В торжественной и радостной обстановке для учителей, только что окончивших педагогические образовательные учреждения, звучали стихи и песни, выступали лучшие танцевальные коллективы округа. С теплотой и благодарностью молодые педагоги встречали приветственные слова гостей: начальника Управления развития социальной сферы префектуры Северо-Восточного округа В.Алексеева, представителей окружного управления образования – начальника отдела кадров Натальи Ветгарнович, председателя профсоюзной территориальной организации работников образования и науки Нины Вуколовой.
Важной частью праздника стали выступления методистов окружного учебно-методического центра, методистов-наставников Центра наставничества, членов Совета молодых педагогов. Во всех выступлениях звучал один лейтмотив – исключительно важен труд учителя, важны призвание и признание. Шел разговор о «мудрейшей из всех профессий с названьем гордым Педагог», о том, что молодые учителя с их неистребимой жаждой новизны, силой молодости, немалым багажом знаний и полетом творчества способны наполнить свежим дыханием традиционные устои школы, принести новые импульсы для ее дальнейшего развития и процветания. Отмеченные в речах выступающих новые веяния молодых идей и энтузиазма стали важным подспорьем в решении задачи обновления современной школы, поставленной перед педагогическим сообществом национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Однако молодому педагогу, вчерашнему студенту, включиться в ритм современной школы очень сложно! Ведь новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Период адаптации молодого специалиста всего три года. Тем не менее он самый ответственный, поскольку именно в эти годы закладывается фундамент того, что мы будем иметь в будущем. В 2010-2011 учебном году в системе образования Северо-Восточного округа работают более 700 молодых специалистов. У каждого из них свои способности и затруднения, проблемы и вопросы. В связи с этим работа с молодыми педагогами – одно из приоритетных направлений деятельности Учебно-методического центра Северо-Востока. Для того чтобы ускорить и облегчить профессиональное становление начинающих учителей, под руководством методистов нашего центра организованы и регулярно действуют школы молодого специалиста для учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и других специалистов. Наибольшее число молодых учителей – учителя иностранного языка. Пообщаться и поделиться сложностями и успехами, возникающими в их профессиональной деятельности, они могут в клубе, организованном при нашем центре. Начальный период трудовой деятельности всегда наиболее сложный. Безболезненно войти в профессию, освоиться в новом коллективе, предотвратить риск профессионального выгорания начинающим специалистам помогают практические семинары, проводимые методистами-психологами. Молодые специалисты с интересом посещают занятия, организованные методическим центром. Они с увлечением изучают передовую педагогическую науку, обмениваются накопленным опытом, учатся анализировать успехи и неудачи коллег и, самое главное, применяют на практике знания и навыки, полученные на этих занятиях. Для наиболее естественной интеграции начинающих учителей в педагогическое сообщество округа методисты приглашают их стать непосредственными участниками разнообразных форм методической работы – теоретических семинаров, «круглых столов», семинаров-практикумов, мастер-классов. В рамках этих мероприятий молодые коллеги общаются с мастерами – победителями конкурсов, знакомятся с их опытом работы, например, в конце ноября на территории СВАО в Центре образования №293 победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы-2010» провели мастер-классы в рамках общественно-педагогической акции «Учителя года Москвы и России – молодым учителям». Ежегодно методисты округа направляют молодых учителей на курсы повышения квалификации. Благодаря им молодые специалисты становятся более компетентными в вопросах обучения и воспитания, социальной защиты и психолого-педагогической поддержки образовательного процесса. Успешная работа окружной методической службы особенно видна, когда молодые учителя становятся победителями профессиональных конкурсов педагогического мастерства. Всего лишь за два года существования номинации «Молодой педагог» в рамках конкурса «Учитель года Москвы» учителя Северо-Восточного округа побеждали дважды: Н.Кузьмина, учитель музыки ЦО №287, в 2008-2009 учебном году и И.Ивлева, учитель русского языка и литературы школы №1237, – в 2009-2010 учебном году. Мы гордимся нашими молодыми учителями – победителями и верим в то, что славная традиция побед учителей нашего округа в этой номинации будет продолжена. В 2010 году на базе Северо-Восточного окружного учебно-методического центра был создан Центр наставничества молодых специалистов образовательных учреждений округа. К работе в Центре привлечены лучшие педагоги окружной системы образования, завершающие свою педагогическую деятельность. Они считают своей главной целью оказание действенной методической, психологической, правовой и социальной поддержки молодым учителям. Чем же может помочь Центр наставничества молодым специалистам? Его предназначение – обеспечить педагогическое сопровождение, способствующее быстрому включению в профессиональное сообщество. Методисты-наставники окажут психолого-педагогическую поддержку молодым учителям, столь важную в период адаптации к новой профессиональной ситуации, к новому коллективу, к новой учебно-воспитательной среде, помогут начинающему специалисту реализовать свой учительский потенциал, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, способствуют формированию у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В Северо-Восточном учебном округе идет активная, целенаправленная всесторонняя работа, помогающая начинающим учителям преодолеть преграды на пути своего профессионального становления. Мы надеемся, что каждый молодой специалист нашего округа будет помнить, что у него есть все, что нужно, для того чтобы стать мастером. Единственное, чего у него нет, – это права остановиться в своем росте. Ведь еще великий российский педагог, основоположник отечественной педагогики Константин Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Елена АВРУТИНА, руководитель методического центра СВАО
Комментарии