search
main
0

Успех обеспечивается целенаправленной и продуманной работой. Начальник округа – главное действующее лицо

Традиционно считается, что основную тяжесть работы выполняет Департамент образования Москвы. У него и в самом деле очень важная, трудная и ответственная роль. Но не менее важная роль и у окружных управлений образования. Ведь каждый округ, по российским меркам, тоже почти город. Быть руководителем округа – дело очень непростое. Ведь именно там решения, принятые на городском уровне, приобретают реальное воплощение.

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:

– В Москве успешно прошла Неделя белорусского образования, мы с радостью встречали своих коллег из Минска, Бреста, Витебска. Нас связывают крепкая дружба и весьма плодотворное сотрудничество. Первая наша встреча состоялась пять лет назад, когда московский Департамент образования и минский Комитет образования подписали свой первый договор, а первая наша поездка в Минск помогла установить контакты между районами города и округами Москвы. Сегодня наши столь давние отношения удалось перевести из чисто деловых и протокольных в сферу чисто человеческих, дружеских, потому что директора школ подобрались так, что близки друг другу по духу и даже внешне похожи. У нас реализуются очень интересные совместные проекты – если говорить о едином образовательном пространстве, то оно никогда и не нарушалось. Приезжая в Минск, мы видим на столах у руководителей школ те же книги, что лежат на столах директоров московских школ. Наши белорусские коллеги очень внимательно следят за всем, что происходит в Москве, и мы с удовольствием пользуемся их материалами, потому что в некоторых вопросах Белоруссия Россию обгоняет. Во всяком случае нельзя не признать, что у них всегда традиционно был сильным естественно-научный блок. Мы проводим вместе крупные педагогические акции, например, «Столичное образование Москвы – образованию Минска» или «Столичное образование Москвы – образованию Бреста». Мы обсуждали проблемы профильного обучения, здоровьесберегающих технологий, информатизации образования, словом, все злободневные и интересные темы. Белоруссия идет по двенадцатилетке впереди, причем загодя для нее готовя национальные учебники. Очень интересно для нас складывается в Бресте опыт профессионального образования, мы многое взяли у своих коллег и профилировали свои учреждения под их идеи. В ноябре 2005 года в Бресте побывала большая делегация Западного округа, и опыт музейной педагогики в брестской гимназии №1 нас просто потряс. Теперь мы ставим задачу всем школьникам, что приезжают в Брест, посмотреть этот замечательный школьный музей «Оборона Брестской крепости». Минские и брестские школы становятся часто участниками наших педагогических советов. Это очень важно, и по-другому мы нашу жизнь уже не представляем. Нам интересен целый ряд проектов, которые реализуют вместе наши школы. Например, московская школа № 383 и школа № 147 Минска уже четыре года совместно издают книги (в основном они посвящены военно-патриотической тематике), ведут вместе серьезную поисковую работу в Москве и в Белоруссии. Крупнейшим событием в нашей совместной деятельности стало 60-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских войск. Вообще Москва очень часто отправляет в Белоруссию «поезда дружбы», мне дважды посчастливилось быть руководителем в поездках, в которых участвовали по 500 московских школьников. Я с благодарностью вспоминаю ту помощь, которую нам оказали наши минские друзья, потому что нужно было многое успеть показать – Минск, Хатынь, Курган Славы и многое другое. То, что сегодня Белоруссия сделала с этими знаковыми местами, достойно самой высокой оценки. Могу сказать, что нет правды о войне для тех, кто не побывал в Белоруссии. В Москву из Белоруссии мы привозим других детей, они смотрят уже на нашу историю другими глазами. Прикоснувшись к тем местам, которые политы общей кровью русских и белорусов, других бывших советских народов, пройдя в 4 утра под барабанный бой по улицам Бреста, в Брестской крепости, они уже по-другому воспринимают рассказы взрослых. Наши отношения теперь складываются на разных уровнях: дружат наши дети, дружат наши педагоги и педагогические коллективы. Сегодня современные информационные технологии позволяют общаться, не выезжая из наших городов, не оставляя свои рабочие места, но все равно друг к другу в гости наши коллеги ездят с удовольствием даже на выходные дни, вместе проводят отпуск. Когда нет границ, когда есть чувство, как будто ты едешь домой, это дорогого стоит. У нас теперь общая программа патриотического воспитания, теперь уже общая с Украиной, она называется «Не прорастай, трава забвенья», раз в год мы проводим у себя форум, и это очень яркая страница дружбы. Нас очень интересует опыт Белоруссии по организации летнего отдыха учащихся – базы великолепные, отдых дешевый, можно открывать разные отряды – профильные, поисковые, спортивные.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

– На недавней коллегии Департамента образования мы обсуждали очень важную проблему профилактики наркомании, делая акцент на том, как важно установить контакты на всех уровнях, объединив усилия всех тех ведомств, которые призваны заниматься этой работой. На сайте ЮУО есть раздел, посвященный профилактике беспризорности и безнадзорности, правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних и учащихся школ округа, там размещены все регламентирующие работу материалы, документы, методические рекомендации, там есть уголок как для детей, так и для родителей, телефоны справочных служб, а также служб, оказывающих помощь тем, кто попал в сложную ситуацию. В структуре медико-психолого-социального центра «Взаимодействие», который работает на территории нашего округа с 1 октября 2005 года, открыто отделение профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании детей и подростков, во всех 16 районах округа работают опорные кабинеты по профилактике различного рода зависимостей. Округ имеет свой центр профориентации, на базе которого проводятся групповые и индивидуальные консультации для учащихся и родителей, ведется инструктивно-методическая работа со школами, здесь же организовано и межведомственное взаимодействие по обучению и повышению квалификации специалистов, ответственных за профилактику. Вот уже четыре года у нас работает координационный совет социальных педагогов, через районные совещания всех социальных педагогов совет координирует деятельность общеобразовательных учреждений. Управление образования рассматривает работу по профилактике как систему защиты прав ребенка, его поддержки, адаптации в социуме. Поэтому в школах округа есть институт уполномоченных по правам участников образовательной деятельности, которые способствуют созданию системы правового воспитания и образования учащихся, родителей и педагогических коллективов. Первая неделя декабря и первая неделя марта – традиционное время, когда проходит «Неделя права и ответственности» при участии всех служб, находящихся на территории округа. Третий год значительная часть школ активно участвует в программе соревнования «Классы, свободные от курения».

Сергей ГАГИН, начальник Зеленоградского окружного управления образования:

– Для меня очень важно развитие в столице профессионального образования. У меня тоже есть опыт: я сам прошел через начальное, среднее и высшее профессиональное образование и знаю, как много оно может дать молодому человеку. На недавней коллегии Департамента образования подробно обсуждались результаты той перестройки системы НПО и СПО, которая прошла в Москве, и, думаю, сомнений в том, что сделаны правильные шаги, нет ни у кого. Новые колледжи постепенно становятся современными учебными заведениями, которые не ждут исключительно бюджетных средств, а активно зарабатывают деньги сами, занимаясь производственной деятельностью, работой по реальным заказам предприятий столицы. Иждивенчество уходит, вот что главное. Одна из важных и трудных проблем – организация практики на предприятиях, это узловая точка, по которой нужно дискутировать, обходить все инстанции, а не просто требовать от работодателей создания среды в городе, где они примут на себя часть ответственности за подготовку кадров. Мы иногда отказываемся от этого и начинаем сами создавать места для практики, что неправильно. Нам нужна все-таки практика на реальных предприятиях, чтобы не выпускать рабочих-теоретиков. К сожалению, сегодня совсем нет разговоров о ремесленничестве, а ведь в Германии есть замечательная практика по подготовке кадров для производства под эгидой Палат ремесленников. Опыт этот Москва изучала, внедряла, и, возможно, эта форма подготовки все же получит более широкое распространение. Думаю, нужно все же разобраться в том, что первично, а что вторично. Раньше на первом месте была социальная задача, поэтому и произошел серьезный перекос в подготовке рабочих кадров. Сегодня нам нужно не только защищать детство, но и выстраивать социальную защиту, давая ребятам хорошую профессиональную подготовку, востребованные профессии, которые помогут им найти свое место на рынке труда и быть успешными.

Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования:

– Программу «Столичное образование-4» нам не выполнить без грамотной кадровой работы. Не секрет, что Москва имеет особые возможности использования мощного вузовского потенциала для поддержки деятельности школ. Ни в одном городе России нет такого спектра вузов, нет такого спектра направлений работы высшей школы. Современные столичные школы выполняют сегодня задачи подготовки школьников в непростой, постоянно изменяющейся социально-экономической и политической ситуации в обществе. Но, кроме того, бесспорно, одной из главных задач школы стала и подготовка учеников к получению высшего образования, поэтому тут особенно нужны новые формы взаимодействия средней и высшей школы. К сожалению, на территории нашего округа мало вузов, но, несмотря на это, в течение уже многих лет мы традиционно поддерживаем и развиваем отношения с высшей школой. 62 школы округа сотрудничают с вузами на основе договоров, в том числе и с педагогическими вузами системы Департамента образования. Наиболее активно округ работает с Московским городским педагогическим университетом. Новым стало то, что в последнее время расширяется взаимодействие и с частными вузами, например, в прошлом году сложилась интересная работа с Московской финансово-юридической академией. Одна из самых плодотворных форм сотрудничества с городскими педагогическими вузами – подготовка по целевому набору. Если в прошлом году мы направили на обучение 69 «целевиков», то в этом году их стало почти в два раза больше. Но тут есть проблема: очень часто выпускники школ рассматривают педвуз как запасной вариант. Не всегда туда идут успешно окончившие школы, но в этом году увеличилось количество медалистов, которые решили стать педагогами. Но, с другой стороны, мы видим, как тот, кого считали в школе средним учеником, вдруг получает в педвузе второе дыхание, а школа – хорошего специалиста. Окружная комиссия проводит кропотливое собеседование с учащимися, родителями, педагогами и только после этого дает направление на целевое обучение в педвузе. Бесспорно, нашей надеждой становятся молодые специалисты. Сегодня каждая пятая школа в округе имеет договор с педвузами о прохождении педагогической практики, но при этом хотелось бы, чтобы знакомство с будущим учителем происходило не на пятом, а уже на четвертом курсе, тогда школа сможет лучше познакомиться со своим будущим коллегой, заинтересовать его в работе именно в этом коллективе. В прошлом году на работу в округ пришли 207 молодых специалистов, для нас это очень отрадно, потому что в прошлом году их было в два раза меньше. Уменьшился и отсев молодых учителей, в позапрошлом году ушли 15 молодых специалистов, а в прошлом – только 5.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте