форуме мы еще раз встретились с командами из Чечни, Камчатки, Новосибирска… Познакомились с пятеркой финалистов «Учителя года»-2016. Это было здорово!
Звание «Успешная школа» обязывает нас не останавливаться на достигнутом и идти вперед, к новым целям.
Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната Ростовской области, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016:
– Казанская специальная школа-интернат – лауреат самого первого конкурса 2016 года. Сам факт выхода в финал для коллектива нашей маленькой сельской начальной коррекционной школы был очень неожиданным. Мы привыкли, что обычно в финале престижных конкурсов встречаются крупные школы с высокими рейтингами, регалиями и немыслимыми достижениями. Оказалось, этот конкурс – нестандартный, с новым взглядом на мир образования, со стремлением открывать уникальность каждой школы, с новыми смыслами.
Он не статичен, он меняется год от года, оставаясь актуальным и современным. Это площадка для встреч команд неординарных школ, мыслящих широко и креативно, с нестандартным взглядом и собственным мнением. Уверена, что у «Успешной школы» долгий и успешный профессиональный путь.
Для меня лично конкурс «Успешная школа» стал глотком свежего воздуха, принес новые знакомства, новое осознание моей школы и себя в ней.
Светлана СОКОЛОВА, директор центра образования №28 с углубленным изучением иностранных языков Владивостока, Приморский край, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017:
– Сказать, что роль конкурса «Успешная школа» большая – значит ничего не сказать. Роль просто грандиозная! А главное отличие от других конкурсов заключается в том, что здесь выступает команда школы, а не каждый сам за себя. И этот конкурс, как Синяя птица, помогает школам взлететь.
Ирина САТАЕВА, директор школы №88 «Новинская» Нижнего Новгорода, победитель конкурса «Успешная школа»-2017:
– Со времени нашей победы в конкурсе произошло много изменений, всех не перечислишь, а из последнего: были сельской школой – стали городской. Да, у нас новая история. Но в нашей памяти навсегда останутся участие и победа в конкурсе «Успешная школа».
Успех – это признание, прежде чем его получить, мы много ошибались и проигрывали, но получили ценнейший опыт, который заключается в том, чтобы не бояться совершать ошибки и научиться делать на их основе выводы. Принципиальное отличие этого конкурса в том, что ты участвуешь с командой, сообществом.
Комментарии