Детский сад, куда приходит ребенок в раннем возрасте, должен вызывать интерес, восторг, удивление. Такой же неподдельный интерес он должен вызывать и у родителей. Каждый родитель вправе рассчитывать на достойный результат воспитания в детском саду – ребенка здорового, любознательного, активного, готового к обучению в школе. Здоровье детей зависит не только от их индивидуального физического развития, но и от условий жизни в семье. Известно, что качество дошкольного образования определяется множеством факторов, но особенно значимый – взаимодействие детского сада и семьи. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
Жанна САДОВНИКОВА,заведующая ЦРР – детским садом №2528; Татьяна СУТОРМИНА, старший воспитатель; Екатерина МИСОЖНИКОВА,педагог-психолог
Организуя сотрудничество с семьей по сохранению и укреплению не только физического, но и психического, социального здоровья дошкольников, особое внимание наш коллектив уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями. В нашем детском саду наиболее эффективно используются такие формы работы, как:
дни открытых дверей, во время которых родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой, проводимой в детском саду с детьми: с физкультурными занятиями, уроками здоровья, утренними, корригирующими гимнастиками и др.;
родительские собрания, на которых рассматриваются важные и актуальные вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
совместные с родителями спортивные праздники и досуги;
телефон доверия;
дни здоровья;
родительский клуб;
почта доверия, книга отзывов;
индивидуальные педагогические беседы и консультации;
наглядная информация;
анкетирование, тестирование.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей мы считаем родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью образования и воспитания детей в нашем детском саду. Первое заседание родительского клуба прошло в октябре 2008 года под руководством научного руководителя ГЭП, доктора педагогических наук Владимира Просвиркина. Оно стало отправной точкой для дальнейшей организации родительских клубов по различным направлениям.
Цель создания клубов – привлечение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и формирование потребности в здоровом образе жизни у всех субъектов образовательной деятельности.
Клубы решают следующие задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в оздоровлении и укреплении защитных сил организма детей;
выявление и трансляция положительного семейного опыта по оздоровлению детей;
содействие сплочению родительского коллектива для предупреждения заболеваний дошкольников;
содействие установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
В организации работы родительских клубов мы используем разнообразные формы работы: беседы, консультации, «круглые столы», совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.
В нашем детском саду работают клубы: «Радость общения», «Год до школы», «БэбиСпорт», «Физкультура под рукой», «АКВАбеби». Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга.
В нашем ЦРР мы проводим диагностические срезы (анкетирование родителей), которые свидетельствуют о наличии положительной динамики в уровне развития педагогической грамотности родителей в сохранении и укреплении здоровья дошкольников. На начальном этапе знаниями в области здоровьесбережения владели лишь 30% родителей воспитанников нашего ЦРР. Результаты анкетирования на начало 2009-2010 учебного года показали, что этими знаниями владеют уже 67% родителей. Эти цифры говорят об эффективности проводимой нами работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в содружестве с семьей.
Одним из самых интересных и посещаемых стал клуб «АКВАбеби». Его посещают родители с детьми от 1,5 до 3 лет. Занятия проводятся как игра, этим они отличаются от общеизвестных способов обучения детей плаванию. Инструктор совместно с родителями создает обстановку, при которой ребенок постепенно начинает доверять окружающей его атмосфере, получая первые навыки плавания.
Занятия с детьми раннего дошкольного возраста полезны, так как в этом возрасте отсутствует боязнь воды (сохранены внутриутробные инстинкты), и ребятишки легче поддаются обучению. Эти занятия позволяют:
облегчить адаптационный период в дошкольном учреждении;
научить малыша в раннем возрасте плавать и играть в воде;
получить физические нагрузки и благодаря задержкам дыхания, улучшить обменные процессы;
обезопасить жизнь ребенка раннего дошкольного возраста при общении с водной средой.
К занятиям с детьми такого возраста мы привлекаем родителей, которые помогают своим малышам быстрее адаптироваться к водной среде.
Основная цель работы клуба – через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития дошкольника. В качестве конкретных задач, которые мы ставим, можно выделить формирование навыков плавания, развитие двигательных качеств и воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.
В рамках реализации поставленных задач для родителей мы проводим «круглые столы», дискуссии, консультации по вопросам работы клуба «АКВАбеби».
В ушедшем учебном году мы сделали занятия в бассейне комбинированными, введя комплексы упражнений по лечебной физкультуре, направленные на профилактику плоскостопия у детей.
Для создания клуба «АКВАбеби» нам не потребовалось дополнительных помещений, приобретений – все оказалось буквально под рукой. Главное, что коллектив загорелся этой идеей, и, конечно же, неоценима была поддержка наших родителей.
Подводя итоги работы клуба «АКВАбеби», можно с уверенностью сказать, что работа проделана не зря. Дети младшей группы, имея за плечами опыт посещения родительского клуба, в этом году активно посещают занятия в бассейне, полностью адаптированы к воде, дальнейший процесс обучения уже спортивным способам плавания происходит намного быстрее.
Под руководством воспитателя по физической культуре в дошкольном учреждении функционируют клубы «БэбиСпорт» и «Физкультура под рукой». Клуб «БэбиСпорт» посещают дети раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, а родительский клуб «Физкультура под рукой» организован для детей старшего дошкольного возраста. Тематика занятий клубов была определена в результате проведения опроса родителей. Цель работы клубов – привлечение к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком для оздоровления и повышения физической грамотности в семье.
Клубы «Физкультура под рукой» и «БэбиСпорт» открыты для посещения всех родителей нашего ДОУ. Совместные занятия родителей и детей способствуют обогащению всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу как для детей, так и для взрослых.
Мы все знаем, что потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействию окружающей среды. В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным, а консультации, проводимые ежемесячно в родительских клубах, и информационный материал помогают им не забыть то, что мы делаем. Дети ясельного возраста, посещающие клуб «БэбиСпорт», легче прошли адаптационный период благодаря совместным занятиям с родителями.
Нам удалось провести уже два больших семейных праздника, один из них проходил в спортивном комплексе «Белые медведи».
В процессе проводимой работы неизбежно встал вопрос о психологическом и социальном здоровье детей дошкольного возраста. Возникла необходимость создания родительского клуба психологического направления.
На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей, воспитателей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. Но каждый из взрослых по-своему представляет и реально строит взаимоотношения с ребенком. Нередко родителям и педагогам в силу нестабильности общественной ситуации – экономической, политической, ценностной – далеко не просто поддерживать эмоциональный баланс во взаимоотношениях с ребенком. Чрезвычайную значимость приобретает преобразование воспитательной ситуации в семье путем просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье, что и реализуется на заседаниях родительских клубов.
Основной целью создания клубов «Радость общения» и «Год до школы» стало содействие нормальному развитию детей дошкольного возраста и сохранение их психологического и социального здоровья. На пути к достижению поставленной цели мы решаем несколько сопутствующих задач – укрепление внутрисемейных и межсемейных связей, возвращение к родным истокам и комплексное развитие детей – совместно с родителями.
Наша общая задача – вырастить творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией человека, ведь именно это представляет собой компоненты его психологического благополучия. С этой целью в работе родительских клубов используются различные игры. Игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, а ее несформированность становится препятствием для успешного перехода к учебной деятельности. Разнообразные психологические игры, применяемые нами в работе, помогают снять у ребенка напряжение, агрессивность, улучшить эмоциональный фон, формировать умение управлять своими чувствами, что, несомненно, повышает уровень сопротивляемости организма к заболеваниям, обостряет внимание ребенка, способствует лучшему запоминанию материала.
Работа родительских клубов стала составной частью реализации технологии преемственности в ДОУ. Заседания родительских клубов, проводимые на базе нашего ЦРР, направлены не только на оптимизацию детско-родительских отношений, но и способствуют сближению мамы и ребенка в эмоциональном плане, приоткрывают родителям дверь в «секретный» мир детей и тем самым создают условия для успешного перехода с одной ступени образования на другую.
Только сплотившись, педагоги и родители смогут сохранить и приумножить здоровье ребенка, повысить уровень его психологического благополучия. Следует всегда помнить, что позиция педагога и родителя означает быть не столько ответственным за ребенка, сколько ответственным перед ребенком и обращаться с ребенком как с «тем, кто меньше тебя, но так же велик, как ты!».
Комментарии