search
main
0

Успех одного – радость общая

Особенным детям нужна особая забота

Многие дети имеют особенности в развитии и не могут учиться в обычной школе. В Южно-Сахалинске успешно работает коррекционная школа «Надежда» (VIII вида), где ученики получают не только навыки чтения, письма, осваивают нужные каждому науки, но и готовятся к самостоятельной жизни в обществе.

Занятия в гончарной мастерской

Состояние здоровья у всех воспитанников разное, причем у некоторых из них есть и заболевания: синдром Дауна, ДЦП, аутизм. У многих трудные семейные условия, они, по существу, не нужны своим родителям. Но они именно в этой школе находят такую необходимую для любого ребенка ласку и понимание, обретают душевный покой, чего они порою не знали в родительском доме.

Здесь детям живется, как в родном теплом доме, где их могут и приласкать, и пожалеть. Они особенные, значит, им надо больше любви и внимания, считают педагоги. Большинство ребят имеют проблемы с интеллектуальным развитием. Они очень ранимы, более остро ощущают невнимание к себе, но они, как никто, могут оценить доброту и заботу. Поэтому и педагоги, и другие специалисты должны быть у таких ребят тоже особенные. Не всякий, даже очень хороший, учитель из обычной школы согласится на работу с такими детьми.
Ведь к каждому нужно найти особый подход, который поможет преодолевать все трудности в обучении и социальной адаптации.

Директор Ольга Владимировна Михаленкова сумела собрать в своем коллективе именно тех профессионалов, кого отличают душевность и человечность, кто умеет расположить к себе любого сложного ребенка с непростой судьбой, помочь ему ощутить себя нужным, отогреть и успокоить его. Главным первостепенным качеством педагогов она считает любовь к детям. Сама же Ольга Владимировна пример для всех – добрая, заботливая, какой бывает мама в семье. Она любит всех своих воспитанников, искренне радуется любому успеху ребенка.

Педагоги школы – авторы собственных проверенных годами методов по лечению и адаптации детей с особенностями развития. Они составляют индивидуальные программы развития для каждого подопечного, ведут за ним постоянное наблюдение, умело приходят на помощь, когда у ребенка что-то не получается и он от этого очень страдает. Родители отдают сюда своего ребенка в первый класс с верой и надеждой, что он к моменту окончания школы не будет рази­тельно отличаться от своих здоровых сверстников. И это вовсе не беспочвенные ожидания. Как показывает опыт, целенаправленная педагогическая работа в совокупности с верой в каждого ребенка способна творить чудеса. Вот один из примеров. Недавно мальчика пришлось перевести из обычной школы, потому что он все время плакал, не общался со сверстниками, молчал, словно чего-то боялся. В коррекционной школе, где одноклассники его не отторгали, педагоги помогали во всем, он освоился, оттаял, успокоился, стал общительным.

С первого класса малышей учат обслуживать себя, самим надевать одежду, обувь, аккуратно убирать свои вещи, беречь их. По мере взросления ученики наводят чистоту в своих классах, на территории двора. Конечно, главное место в воспитании в коррекционной школе отводится труду. Работая вместе, например, по озеленению двора, мальчики и девочки учатся взаимодействию, взаимопомощи, ответственности за качество. У них возникает стремление все делать добротно и красиво. Они стараются подражать лучшему примеру.

Воспитанники этой школы обретают привычку к труду, к творчеству, им нравится мастерить, и они все делают старательно. Старшие ребята под руководством опытных, внимательных учителей получают определенные навыки по той или иной специальности. Скажем, девочки постигают (другого слова не подберешь, поскольку им гораздо труднее научиться шить, чем здоровым) швейное мастерство. Старшеклассницы уже могут шить себе одежду. Мальчиков учат столярному, слесарному, малярному делу. В старших классах подростки получают профессию штукатура второго разряда или маляра. Для многих из них это становится профессией на всю жизнь. Поэтому при окончании коррекционной школы воспитанники сдают выпускной экзамен по труду.
Те, кто получает профессии столяра, штукатура, маляра, продолжают учебу в Южно-Сахалинском профессиональном лицее. Случается, что преподаватели лицея благодарят при встрече Ольгу Владимировну за то, что ее воспитанники отличаются от выпускников других школ трудолюбием и усердием, они очень старательны. И, что немаловажно, они вежливы и внимательны как ко взрослым, так и к своим товарищам.
– Основная наша задача, – говорит Ольга Владимировна, – подготовить детей к взрослой жизни, привить им трудолюбие, чтобы после школы они хотели найти работу, трудиться в коллективе, а не просто жить на пенсию, положенную инвалидам.

Хотя, конечно, надо признать, что этим повзрослевшим ребятам бывает сложно найти свое место в жизни. Далеко не везде их берут на работу, чаще отказывают под тем или иным предлогом. Общество наше не готово помогать и заботиться о людях, не таких, как все. И это большая проблема. После выпускного у ребят, привыкших в школе к тому, что взрослые их понимают и принимают такими, какие они есть, буквально начинается борьба за существование. Зная это, педагоги и психологи стараются привить им веру в себя, добиваться своего.

Южно-Сахалинская коррекционная школа – одна из лучших не только на Дальнем Востоке, но и в России. Здоровьесберегающая программа, разработанная педагогами школы, была отмечена дипломом на всероссийской конференции «Здоровье­сберегающие технологии в современном образовании», которая проходила в Санкт-Петербурге, а Ольге Владимировне Михаленковой была вручена медаль «За отличные успехи в области здоровьесбережения».

Родители, отдавая ребенка с проблемами здоровья в школу, верят, что ему помогут, и надеются, что он преодолеет недуг. Так и бывает, когда педагоги свое мастерство дополняют любовью к детям.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте