“Наконец-то ! Давно пора!..” – такими были единодушные отзывы преподавателей школ, когда я показывала им “Учительскую газету” с опубликованными проектами “Обязательного минимума содержания образования” и “Требований к уровню подготовки выпускников”. Учителя- предметники первым делом начинали искать “свои” разделы. Внимательно вчитывались. Далее реакция была различной. “Гуманитарии” выражали явное одобрение. А вот у “технарей”, как правило, следовало недоуменное восклицание: “Как! И это все? А почему нет…” Далее следовало перечисление выпавших из “минимума на завтра”, но изучаемых сегодня тем. Хотя, по большому счету, главный вопрос в сегодняшней школе все же не что учить, а как. И чему?..
Прокомментировать опубликованные в “УГ” проекты я попросила Ирину Логвинову, ректора Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
– Давайте рассмотрим ситуацию на примере дождевого червяка! Во времена советской школы все учителя на территории всего Советского Союза обязаны были практически в один и тот же день потратить на изучение этого червяка строго отведенное количество часов. Иных вариантов просто не было! Потом мы вроде бы отошли от подобных жестких рамок. Но тем не менее все равно упорно пытаемся стандартизировать процесс. На мой же взгляд, гораздо более важно сначала понять и прописать, каким мы хотим получить нашего выпускника. Какие требования школа должна предъявить к нему на выходе? И только после этого можно четко определить, что же мы обязаны для этого ему дать.
Я считаю, что появление подобного рода проектов – это еще один шаг на пути к единому государственному экзамену. Не секрет, что сегодня существует огромная вилка между требованиями школы и вуза. Нам неоднократно приходится вступать в полемику с преподавателями высших учебных заведений, которые считают, что школа сегодня учит очень плохо. Мы не можем с этим согласиться, потому что задача школы – не подготовка к поступлению в какой-то конкретный вуз. Задача среднего учебного заведения – дать человеку общее образование! А вот каким оно должно быть – об этом как раз можно спорить…
Согласитесь, успех в жизни сейчас зависит не только от “красной корочки”, но и от иных, не менее, а, на мой взгляд, гораздо более важных факторов! От степени способности человека к социализации, от его мобильности, умения принимать правильные решения, быть самостоятельным, ответственным в этом выборе… Сегодня выпускник должен быть функционально грамотен, активен и способен побороться за себя. У каждого свой потолок: кто-то – станет президентом, кто-то слесарем в автомастерской. Но в любом случае человек должен состояться. И мы должны помочь ребенку в то время, пока он учится в школе, понять, что это значит!
С моей точки зрения, отбор содержания в образовании, тех технологий, которыми мы должны это содержание детям передавать, логично прежде всего делать с позиций взращивания успешной личности! Возьмите, к примеру, математику. Существует очень распространенная позиция: этот ребенок способен, а этот не способен… Но ведь этот предмет может стать самым настоящим полем для формирования личности ребенка! Решил задачу правильно – вот тебе наглядное ощущение победы над собой! Или наоборот…
Или возьмем историю. Как мы ее изучаем? Как бесконечную череду войн, иных общественно-экономических и политических катаклизмов. А жизнь где-то рядом, сама по себе. Я считаю, что историю прежде всего надо изучать через поступки тех людей, которые ее творили. Говорить о мотивах их поведения, о той роли, которую исторические личности играли в процессе развития общества…
Понятно, что представленные проекты не претендуют на абсолютность. Стратегическая задача Правительства России сегодня – модернизировать образование таким образом, чтобы оно было наименее затратным для бюджета. Поэтому сегодня очень важно стандартизировать ту часть, которая будет бесплатно доступна каждому гражданину России. Но здесь встает иная проблема – проблема профессиональной мобильности. То есть готовности и способности наших педагогов работать по-иному, в расчете на требования сегодняшнего дня. А это уже тема совсем другого разговора.
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии