Сегодня в словаре корпоративных смыслов московской системы образования прочно утвердились термины «цифровая образовательная среда», «цифровые образовательные ресурсы», «электронное обучение», «электронная образовательная среда». Без них практически невозможно не только выстраивать образовательный процесс, но и осуществлять динамический процесс дальнейшего развития системы столичного образования. О роли «цифры» в современном мире учителей и школьников мы поговорили с Марией ЛАЗУТОВОЙ, председателем Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы.
– Как известно, начало XXI века ознаменовалось резким скачком в развитии цифровых технологий, по сути, прорывом в информационное пространство, что объективно стало серьезным интеллектуальным вызовом для развития любого государства. Россия также поставила такую задачу – быть среди тех государств, которые живут, развиваются в рамках цифровой экономики. Это, как известно, процесс уже необратимый, ибо на нем завязано не только настоящее, но и будущее страны. Образование, как известно, напрямую связано с человеческим капиталом, а человеческий капитал в свою очередь формируется системой образования. Это вполне укладывается в общую логику не только поставленных государственных задач, но и в те мировые тренды, которые связаны напрямую с социально-экономическими процессами, происходящими в мире. Нельзя представить уже сегодня любую экономическую деятельность, если она не основана и не базируется на передовых цифровых технологиях. Москва значительно опережает процессы развития образования именно в формате новых цифровых технологий, что становится устойчивым фактором развития экономики города.Семимильными шагами во всем мире набирает силу и растут масштабы дистанционного образования. По некоторым данным экспертов, такой формат обучения по степени популярности может очень скоро догнать очное образование и в каких-то направлениях подготовки специалистов в высшей школе заменить его. Интерес к электронному обучению продиктован самой жизнью: постоянные изменения на рынке труда, появление новых профессий, что объективно увеличивает требования к кадрам, активно применяемые во всех сферах деятельности IT-технологии, непрерывная, быстрая и гибкая система подготовки кадров и соответственно быстрый поиск новых технологий обучения.Московские школы уже прошли этап всеобщей компьютерной грамотности, все обучающиеся владеют в полном объеме самыми современными инструментами обмена информации, для них нет непонятных гаджетов, они фактически могут с ходу разобраться в любом новом приложении. Уже немало детей, которые сами создают эти приложения, что объективно приводит к тому, что эти дети при дальнейшем их обучении и информационном развитии смогут работать в новых условиях цифровой экономики. Почему некоторым странам сегодня удается выйти в лидеры в сфере цифровизации? Что позволяет им успешно оптимизировать сферы производства и услуг, повышать производительность труда, расширять сферу виртуального экономического пространства и тем самым объективно участвовать в конкуренции на мировом рынке?
– В статье вы приводите данные, как использует технологическое развитие Китай, а какие еще, на ваш взгляд, страны можно выделить как лидеров цифровой экономики, прежде всего цифрового образования? И в связи с этим возникает необходимость проанализировать, как коррелируется опыт школьного образования некоторых стран с их экономическими результатами.
– Во-первых, безусловно, Япония. Как известно, Япония реализует программу «Общество 5.0». Ее реализация предполагает формирование новой модели роста экономики с учетом решения социальных проблем, а также строительства лучшего будущего. Кстати, это одна из задач, поставленная ООН (ЦУР/SDG), для устойчивого развития государства. Япония фактически работает уже в формате интегрированных отраслей экономики, которые вбирают в себя пять инновационных направлений:
– автономное вождение/мобильность всех категорий людей;
– производство/робототехника;
– производственная инфраструктура;
– биотехнология/химия;
– «умная» жизнедеятельность.
Фактически по примерной модели Президент РФ Владимир Путин сформулировал национальные цели и задачи на период, которые созвучны японскому видению подходов к обеспечению социально-экономического развития, в следующих направлениях:
– прорыв в научном, технологическом, социальном и экономическом развитии;
– повышение уровня жизни;
– создание условий и возможностей для самореализации и применения талантов каждого человека.
Что касается образования в школах Японии, то японская школа также встраивается в эту концепцию «Общество 5.0» и переводится в цифровой формат. В 2020 году в школах Японии будут введены электронные учебники; школьная информация и учебно-педагогическая документация также будут переведены в цифровой формат. Необходимо заметить, что в настоящее время принимаются меры по осуществлению политики в области защиты образовательной информации. В этих целях вводятся соответствующие должности во всех административных единицах Японии на различных уровнях системы управления, в частности директор по информационной безопасности и директор по информационным технологиям. Обязанности, соответствующие этим должностям, могут взять на себя представители высшего руководящего состава местных органов власти, к примеру, заместитель мэра. В комитетах по образованию вводятся такие должности, как управляющий информационными системами в сфере образования и ответственный за обеспечение безопасности образовательной информации. Руководство также предусматривает создание в комитетах по образованию штата сотрудников по вопросам информационных систем в сфере образования. Также на директора школы будут возложены обязанности управляющего безопасностью образовательной информации и назначены сотрудники по вопросам информационной безопасности и информационных систем в сфере образования. Что важно, для защиты школьных информационных систем от несанкционированного доступа необходимо введение двухфакторной аутентификации всех пользователей Сети. Это включает в себя аутентификацию как по паролю, так и по биометрическим данным – отпечаткам пальцев, рисунку вен, геометрии лица, голосу. Также допускается использование магнитных карт, USB-ключей и других устройств, генерирующих одноразовые коды доступа. Методы аутентификации могут по-разному комбинироваться в зависимости от важности защищаемой информации и других факторов.
– Я слышала, что Франция также является одним из лидеров в сфере цифровизации, так ли это?
– Безусловно, эта страна имеет прекрасно развитую традиционную инфраструктуру: дороги, водопроводные линии, объекты ЖКХ и парковочные пространства. Вместе с тем развитие цифровой структуры стоит в повестке дня. Это связано с развитием цифровой инфраструктуры, повышением производительности труда, созданием новых рабочих мест и улучшением качества жизни своих граждан в целом. В частности, на сегодняшний день Франция активно сотрудничает с компанией Cisco. Данная компания помогает ускорить экономический рост Франции, повысить уровень конкуренции и занятости, помогает ускорить повсеместное внедрение цифровых технологий. Эта компания активно работает в сферах образования и информационной. Сетевая академия Cisco организует программы по обучению ключевым технологиям будущего.
Стоит отметить, что Франция намерена наращивать инвестиции в человека. В частности, интересный пример – создание «Цифровой академии». Из источников известно, что Парижская национальная опера и представительство Huawei во Франции объявили о создании «Цифровой академии» – уникальной онлайн-платформы, объединяющей цифровые технологии, искусство и образование.
«Цифровая академия» призвана решать три основные задачи:
– популяризовать искусство с помощью бесплатной онлайн-платформы, которая открывает доступ к архивам оперы для пользователей всего мира;
– содействовать обучению благодаря Массовым открытым онлайн-курсам (МООК/MOOC) по широкому спектру связанных с искусством дисциплин;
– упростить обмен информацией за счет более доступного и интерактивного цифрового контента.
– И, наверное, говоря об инновациях, нельзя обойти и Южную Корею?
– Самым, на мой взгляд, привлекательным здесь является подготовка школьников к умению работать с большим объемом данных, а также широкие возможности дистанционного обучения. Как известно, в Южной Корее с 2004 года реализуется закон о развитии индустрии электронного обучения. Очень успешно себя зарекомендовала программа «Домашний репетитор», которой пользуется каждый ученик школы. Благодаря помощи тьюторов, по официальным данным, уровень знаний школьников вырастает в несколько раз, до 40%. Не случайно эта программа была признана ЮНЕСКО как лучшая в своем формате.
Сегодня 100% корейских школ подключено к Интернету, практически все учителя используют современные информационные технологии в образовательном процессе.
Именно благодаря поддержке государства и огромным инвестициям Южная Корея является абсолютным лидером в развитии электронного обучения. Пару лет назад Министерство образования Южной Кореи объявило о выделении 2,4 миллиарда долларов на проект по оцифровке всех учебников и переводу корейских школьников на полностью электронную форму обучения. Обеспечение доступности – это самый верный шаг к успеху. Государство обеспечивает малоимущие семьи планшетными компьютерами бесплатно. Конечно, в Южной Корее много внимания уделяется тем, кто создает базы данных и работы в среде электронного обучения.
В Корее можно особенно выделить наиболее важные нормы электронного обучения:
– электронное обучение, управляемое обучаемым. Оно заключается в передаче знаний независимым учащимся (автономное или самоуправляемое обучение). Как правило, содержание подобных образовательных курсов состоит из интерактивной информации, которая размещается на специальном сервере. При этом учащийся полностью независим;
– управляемые курсы. Помимо информации, содержащейся в интерактивной среде, электронная система содержит средства совместной работы преподавателя с обучаемым. При этом задания выдаются путем размещения на дискуссионном форуме. На нем же обучаемые размещают выполненные задания. Данная форма хорошо подходит для обучаемых, которые не могут работать в рамках жесткого расписания;
– электронное обучение, управляемое непосредственно преподавателем-инструктором. Эта форма является аналогом традиционного обучения с проведением занятий по расписанию. Однако взаимодействие участников образовательного процесса происходит в специальной информационно-коммуникационной среде на основе сети Интернет.
Что это дает:
1) экономия времени – это, пожалуй, главное преимущество. У обучающегося и преподавателя отсутствует необходимость лично присутствовать на лекциях и добираться до места проведения занятий. По данным международной маркетинговой компании Cedar Group, время обучения с помощью электронного обучения уменьшается на 35‑45%;
2) сокращение финансовых затрат. Это важный момент для корпоративного и частного образовательного процесса. Благодаря ему происходит оптимизация затрат на проживании, аренде залов, переезде сотрудников. Согласно Cedar Group стоимость услуг электронного обучения дешевле других форм на 32‑45%;
3) гибкость электронного обучения. Обучаемый имеет возможность учиться в любое время и независимо от преподавателя;
4) возможность обучения даже на рабочем месте, в своем темпе и в любое удобное время;
5) большая свобода доступа. Учащийся посредством доступа к сети Интернет имеет доступ к электронной образовательной программе, в том числе может обучаться в учебном заведении другой страны.
Нельзя не сказать и о том, как развивается, например, в Германии виртуальное образование. Кстати, это весьма перспективный формат образования, который позволяет любому гражданину наращивать свои знания и совершенствовать компетенции в соответствии с велением времени. Поэтому и школьные программы выстраиваются также в формате подготовки как будущих студентов, так и специалистов среднего звена.
– В какой мере московская система образования сопоставима с упомянутыми странами?
– Абсолютно сопоставима. Более того, по многим показателям она опережает эти процессы. Отмечу прежде всего тот факт, что московская система образования стала очень гибкой. Эта гибкость базируется на главных факторах московской системы образования: формульное финансирование, формульная оценка школы, формульная аттестация директора, формульная зарплата директора. Школа стала открытой, система – прозрачной, она предоставляет равные возможности для всех детей, это коллективы сотворчества педагогов, директора, школьники и родители. Безусловно, в развитии цифровизации московского образования ведущую роль сыграли программа Правительства Москвы по оснащению школ современным технологическим оборудованием, программа «Московская электронная школа» и новая система подготовки управленческих кадров.
– Мария Николаевна, вы затронули тему подготовки управленческих кадров. Как вы считаете, московский директор школы соответствует самым высоким требованиям?
– Школа как институт закладывает не только необходимые знания, но и в не меньшей степени формирует успешного человека только в том случае, если он способен на широкую коммуникацию и установление взаимоотношений между людьми, может использовать весь имеющийся багаж знаний, который накоплен другими поколениями, и вносить свой вклад в общую систему сохранения мира и стабильности. Немаловажный фактор – это то, какие способы действия формируют, развивают и закрепляют вышеперечисленные качества. По сути, в распоряжении школ имеется весь набор инструментов, который позволяет выстраивать образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы подготовка учеников шла именно в таком формате.
Московская образовательная система становится точкой преобразования экономики города, производства, сферы услуг. И это объективно приводит к построению в городе другой реальности – фундамента устойчивости настоящего и будущего мегаполиса. Общее образование оказалось объективно в фарватере этих событий, и именно школа должна формировать не только навыки быстрого освоения новых знаний, умения перестраиваться в потоке изменений на рынке труда, умения не только находить информацию, но и умело ею управлять и соответственно формировать лидерские качества и высокую ответственность.
Безусловно, в этом значительная роль принадлежит руководителю образовательной организации и его административной команде. Они как лидеры обязаны создать условия, в которых педагогический коллектив и каждый отдельный педагог стремятся достичь не только своего успеха, но и успеха каждого ребенка. Именно такой директор способен освободить коллектив от педагога, лишенного мотивации, неорганизованного, разочаровывающегося, недостаточно квалифицированного, неэнергичного.
– Но как же это сделать в реальности?
– Да, это происходит не по мановению волшебной палочки, школа – это не сказка. Но для того, чтобы это произошло, сам директор ставит не только сегодняшние задачи, но и задачи будущего, что данная школа должна стать образцом, по которому будут судить о других школах, где главная забота – это дети. Его педагогический коллектив станет примером для подражания. Член педагогического коллектива, в котором каждый чувствует себя ответственным, настоящим партнером директора, имеет равные возможности для роста, понимает, что для общего успеха важны его личные усилия. Именно директор «заверяет» коллектив, что его школа будет уникальной, достигнет качественных результатов, в ней интересно, увлекательно работать всем.
Но где взять такого директора? Как его научить? Московский центр развития кадрового потенциала образования в ответ на столь высокие требования постоянно находится в системе координат поиска таких форм подготовки управленческих кадров. Именно сформировать управленческую культуру директора школы как руководителя нового типа, проводника государственной политики в области московского образования одна из главнейших задач МЦРКПО. Помочь развить имеющиеся компетенции директора школы в заложенном алгоритме: что он знает и понимает, знает и применяет, за что несет ответственность, что положено в систему профессиональной подготовки. Использовать различные инструменты, а это прежде всего живое обучение, а затем короткие интенсивные сессии, что позволяет сосредоточить главное внимание не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных, многовариативных моделей управления, основанных на творческом мышлении и высокой мотивации. Именно так называемое живое обучение позволяет моделировать ценности, наполнять процессы подготовки руководителей и их команд предельными смыслами не только «горизонтально», но и через взаимный обмен знаниями.
– Целая стратегия, не правда ли?
– И не одна! В практике подготовки управленческих кадров в системе столичного образования прочно закрепились проектный подход в управлении образовательной организацией, современные обучающие тренинги, профессиональные диагностики и симуляторы. По сути, в процессе подготовки управленческих кадров можно выделить 5 стратегий, которые готовят директоров в качестве лучших лидеров. Их организации достигают высоких результатов, ибо лидеры-директора:
– ведут поиск и указывают направление развития;
– побуждают интерес всех к общему видению, создают интерес у всех;
– стимулируют процесс развития;
– предоставляют самые широкие возможности действовать каждому во благо конечной цели;
– внутренней личной мотивацией воодушевляют на лучшие результаты.
Эти директора идут впереди, показывая пример через повседневные действия, которые демонстрируют их глубокую веру, преданность собственным убеждениям и конечным целям.
Что подкупает всегда в таких людях? Это их неустанные усилия, настойчивость, компетентность, и самое главное – от их внимания не ускользает ни одна деталь в работе коллектива. Именно личный пример руководителя проявляется в самых прозаических вещах. Они показывают, как важно общаться с людьми, работающими бок о бок, с родителями, детьми. Обращают внимание на те конкретные факты школьной жизни, которые делают всех и ценности более нужными и жизненно необходимыми. Нередко возникают ситуации некоей неопределенности либо возможного назревающего конфликта, и здесь роль лидера нельзя переоценить, так как он личным участием и собственными действиями сводит к минимуму эти процессы.
Комментарии